logo
Комплексный механизм управления предприятием

3.2 Методы совершенствования механизма управления предприятием

На основании проведенного исследования, мы считаем необходимым разработать механизм управления затратами на предприятии.

Сокращение затрат неотделимо от понятия «эффективность затрат» или их рентабельности. Если не вдаваться в тонкости, то рентабельность определяется как выручка, отнесенная к затратам. Можно выделить три основных модели повышения эффективности затрат:

- «чистое» снижение издержек - при сокращении издержек не снижается выручка (т.е. основная экономия происходит за счет постоянных затрат);

- «интенсификация» затрат - при незначительном увеличении издержек существенно повышается и выручка. Как правило, это означает на практике, что внедрение нового оборудования, технологии позволяет повысить производительность оборудования, а следовательно, и выручку;

- «фиксация» затрат - при увеличении выручки затраты не увеличиваются.

Как правило, это означает либо примитивное повышение цены на продукцию, либо равноценный рост производительных затрат и снижение непроизводительных.

Достоинства и недостатки каждой из указанных моделей приводятся в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Достоинства и недостатки моделей управления затратами

Модель повышения эффективности затрат

Преимущества

Недостатки

Выводы

«Чистое» снижение издержек

Реально снижаются

издержки за счет

устранения непроизводительных затрат; повышается рентабельность

Требуется серьезный

анализ затрат компании; существует риск

недовольства персонала, а также снижения

производительности труда в результате устранения действительно необходимых затрат

Эффективна для развитых компаний

«Интенсификация» затрат

Увеличивается выручка за счет

внедрения новых

технологий и

повышения выпуска

продукции; поддерживается большинством персонала (в случае грамотной мотивации); повышается рентабельность

Возможна лишь в случае

доступности новых

рынков сбыта и

потребителей; требуются инвестиции и их обоснование

Эффективна для развивающихся компаний на

развивающихся рынках

«Фиксация» затрат

Повышается рентабельность при фиксированных издержках; увеличивается выпуск продукции

при снижении

затрат

Повышение цен не всегда

возможно; в случае роста выпуска продукции не избежать увеличения затрат

Эффективна для компаний, использующих бережливое производство

Какой бы вариант сокращения издержек компания ни выбрала, в любом случае следует начинать с уменьшения так называемых непроизводительных затрат. Это такие затраты, которые не добавляют ценности (качества) готовой продукции (работам, услугам), востребованной потребителем. К ним относятся: перепроизводство продукции; дефекты и переделка; передвижения и перемещения материалов, деталей, инструмента; запасы; излишняя обработка; ожидание.

Проблему перепроизводства продукции можно выразить одной фразой «Производим больше, чем можем продать». К перепроизводству продукции приводят недостатки планирования выпуска продукции, неадекватное понимание потребностей клиентов, большие производственные заделы. В результате затрачивается масса ресурсов, времени и т.п., что, в конечном счете, сводится к денежным издержкам, а отдачи (выручки) компании не получает. Компания, занимающаяся разработкой программного обеспечения, на этапе проектирования допускает много ошибок, которые приходится устранять на этапе его внедрения, что весьма трудоемко и затратно с финансовой точки зрения.

Дефекты и переделка, т.е. неисправимый и исправимый брак, также вредны с точки зрения издержек - на них тратятся ресурсы, а отдачи нет (либо она относительно небольшая в случае неисправимого брака).

Излишние перемещения материалов, деталей, инструмента из-за их нерационального расположения не добавляют никакой добавленной ценности и, следовательно, просто бесполезны.

Излишние запасы «омертвляют» оборотный капитал, а также требуют дополнительных расходов на хранение. Причиной их возникновения являются недостатки планирования потребностей, тяготение к закупке «про запас», наличие «неликвидов».

Излишняя обработка означает добавление продукции таких свойств и такого качества, которые не востребованы потребителем и за которые он не готов платить.

Ожидание - это, по сути, простои в работе, а простои для компании - это недополученная прибыль. Они возникают по различным причинам: необязательность внешних и внутренних поставщиков, длительные переналадки оборудования, ремонтные работы, некачественное планирование загрузки производственных мощностей и т.д.

Для устранения или минимизации каждого из указанных видов непроизводительных затрат необходимо применять различные методы в зависимости от причины их возникновения. Общие подходы к сокращению непроизводительных затрат приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 - Общие подходы к сокращению непроизводительных затрат

Виды непроизводительных затрат

Способы сокращения непроизводительных затрат

Перепроизводство продукции

Улучшение качества планирования производства;

применение модели «вытягивающего» производства;

сокращение времени на наладку и переналадку

производственных линий; проведение исследования потенциального спроса

Дефекты и переделка

Внедрение систем контроля за выполнением операций

Передвижения и перемещения материалов, деталей, инструмента

Оптимизация перемещений в производственных

процессах рациональная организация рабочих мест,

производственных линий, расположения мест

хранения

Запасы

Оптимизация планирования запасов;

применение методики «точно в срок», «канбан»

Излишняя обработка

Изменение потребительских свойств продукта, а

также технологии производства и т.п.

Ожидание

Выравнивание загрузки производственных линий;

синхронизация процессов

Сокращение затрат должно происходить не хаотично, а систематически и иметь под собой соответствующую методическую основу. Для этого компания должна разработать программу сокращения затрат и реализовать ее с учетом своих целей, условий и ограничений.