Экономическая модель Германии

курсовая работа

1.1 Общая характеристика экономики

Как страна, обладающая мощной экономикой и вторая самая густонаселенная нация в Европе после России, Германия является ключевым звеном всей континентальной экономики, политических образований, и организаций обороны. Европейская борьба за власть погрузила Германию в две разрушительных Мировых войны в первой половине 20-ого столетия и оставила страну оккупированной победными силами союзников США, Великобритании, Франции и Советского Союза в 1945. С началом Холодной войны, в 1949 году были сформированы два немецких государства: западная Федеральная республика Германии (ФРГ) и восточная Германская Демократическая Республика (ГДР). Демократический ФРГ внедрился в самую глубь Западных экономических образований и организаций безопасности, в ЕС, и в НАТО, в то время как Коммунистический ГДР был в первых рядах подписавших Варшавский договор при ведущей в нем роли Советского Союза, что явилось ответной мерой на действия ФРГ. Распад СССР и конец Холодной войны в конечном итоге позволили двум Германиям объединиться в 1990. С тех пор, Германия произвела огромные капиталовложения, чтобы привести производительность и уровень заработной платы Восточных земель к Западным стандартам. В январе 1999, Германия и еще 10 стран ЕС ввели общую европейскую обменную валюту - евро.[2]

Ныне, Федеративная Республика Германия занимает пятое место в мировой экономике по ППС, и одно из ведущих мест - в Европе. Ее ВВП по паритету покупательной способности составляет 2.811 триллиона долларов, или 34.100 долларов на душу населения. Примечательно, что в 2009 году рост ВВП Германии снизился на 5%, против его показателей 2008 и 2007 годов, отражавших рост в 1,3% и 2,5% соответственно. Конечно же, это обусловлено разрушительным влиянием мирового экономического кризиса, затронувшего важнейшие экономические показатели всех стран. [3]

Германская экономика процветает, привлекая большое количество инвестиций благодаря хорошо развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с эффективной мотивацией к труду.

В экономической системе ФРГ можно выделить несколько специфических черт. Во-первых, она организована по принципу так называемой «социальной рыночной экономики», характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Это предполагает рост и дифференциацию предложения на рынке наряду с перераспределением дохода и прибыли в соответствии с личностными достижениями (а значит, высокую мотивацию рабочего класса). Данная модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армакаом в 1947-1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.[4]

Основные характеристики данной экономической системы таковы:

- обеспечение полной занятости населения;

- социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т.д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);

- частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;

- создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);

- сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;

- политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);

- свобода внешней торговли, свободный валютный обмен; [5]

Таким образом, модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. [2] Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование пока более низкого по сравнению с другими странами Евросоюза экономического роста. [6]

Однако в последнее время Германия испытывает определенные трудности в результате реализации своей модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании - 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.[4]

Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высок и уровень пособий для безработных, что нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а значит, - стимулирует неуклонно высокий процент безработицы, достигший 8.2 % в конце 2009 года (7,8% в конце 2008).

В конце 2000-го года Германия достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации.

Во-вторых, особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.

В-третьих, Для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность (27.1% по состоянию на 2009 год) - основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.

В-четвертых, в силу исторически обусловленных причин наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд долларов. [7]

Еще одной особенностью германской экономики является ее экспортная ориентированность (1.121 триллиона долларов на 2009 год, что в мировом соотношении выводит Германию на третье место по объемам экспорта). Государство заинтересовано в открытом рынке и за последнее десятилетие были достигнуты значительные расширения присутствия на мировом рынке. [4] По данным Международного валютного фонда, с 1997 года германский экспорт товаров и услуг рос сильнее, чем объемы мировой торговли. Даже в 2001 году, когда объем мировой торговли сократился на 0,2 %, экспорт ФРГ вырос на 6,7 %. Важнейшими торговыми партнерами являются страны Европейского союза, особенно Франция (в 2004 г. сюда было экспортировано товаров и услуг на сумму 75 млрд евро) и Великобритания (61 млрд евро), также США, Китай и страны Восточной Европы в связи с расширением ЕС на Восток (табл. 1.1).[5]

Таблица 1.1 - Доля экспорта Германии основным торговым партнерам по оценкам 2009г.[5]

Страна

Доля экспорта, %

Франция

10,2

США

6,7

Нидерланды

6,7

Великобритания

6,6

Италия

6,3

Австрия

6,0

Китай

4,5

Швейцария

4,4

Делись добром ;)