logo
Вступление Казахстана в ВТО

3.2 Выход на мировой рынок

Как известно, традиционными преимуществами Казахстана в международном разделении труда являются природные богатства и минерально-сырьевые ресурсы. Республике принадлежат мировое первенство по абсолютным запасам и добыче ряда из них и бесспорное лидерство в расчете на душу населения. В коммерческих масштабах страна обладает природными запасами трех черных металлов, 29 цветных, двух драгоценных, 84 промышленных минералов, а также энергоносителей. Занимая седьмое место в мире по запасам нефти, шестое - по запасам газа и второе - по запасам урана, Казахстан вошел в ряд крупнейших экспортеров энергетической продукции. По объемам нефтедобычи Казахстан в настоящее время занимает 2-е место в СНГ и 18-е - в мире после стран Ближнего Востока, России, Венесуэлы, Китая, Норвегии, Канады, Великобритании, Индонезии, Бразилии и некоторых африканских государств. При этом следует отметить, что основными потребителями углеводородов являются США, Япония, Китай, Корея, Индия и европейские страны (60% мирового потребления). Мировой опыт свидетельствует, что сырьевое богатство национальной экономики позитивно воздействует на рост объема валового внутреннего продукта страны. И не случайно особая роль в Стратегии «Казахстан -2030» отводится энергетической отрасли промышленности. Определяя в качестве долгосрочных приоритетов топливно-энергетические ресурсы, эффективное использование которых будет способствовать устойчивому росту экономики и улучшению жизни народа, программа нацеливает на решение вопросов, имеющих принципиальное значение для всего нефтегазового комплекса. Энергетический сектор Казахстана быстро адаптировался к требованиям мирового рынка. Если взглянуть на структуру экспорта, то более 70% приходится на сырьевые энергетические продукты. Казахстан ежегодно обеспечивает до 20% всего импорта газа и нефти, поставляемого в страны ЕС. По данным Агентства статистики Республики Казахстан, доля по некоторым странам Европы достигает весьма значительного уровня: Италия - 74%, Великобритания - 11%, Германия - 10%. Помимо стран ЕС Казахстан имеет два потенциальных рынка сбыта: США и Китай. Сегодня минерально-сырьевой комплекс Казахстана и его важнейшая составляющая - нефтегазовая индустрия вызывают со стороны отечественных и зарубежных инвесторов повышенный интерес. Общий объем иностранных инвестиций в нефтегазовую отрасль составил более 60 миллиардов долларов. Открытие инвестиционным консорциумом «ОКИОК» уникальной нефтегазоносной структуры Кашаган в значительной степени повлияло на распределение запасов углеводородов между крупными транснациональными компаниями. В Казахстане на их долю приходится более 90% извлекаемых запасов и, соответственно, объемов добычи нефти. Открытие месторождения Кашаган позволило увеличить запасы нефти в республике на 35%. Неуклонный рост добычи сырья предполагает решение вопросов расширения нефтяного экспорта, диверсификации рынков сбыта, максимально эффективного использования трубопроводной системы. Так как Казахстан не имеет прямого выхода к открытому морю, то его маркетинговая стратегия основывается на эффективном использовании стратегического расположения в центре Евразии. В стране построена разветвленная сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и Востоке. На сегодняшний день основными направлениями транспортировки казахстанских углеводородов на мировой рынок являются: меридиальный маршрут - через Россию, страны Балтики в Европу; через Каспийско-Черноморский транспортный узел в Европу; восточный маршрут в Китай и страны Азиатско¬Тихоокеанского региона. Ряд проектов казахстанской стороны имеет серьезные экономические и политические преимущества. Каспийский трубопроводный консорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. «Баку-Тбилиси-Джейхан» считается одним из очень перспективных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти. В настоящее время казахстанская нефть направляется через транскаспийскую систему, состоящую из терминалов на территории Казахстана и Азербайджана, танкеров и соединительных сооружений до системы «Баку-Тбилиси-Джейхан» с пропускной способностью 5 миллионов тонн в год. До 2010 года намечается завершить строительство нефтепровода на казахстанском побережье Каспия, что позволит расширить пропускную способность системы транспортировки до 38-40 миллионов тонн в год. Завершено строительство трубопровода в Китай.

Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны-производителя и страны-потребителя. Этот проект может соединить трубо¬проводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Данный проект охватит Западный регион Казахстана, соединив, таким образом, Китай с бассейном Каспия. На сегодня борьба за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти. Поэтому Казахстан крайне заинтересован в достижении политической стабильности и безопасности в регионе, модернизации экономики всех прибрежных государств. В этой связи актуальны инициативы Казахстана по интеграции государств региона в рамках общего энергетического рынка. Исходя из общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранять его биологические ресурсы, флору и фауну.