logo
Исламский банкинг: основные отличия и инструменты

1.1 Специфика исламской экономики, отличительные черты

Специфика исламской экономики заключается главным образом в том, что основы для ее осуществления и функционирования не могут идти вразрез с предписаниями Корана и Сунны пророка Мухаммеда, и полностью с ними согласуются.

Выделим основные отличительные черты исламской экономической модели от мировой:

- Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность с приоритетом морально-этических принципов. Исламская экономика рассматривается учеными и богословами мусульманского Востока со времен расцвета Халифата и понимается как часть общественного устройства, законы которого были определены божественным замыслом и переданы человечеству через цепочку пророков: Авраама, Моисея, Иисуса и в завершающем учении о мироздании пророка Мухаммеда. В этом понимании исламская экономика имеет еще одно название - «таухидная экономика» (от араб. «таухид»-единобожие). Социальная ориентация предполагает основную цель развития экономики - обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие экономики и хозяйственный рост. Наряду с этим, теологи и экономисты подчеркивают особую роль исламской этики и присущую ей способность ограждать хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззаконий. Все экономические категории, такие как: деньги, капитал, прибыль, богатство, производство, рассматриваются сквозь призму моральных норм и ценностных ориентиров ислама.

- Справедливость является приоритетной целью экономической деятельности. В исламском понимании это не только моральная категория, но и адекватная экономическая категория.[6, с. 15]

- Все виды отношений (в том числе и экономических) между людьми с точки зрения исламского права рассматриваются как договор или контракт, под которыми подразумевается наличие прав и обязательств сторон в различного вида отношениях с приоритетом законов Шариата.

- Важная роль концепции «наместничества», в соответствии с которой владелец какого-либо имеющего стоимость и ценность ресурса является не собственником, а поверенным истинного владельца - Аллаха. «Предполагается, таким образом, что чем больше богатства/ресурса имеется в распоряжении конкретного лица, тем выше его ответственность как уполномоченного Всевышнего, в том числе за обеспечение роста благосостояния как своего, так и общества в целом.» [7, с. 10] Важный аспект состоит в том, что доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств. Для борьбы с этим еще во времена пророка Мухаммеда был применен экономический механизм,- неработающие активы облагались специальным налогом в пользу бедных- который по-арабски называется «закят»[8, с. 10].

- Запрещение ряда действий, называемых по-арабски «гарар», что означает «опасность», «вводить в заблуждение», «подвергать риску». Под «гараром» подразумевается проведение операций купли-продажи товара, которого нет в наличии, и производство которого планируется в будущем: купля-продажа ценных бумаг без раскрытия реального актива, который служит содержимым ценных бумаг; купля-продажа товара без исчерпывающей спецификации; сделки без указания точной цены; сделки с указанием неконкретных сроков исполнения договоренностей.

Стоит отметить, что в западной, мировой экономической системе вышеперечисленный элемент, понимаемые как «гарар», разрешен и повсеместно используются без каких-либо ограничений. Однако шариат отнюдь не отрицает риск, а, напротив, риск поощряется в том смысле, что обе стороны, вступая в экономические отношения, осознают возможные потери и не претендуют на их возмещение за счет друг друга. Вместе с тем, шариатом запрещается бессмысленный риск, следовательно, «гарар» интерпретируется как неоправданный риск, т.к. невозможно с наибольшей вероятностью просчитать возможные потери.

Еще одно понятие, связанное с «гараром» - «мейсир» (с араб. - «азартная игра»). Запрещение азартных игр в исламской экономической модели сводится к двум основным пониманиям:

1) Получение дохода, возникающего в результате стечения обстоятельств. Такой доход является запрещаемым, так как его получение не связано с производством и использованием труда. Примером может служить игра в казино.

2) Глобальное понимание «мейсира» как одной из отличительных черт современной капиталистической экономики - трансграничные миграции колоссальных денежных потоков с целью собственного расширенного воспроизводства денежных средств без производства реального богатства, материального и нематериального.[11, с. 14]

- Деньги рассматриваются как служебный, технический инструмент и не могут являться предметом купли-продажи.

- Запрет «риба» (с араб. «приращение», «превышение»). В русском языке арабскому понятию «риба» наиболее соответствует слово «ростовщичество» в понимании прироста суммы долга против его изначального размера. В исламе «риба» рассматривается как грех. Пророк Мухаммед считал взимание процентов явлением в 36 раз худшим, чем супружеская измена, за которую по шариату полагается смертная казнь. В Коране взимание процента приравнивается к наиболее злостным грехам и расценивается как прямой вызов Аллаху, о чем говорится во многих религиозных стихах.

Стремясь к созданию экономической системы, основанной на честности и справедливости, ислам считает, что деньги не могут прирастать по стоимости сами по себе, как это происходит, когда они берутся под процент. Кроме того, взимание процента с долга кредитором или получение заемщиком определяется как прибыль, полученная без приложения производственных усилий.

- Исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную - государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал.

Вместе с тем, согласно исламу имущество любого человека принадлежит Аллаху, неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества кого-либо недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации.

Таким образом, основываясь на предписаниях Корана и Сунны, специфика исламской экономики заключается в следующем:

собственник какого-либо блага является поверенным истинного владельца этого блага - Аллаха;

исламская финансовая система имеет ярко выраженную социальную направленность;

исламская экономика основывается на моральных принципах, изложенных в Коране и Сунне;

ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопительство денежных средств;

запрещение проведения финансовых операций, которые контрагентов вводят в заблуждение;

запрещается получение прибыли, не связанное с использованием труда и производства.

деньги - это инструмент, а не предмет купли-продажи;

запрещение ростовщического процента;

признание как частной, так и общественной собственности на средства производства;

основой производительной деятельности является труд, а не капитал;

частная собственность неприкосновенна, так как опосредована собственностью Аллаха