Ювелирные изделия

курсовая работа

1.3 Понятие и показатели конъюнктуры мирового рынка

Конъюнктура мирового рынка - это совокупность рыночных условий купли-продажи на международных рынках, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода.

Изучение конъюнктуры рынков включает в себя обработку, анализ и систематизацию количественных показателей и качественной информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.

Все конъюнктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его, классифицируются на:

- постоянные;

- временные;

- циклические;

- нециклические.

К постоянно действующим факторам относится государственное регулирование экономики, научно-технический прогресс, инфляция, сезонность в производстве и потреблении товаров.

Факторы воздействующие на конъюнктуру периодически называются временными. Это, например, стихийные бедствия, социальные конфликты, чрезвычайная обстановка.

Наиболее существенное влияние на конъюнктуру оказывает общее состояние мировой экономики, фаза экономического цикла, на которой она находится. В цикле деловой активности выделяются четыре относительно четко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём.

Кроме общехозяйственной конъюнктуры состояние конъюнктуры на отдельные товары определяется рядом специфических факторов, и прежде всего динамикой спроса на них в отраслях-потребителях. При этом могут сказываться как факторы долгосрочного характера, так и различного рода кратковременные процессы [4].

К факторам долгосрочного характера могут быть отнесены структурные изменения в производстве, которые приводят к длительному уменьшению спроса на отдельные товары. Примером такой долгосрочной тенденции может быть постепенное уменьшение спроса на черные металлы, в том числе на сталь, что болезненно отразилось бы на положении этой и связанных с ней отраслей, ввиду перехода к металлосберегающим технологиям, замены стали в качестве конструкционного материала алюминием, уменьшения роли металлоемкой военной техники (танков, артиллерии и т.д.).

К такого рода долгосрочным тенденциям можно отнести появление товаровзаменителей (синтетического каучука, синтетических материалов вместо натуральных и др.). Большое влияние на отдельные фирмы имеют тенденции развития производства данного товара у фирм-конкурентов как у себя в стране, так и за рубежом. Массированный выброс на рынки более дешевых товаров может подорвать конъюнктуру сбыта товара фирмы.

Конъюнктура на отдельный товар может меняться под влиянием стихийных бедствий (временной фактор) в местах его производства (засуха в основных странах - производителях зерна, заморозки в странах, выращивающих кофе). Холодные зимы в Европе или в Северной Америке обычно ведут к удорожанию топлива на мировых рынках.

Существенное влияние на конъюнктуру оказывают политические события.

Конъюнктура многих товаров, особенно биржевых, находится под влиянием текущих спекулятивных колебаний цен, биржевой игры на повышение ("быки") или на понижение ("медведи").

Конъюнктура товарного рынка влияет на конкурентоспособность товаров, экономическую целесообразность и поиск наиболее благоприятного момента для выхода на рынок, проведение политики выбора стран для экспорта или импорта, фирм-контрагентов, стратегию и тактику проведения торговых переговоров [4].

Делись добром ;)