logo
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности России

1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы регулирования экспорта, регулирующие органы

Согласно законодательству Российской Федерации (далее РФ) внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров, при этом под экспортом товара понимают вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД), российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников ВЭД

3) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

4) обеспечение выполнения обязательств РФ по международным договорам

5) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей;

6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования ВЭД;

7) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности ВЭД;

8) исключение неоправданного вмешательства государства во ВЭД участников ВЭД.

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

12) единство системы государственного регулирования ВЭД;

13) единство применения методов государственного регулирования ВЭД на всей территории РФ [3, ст.4].

Энергичному и быстрому воздействию на регулирование различных форм ВЭД способствуют указы Президента. Высшими органами, осуществляющими государственное регулирование ВЭД, являются Совет Федерации и Государственная Дума, которые вправе принимать, изменять, отменять законы, регулирующие внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и другие формы внешнеэкономического сотрудничества и взаимодействия. Общее руководство внешнеэкономической деятельностью осуществляет Правительство на основе принятия нормативных актов управления по вопросам ВЭД, координации деятельности министерств и ведомств в сфере ВЭД, проведения переговоров и заключения межправительственных договоров.

На Министерство экономического развития и торговли (далее МЭРТ) возложены такие регулирующие функции:

-выработка стратегии внешнеэкономической политики и обеспечение ее проведения всеми субъектами ВЭД на основе координации их действий в соответствии с международными договорами;

-разработка единой валютной, кредитной, ценовой политики;

-осуществление контроля за соблюдением всеми субъектами ВЭД законов и условий международных договоров;

-сотрудничество с различными международными и межправительственными комиссиями по вопросам развития и регулирования ВЭД;

-подготовка и заключение внешнеторговых договоров и соглашений с разными странами;

-координация и согласование внешнеэкономической деятельности с Министерством экономики, Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами;

-осуществление мер нетарифного регулирования ВЭД.

В структуру МЭРТ входит Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности, который в свою очередь обеспечивает реализацию следующих основных функций:

- Обеспечение реализации функции Министерства как ответственного исполнителя государственной программы "Развитие внешнеэкономической деятельности";

- Анализ состояния мировых товарных рынков, конъюнктуры мировых цен на продовольственные товары; прогноз социально-экономического развития РФ в части ВЭД;

- Осуществление экспертизы контактов экспортных кредитов, заключенных российским экспортером и импортером страны-кредитора и предусматривающих осуществление поставок продукции (товаров и (или) услуг) в счет погашения и (или) обслуживания государственного внешнего долга РФ;

- Координация деятельности в Министерстве по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом;

- Осуществление деятельности по выявлению, обобщению, предотвращению и устранению ограничений, запретов или дискриминации экспорта российских товаров;

- Ведение реестра ограничительных мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров, услуг, инвестиций и рабочей силы [15].

Важная роль в регулировании ВЭД принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.

Методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы (таблица 1).

Таможенно-тарифные меры - совокупность организационных, экономических, правовых мероприятий, осуществляемых в установленном законодательством порядке государственными органами и направленных на регулирование внешнеэкономической деятельности.

Таблица 1

Методы регулирования экспорта товаров

Методы

Инструменты

Тарифные

Таможенные пошлины

Нетарифные

Количественные

Квотирование

Лицензирование

Добровольное ограничение

Финансовые

Субсидии

Кредитование

Демпинг

Составлено по материалам: Делятицкая А.В. Мировая экономика. Учебное пособие / М: МГУП, 2000.// http://hi-edu.ru

Когда экспорт определенного вида продукции противоречит государственным интересам, применяются вывозные таможенные пошлины. Они могут быть сравнительно невысокими, когда заинтересованность не настолько высока, чтобы запретить такой экспорт и достигать 100%, когда экспорт определенного товара крайне нежелателен. Как правило, особо контролируется сырьё. К примеру, в вывозной пошлиной облагается древесина, нефть, шкуры животных, многие виды рыб и прочее. И это соответствует интересам государства: намного выгодней переработать сырье и продать готовую продукцию, тем самым обеспечив дополнительный доход в бюджет и работу для граждан страны. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 16 июля 2002 г. №530, согласно которому действующие ставки вывозных таможенных пошлин применяются в отношении вывозимых с таможенной территории РФ на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза (далее ТС) товаров, экспортируемых на основании договора (контракта) между резидентом РФ и нерезидентом государства - участника ТС Решением Совета Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) от 16 июля 2012 г. №54 был утвержден Единый таможенный тариф ТС (далее - ЕТТ ТС), выполняющий роль главного инструмента таможенно-тарифной политики [22].

Нетарифные ограничения -- это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующие проникновению иностранных товаров на внутренние рынки.

Цель этих мер - усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности. НТО используются в отношении экспортных операций для защиты национальных рынков.

В международной практике нетарифные меры, используемые в качестве барьеров, делят на две группы:

- экономические - особые виды пошлин, различные налоги и сборы, импортные депозиты, меры валютного регулирования;

- административные - эмбарго, лицензирование и квотирование, "добровольные ограничения экспорта, монополистические меры, использование в протекционистских целях стандартов и технических норм, дополнительных таможенных документов и процедур и др.

Квотирование и лицензирование остаются основными мерами нетарифного ограничения экспорта и импорта [20].

Квотирование - это установление государством на определенный период времени максимального объема экспорта/импорта товара, определенной номенклатуры. Может быть как стоимостным ограничением, так и ограничением в натуральных единицах.

Экспортные квоты применяются для предотвращения либо уменьшения критического недостатка товаров на внутреннем рынке продовольственных и иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка (перечень таких товаров утверждается Евразийской экономической комиссией, например, мясо, молоко, мука, масло и т.д.); Экспортные квоты - вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х годов); Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в%). Экспортная квота подтверждается лицензией, выдаваемой соответствующими государственными органами. Экспортные квоты косвенно влияют и на состояние внутреннего рынка страны, вывозящей те или иные товары, т.к. являются инструментом регулирования спроса и предложения их на внутреннем рынке. Используются отдельными странами для ограничения экспорта стратегических товаров [24].

Следует отметить, что согласно таможенному законодательству ТС при введении ЕЭК на единой таможенной территории ТС количественных ограничений экспортные квоты применяются только в отношении товаров, происходящих с единой таможенной территории.

КТС распределяет объемы экспортной квоты между государствами ТС и определяет метод распределения долей среди ВЭД ТС. Перечень квотируемых товаров и размер квот в рамках действующего ТС Белоруссии, Казахстана и России определяется КТС. Товары, в отношении которых могут вводиться количественные ограничения экспорта, должны содержаться в перечне товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка ТС, в отношении которых в исключительных случаях могут быть введены временные ограничения или запреты экспорта [1, ст.3].

Лицензирование экспорта в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случаях введения временных количественных ограничений на экспорт, реализации разрешительного порядка экспорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь и здоровье граждан, предоставления исключительного права на экспорт отдельных видов товаров, выполнения РФ международных обязательств [7, с.131].

Минпромторг РФ промышленности и торговли и его территориальные органы выдают участникам внешнеторговой деятельности (заявителям) следующие виды лицензий:

а) разовая лицензия - документ, выдаваемый выдается на основании договора (контракта), оформившего внешнеторговую сделку, предметом которой является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. б) генеральная лицензия - выдаваемый заявителю на основании решения Правительства РФ документ, разрешающий экспорт и (или) импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия генеральной лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи. в) исключительная лицензия - документ, предоставляющий заявителю исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, определенное соответствующим федеральным законом [14].

В России действует порядок квотирования и лицензирования поставок товаров на экспорт, осуществляемый в соответствии с международными обязательствами РФ, распространяется на карбид кремния в страны ЕС, нитрата аммония в Великобританию, текстильных товаров, алюминия [2].

Добровольное ограничение экспорта - представляет собой соглашение между импортирующей и экспортирующей страной, заключенное по инициативе импортирующей страны. На основании этого соглашения экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров. Такие соглашения практиковались по инициативе США в экспорте Японии в эту страну, начиная с конца 50-х годов ХХ века. Позже они нашли широкое применение в торговле США и Евросоюза со многими государствами. Определилось несколько направлений использования этих ограничений: формальные межправительственные соглашения между двумя странами; неформальные соглашения между производителями экспортирующей страны и потребителями импортирующей страны, которые поддерживаются правительством экспортирующей страны; соглашение о добровольном ограничении экспорта в рамках более широкого многостороннего межгосударственного соглашения, как один из элементов такого соглашения. ГАТТ относило эти соглашения к нелегитимным мерам "серой зоны".Россия (как и иные страны-члены) в условиях членства в ВТО обязуется не применять добровольные ограничения экспорта и подобные меры, и в будущем отменить действующие меры [16].

К формам стимулирования и поощрения экспорта или финансовым методам торговой политики относятся:

Субсидии - это денежная выплата экспортеру, направленная на поддержку национальных производителей и косвенная дискриминацию импорта. Могут выражаться через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования, возврат импортных пошлин, займов по ставке ниже рыночных. В Приложении I Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО приведен иллюстративный перечень видов экспортных субсидий, использование которых правилами ВТО запрещено (список неполный):

-прямые субсидии фирмам-экспортерам или экспортным отраслям в зависимости от результатов и хода экспортных операций;

-субсидии, возникающие в результате применения льготных внутренних транспортных и фрахтовых тарифов, устанавливаемых специально для перевозок экспортных грузов;

-субсидии, возникающие вследствие полного или частичного освобождения от уплаты прямых налогов, уменьшения или отсрочки уплаты прямых налогов, а также отчислений на социальное страхование, подлежащих уплате в связи с экспортом товаров;

-субсидии, возникающие вследствие льготной практики предоставления экспортных кредитов, страхования экспортных кредитов с покрытием разницы за счет государственного бюджета [18].

Кредитование - это скрытое субсидирование экспортера, финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Демпинг - этот метод заключается в продвижении товаров на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен существующих в этих странах.