logo
Анализ развития химической промышленности в развитых странах и России

2.3 Современное состояние химической промышленности в России

Специалисты Минпромнауки прогнозируют прирост производства в химической промышленности России в 2001 - 2007 годах на 31,7%. Промышленный подъем в России, начавшийся 3 года назад, затронул и химическую индустрию.

Выросло внутреннее потребление упаковочных материалов в пищевой индустрии, легкая промышленность стала больше закупать синтетических нитей, а сельскохозяйственные производители - минеральных удобрений. В целом по России прирост химической промышленности по итогам 2001 года может составить 5-8%.

По расчетам специалистов, Россия не производит в достаточном количестве удобрений. Сейчас агропромышленный комплекс (АПК) страны не в состоянии их закупать, как 10-15 лет назад. Поэтому до 80% этой продукции идет на экспорт, а оставшиеся 20% реализуется на внутреннем рынке. Сельскохозяйственные чиновники в последнее время говорят о росте в АПК, государственная статистика это подтверждает (рост производства в сельском хозяйстве за январь-август 2005 года составил 10,3%). Внутренний спрос на удобрения увеличивается, и может возникнуть дефицит. Тогда «бегство» удобрений из страны прекратится.

Но состояние производственных фондов не позволяет делать особо радужные прогнозы. Согласно данным Госкомстата Российской Федерации, производители российской химической индустрии лидируют среди промышленных предприятий других отраслей по степени износа основных производственных фондов. Возраст значительной части оборудования, находящегося в распоряжении химических заводов, превышает 20 лет. Основная проблема заключается даже не в износе оборудования, а в используемых технологиях. Производственный процесс в химической промышленности - дело энергоемкое. Доля затрат на энергоресурсы в структуре себестоимости по некоторым видам продукции может превышать 50%. Несовременные технологии отрицательно влияют на цену и качество продукции. Она не всегда соответствует ГОСТам. Да и многие ГОСТы уже устарели. Покупатель предъявляет более высокие требования. По смолам, например, российские производители уступили рынок импортной продукции. Он буквально завален дешевым товаром из-за границы. Например, до недавнего времени эпоксидную смолу, и сырье для ее производства в России выпускало только одно предприятие в Уфе.

Несмотря на двухгодичный рост химической промышленности в России, производственные мощности предприятий все еще не используются полностью, а некоторые заводы загружены меньше чем наполовину. Часть мощностей просто простаивает в ожидании своего звездного часа. Эти обстоятельства заставляют руководителей заводов не спешить с обновлением производственных фондов. Хотя финансовые возможности у них для этого есть. Банки достаточно легко соглашаются кредитовать химические заводы. Даже если должник не рассчитается деньгами, кредитор может рассчитывать на часть акций. Спрос на химические предприятия со стороны нефтегазовых холдингов остается высокий, поэтому реализовать акции можно с хорошей прибылью [12, с. 33].

Подходит к концу и период слияний в химической промышленности на территории России. Для слившихся в вертикально интегрированные холдинги компаний наступает новая эра. Им нужно искать стратегических партнеров среди потребителей красок, шин, полимеров, удобрений и прочего, и, возможно, в будущем вкладывать деньги в развитие своих клиентов. И наоборот, потребители начнут активно инвестировать в своих поставщиков.

Министерство промышленности и энергетики РФ в среду проведет в Туле расширенное совещание, посвященное рассмотрению проекта стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года.

Необходимо также внедрение таких инструментов управления спросом, которые обеспечивают эффективность использования энергии. Внутренняя цена, на которую планируется плавный выход к 2011 году, будет ниже внешней примерно на 40% с учетом экспортной пошлины и логистики.

Одной из важнейших задач российских химических компаний является создание эффективно функционирующих конкурентоспособных бизнесов. Следствием этого процесса станет повышение стоимости компаний.

Анализ мировых тенденций в химической промышленности показывает, что в настоящий момент российские компании, работающие в химической отрасли, имеют хороший потенциал для развития.

Ужесточение экологических норм, высокая стоимость рабочей силы и энергоресурсов в развитых странах, определяет тенденцию переноса производства продуктов базовой химии в страны с более либеральным законодательством и низкой стоимостью ресурсов, к которым относится и Россия.

Параллельно идет процесс модернизации уже существующих производств в развитых странах с переходом на более безопасные и эффективные технологии, а также специализация компаний, работающих в развитых странах, на продуктах с высокой добавленной стоимостью.

Наличие в России производственных мощностей, низкая стоимость ресурсов, наличие более или менее квалифицированного персонала, а также либеральное экологическое законодательство, создают возможности для развития в России эффективных химических компаний.

Учет страновых аспектов конкуренции на мировом химическом рынке, заставляет ведущие мировые компании корректировать свою стратегию: традиционная для химических компаний стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания и эффективным использованием внутреннего потенциала компаний.

Фактором, который определяет такое развитие событий, является усиливающаяся конкуренция со стороны производителей из Юго-Восточной Азии. В течение ближайших 3-5 лет страны Юго-Восточной Азии будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса, однако, в дальнейшем станут основными конкурентами, как мировых лидеров, так и российских компаний.

Типовые бизнес-модели химических компаний

1. Для химической отрасли не характерно развитие небольших компаний. Успешные небольшие компании (до 500 млн - 1 млрд USD) концентрируются на развитии продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эффективные компании с оборотом до 1 млрд. USD часто не имеют собственного производства продуктов базовой химии.

2. Наиболее успешны в настоящий момент компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, пластмассы и т.д.);

Пример (компании, работающие на рынке хлорной химии)

1. Концентрируясь на развитии хлорпотребляющих производств, компании позиционируют хлорную химию как центр прибыли для группы, что характеризуется [4, с. 73]:

- Низкими вложениями в НИОКР, сконцентрированными на повышении операционной эффективности хлорного бизнеса;

- НИОКР координируется под задачи производств с высокой добавленной стоимостью;

- Бизнес-единицы выделяются по продуктово-технологическому принципу.

2. Концентрируясь на развития продуктов с высокой добавленной стоимостью, предприятия рассматриваются хлорный бизнес как полноценное направление развития, что характеризуется:

- Выделением бизнес-единиц по продуктово-рыночному принципу;

- Концентрацией на продуктах с высокой добавленной стоимостью;

- Концентрацией на разработке новых, прорывных технологий.

Возможности и угрозы развития российской химической промышленности

Возможности

1. Значительная емкость российского рынка, динамичное развитие рынка;

2. Хорошие экспортные возможности и возможности импортозамещения;

3. Высокий барьер на вход в отрасль - высокая трудоемкость и длительный период окупаемости проектов;

Угрозы

1. Угроза ужесточения экологического законодательства;

2. Угроза ограничения экспортных поставок на традиционные рынки, например, введение пошлин на экспорт суспензионного ПВХ в Китай;

3. Угроза роста себестоимости производимой продукции: в 1,5 раза за 5 лет;

4. Угроза роста импорта в Россию продуктов хлорной химии;

5. Угроза создания в России производств с высокой добавленной стоимостью европейскими компаниями, например, создание СП Solvay - Каустик (Волгоград);

6. Изношенность основных фондов и значительный объем инвестиций, необходимых для модернизации производства.

Успех российских компаний на рынке и их стоимость во многом будут определяться тем, какую стратегию они будут реализовывать. Опыт успешных западных компаний показывает, что в основе эффективной стратегии в современных условиях должны лежать следующие базовые принципы: