Экономическая модель Германии

курсовая работа

2.3 ТНК Германии

В соответствии с распространенной классификацией ТНК, возникшие на рубеже ХХ в. и XXI в., относятся к пятому поколению корпораций. Им свойственны черты, которые не были присущи их предшественникам:

- финансовая и экономическая мощь, порой превосходящая потенциал национальных государств; самостоятельность, появившаяся благодаря углублению экономической либерализации и трансформации законодательства. Так, оборот автомобильного концерна ”Даймлер АГ” в 2007 г. превысил ВВП таких развитых стран, как Финляндия и Норвегия, и вдвое превзошел ВВП Новой Зеландии;

- множественные как внутристрановые, так и трансграничные слияния и присоединения, приведшие к существенному укрупнению ТНК;

- увеличение доли корпораций, действующих в сфере услуг, в результате роста капиталовложений в эту сферу хозяйства, развития инноваций и транснационализации НИОКР, а также глобализации финансового и страхового сектора. [25]

Германские транснациональные корпорации пятого поколения занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, уступая лишь немногим глобальным конкурентам. По данным ЮНКТАД (2003 г.), в перечне крупнейших ТНК, чьи материнские компании размещаются в Германии, фигурируют 35 концернов; 14 из них относятся к сфере материального производства (автомобильная промышленность, химическая отрасль, производство электронного оборудования). Среди 13 ТНК сферы услуг преобладают торговые корпорации, за ними следуют телекоммуникационные и транспортные концерны. Помимо этого, в рейтинг ЮНКТАД включены восемь финансовых и две страховые ТНК. В 2005 г. Конференция ООН по торговле и развитию включила в перечень 100 ведущих нефинансовых корпораций мира, ранжированных по объемам зарубежных активов, 13 германских концернов. В число 50 ведущих финансовых корпораций входят страховой концерн ”Альянц” и банки - ”Дойче Банк АГ” и ”Коммерцбанк АГ”.

Эти данные подтверждаются и неофициальными оценками: в списке крупнейших корпораций мира (Fortune Global 500), ежегодно публикуемом журналом ”Форчун”, Германия занимает четвертое место после США, Японии и Франции. В перечень 2007 г. вошли 37 немецких компаний. Аналогичный рейтинг The Global 2000, подготовленный деловым периодическим изданием ”Форбс”, включает в число ведущих корпораций 57 ТНК, базирующихся в Германии.[25]

Необходимо отметить, что для немецких концернов национальная принадлежность - не просто данность или формальная характеристика корпорации, но и своего рода торговая марка. ”Немецкое качество” - это популярный бренд, который успешно продается (хотя, говоря ”сделано в Германии”, производители несколько лукавят: сегодня большая часть продукции ведущих ТНК производится за пределами ФРГ многочисленными филиалами, размещенными в различных регионах мира).

Несмотря на то, что интернационализация немецких корпораций началась в конце XIX - начале ХХ вв. (так, компания ”Сименс” открыла дочернее предприятие в России еще в 1853 г., а концерн ”Бош” основал торговые представительства в Англии и Франции в 1898 г. и 1899 г., первое производство в США было открыто в 1910 г.), в эпоху усиления тенденций глобализации они достаточно долго отставали от других мировых ТНК по масштабам вовлеченности в этот процесс. Причина - исторически сложившиеся особенности корпоративной модели и модели предпринимательства в целом, обусловившие прочную связь немецких концернов с национальной почвой.[17]

Принимая во внимание вклад ТНК в национальное хозяйство ФРГ, важно отметить тенденцию, выявленную в минувшем году немецкими экспертами: впервые 30 крупнейших германских концернов, объединенных индексом котировки акций DAX, оказались преимущественно в руках иностранных инвесторов. Таким образом, помимо транснационализации - переноса за рубеж производственных и управленческих подразделений, подчиняющихся головной компании, определяющей национальность ТНК, сегодня также можно говорить об активной мультинационализации немецких корпораций - фактическом объединении капиталов разных наций. Десять лет назад эти предприятия принадлежали зарубежным акционерам на одну десятую, пять лет назад - уже на треть.[5]

Международный бизнес приобрел ключевое значение не только для крупнейших немецких концернов, но и для более мелких компаний, принадлежащих к индексам MDax (Mid-Cap-DAX - индекс акций 50 средних компаний), SDax (Small-Cap-DAX - индекс акций 50 малых компаний) и TecDax (индекс ценных бумаг 30 высокотехнологичных предприятий). Так, максимальная доля занятости за рубежом среди этих компаний достигла 89,2%, процент сбыта - 96,6%, а уровень зарубежных инвестиций превысил 94% от суммарных капиталовложений компаний.[24]

Делись добром ;)