Этапы реформирования экономики Китая

курсовая работа

2.2 Третий этап проведения реформ: 1992-2002

В 1992 г. были выдвинуты цели построения "социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой" и курса дальнейшего проведения всемерной открытости, которые обозначили начало нового этапа реформы и модернизации. 1992 год оценивается как ключевой в проведении коренных реформ. Осенью этого года четырнадцатый всекитайский съезд КПК утвердил создание системы рыночной экономики в качестве цели реформы, что символизировало вступление процесса реформы на совершенно новый этап. "Основными направлениями модернизации стали:

- одновременное развитие различных форм собственности при главной роли общественной сектора;

- продолжение преобразований хозяйственного механизма госпредприятий, создание "системы современных предприятий" (оптимизация управления предприятиями, решение проблемы долгов, рационализация инвестирования);

- создание системы открытых рынков, соединяющей городские рынки с аграрными, а внутренний рынок страны с мировым;

- ревизия правительственных функций управления экономикой с целью совершенствования макрорегулирования, опирающегося на косвенные методы;

- формирование системы справедливого распределения доходов, достижение всеобщего экономического благополучия, при поощрении обогащения одних районов и людей раньше других в соответствии с их трудовым и организационным вкладом;

- разработка многоступенчатой системы социального обеспечения;

- стимулирование экономического развития при сохранении социальной стабильности.

Кроме того, была дана установка на поддержание стабильных высоких темпов экономического роста.

Характерной чертой третьего этапа реформ является стратегия экспорториентированного производства и экспорториентированной экономики. " Лапердина В., Модернизация экономики КНР. Материалы конференции молодых ученых. Нижний Новгород, 2009, С. 43-49

Еще одна важнейшая сторона третьего этапа реформ - доминирование негосударственной экономики. "С точки зрения вклада отраслей экономики в ВВП, с 1993 по 1997 год средний вклад государственной экономики в сельское хозяйство составил 2.85 %, а негосударственной экономики - 97.15 %; вклад в промышленность государственной экономики составил 36.16 %, а негосударственной - 63.84 %; в сфере услуг вклад государственной экономики составил 70.67 %, а негосударственной 29.33 %. С точки зрения общего объема ВВП на этот период, соотношение вкладов государственной и негосударственной экономики было "четыре к шести" Ковалев М.М., Жуджунь Д., Китайские экономические реформы: опыт. возможности применения в Белоруси. Минск, 2011, С. 38,

"Новый этап реформ предполагал два решительных поворота: во-первых, от планового регулирования перейти к рыночным отношениям; во - вторых, от экстенсивных форм к интенсивным. Модернизация сельского хозяйства и реформирование государственных промышленных предприятий. В аграрной области предполагалось укрупнение мелких хозяйств, создание агро-промышленно-торговых комплексов. Реформирование государственных предприятий рассматривалось как важная политическая задача, при этом крупные и средние предприятия остаются в государственной собственности (отрицательный опыт России). Китайское руководство пытается доказать, что переход к рынку возможен при сохранении государственной собственности, ведущей роли КПК. " Климова Е.К., Мировая экономика, Пермь, 2005, гл. 21, стр. 141 - 155

Третий этап реформ - это также время радикальной перестройки предприятий на современные технологические процессы, внедрение научных достижений в промышленность и сельское хозяйство, наконец, создание наукоемкой конкурентоспособной продукции.

Динамика развития экономики Китая в последние годы ХХ века иллюстрируется следующей таблицей:

Таблица 1. Основные экономические показатели 9-й пятилетки, темпы прироста в % к предыдущему Источник: Феномен экономического развития Китая. Электронный ресурс. ежим доступа: http: //uchebnik. biz/book/515-fenomen-yekonomicheskogo-razvitiya-kitaya/14-23-yetapy-reform-i-yevolyuciya-vzglyadov.html

На третьем этапе реформ была реализована названная на XIV съезде КПК задача по созданию социалистической рыночной экономики. В конце 90-х годов реформирование затронуло налоговую и финансовую системы. Было осуществлено:

· укрепление центрального банка, независимо осуществляющего монетарную и валютную политику под руководством правительства;

· коммерциализация отраслевых госбанков и создание коммерческих банков;

· создание Государственного банка развития, Экспортно-импортного банка, Сельскохозяйственного банка развития и других банков политического характера с целью выполнения целевых операций (политического характера), которые ранее выполнялись отраслевыми банками с выделением этим банкам средств под низкий процент для вложения в объекты с продолжительным периодом строительства и низким уровнем рентабельности, но высокой эффективностью для государства.

Отметим, что ряд источников Селищев А.С., Селищев Н.А., Китайская экономика в XXI веке, СПб, Питер, 2004 считает, что третий этап реформ датируется периодом 1992-1997 годы, а с 1997 по 2002 год реализовывался уже 4-й этап реформ.

Стержнем экономической политики Китая с 1998 г. стало стимулирование общественного спроса "по всем азимутам", т.е. потребительскому, инвестиционному и экспортному. По расчетам китайских ученых, в настоящее время потребительский спрос формирует 40-49% общественного спроса в стране, инвестиционный спрос - 34-39%, а экспортный спрос - 15-25%.

Заметно мягче становится кредитно-денежная политика. Ставка обязательного резервного депонирования в центральном банке снижена с 13 до 8%.

В расширении потребительского спроса акцент делается на дальнейшем развитии пищевой промышленности, телекоммуникаций, информационной техники и технологии, диверсификации потребления в деревне. В настоящее время наиболее ходовыми товарами на потребительском рынке в Пекине были (в порядке убывания) микроволновые печи, CD-ромы для мультимедийных компьютеров, цветные телевизоры, мебель, кондиционеры, персональные компьютеры, холодильники, стиральные машины, золото и драгоценности.

Развитию автомобильной промышленности, провозглашенной несколько лет назад одной из опорных отраслей, уделяется особое внимание. К примеру, власти Шанхая, где в 1998 г. насчитывалось всего 5 тыс. личных автомобилей по сравнению с 400 тыс. в Пекине, объявили о программе гаражного строительства в городе. Экономическая реформа. Электронный ресурс. режим доступа: http: //websurveys.ru/cnis/chin39. htm

Делись добром ;)