Экономика Франции, ее взаимоотношения с Россией

курсовая работа

2.1 Особенности приватизации во Франции в 90-х годах

Одним из самых распространенных в стране вариантов приватизации стал выкуп компаний ее руководством и сотрудниками. Лишь за первые четыре года осуществления программы приватизации, 1989-1992, таким способом были переданы в частные руки около 25% всех компаний с числом сотрудников до 1000 человек.

В 1993 была успешно проведена приватизация Banque Nationale de Paris и Rhone-Poulenc Group, крупнейшего французского химико-фармацевтического концерна. На этом этапе приватизации пока не подверглись государственные монополии в сфере электроэнергии, газоснабжения и телекоммуникаций - Electricite de France и Gas de France, France Telecom и другие.

Оценка собственности приватизируемых предприятий осуществлялась независимыми экспертами под наблюдением представителей государственных органов, профсоюзов и ряда предпринимательских организаций.

Персоналу предприятий в период приватизации, предоставлялись значительные льготы в этом процессе: так, например, 5% акций компании продавались сотрудникам компании по льготной цене, при этом оплату своего пакета можно было растянуть во времени на 2 года, то есть фактически купить кусочек предприятия "в кредит".

Юридической базой этого этапа приватизации стал закон 1993г., который вобрал в себя и дополнил основные положения закона августа 1986г. В нем, как и в предыдущем законе, был определен общий список приватизируемых предприятий. Но если программа 1986г. охватывала 65 компаний и была рассчитана на 5 лет, то закон 1993г. предусматривал приватизацию 21 компании, но не устанавливал конкретных сроков завершения этих операций. Упомянутые законы определяли и основные параметры механизма приватизации.

Специфическими чертами французского образца приватизации стали сочетание централизованного регулирования с рыночными рычагами, а также использование принципа сегментации предложения акций между различными группами акционеров. Обычно в процессе приватизации акции распределялись следующим образом: иностранным инвесторам - 20%; персоналу - 10%; еще 15-30% - так называемому "стабильному ядру" акционеров - группам предприятий и кредитных учреждений, каждое из которых приобретало от 0,5% до 5% акций приватизируемых компаний с обязательством владеть ими и не перепродавать их в течение определенного минимального срока (обычно 2 года). Наличие таких "твердых ядер" было призвано обеспечить стабильность контроля над управлением приватизированным предприятием и сохранить среднесрочную стратегию его развития, а также защитить от бесконтрольной скупки его акций внешними инвесторами. Остальные активы реализовывались на французском финансовом рынке.

Тем не менее, эксперты не склонны считать, что крупная волна приватизации во Франции в середине 1990-х успешно выполнила одну из поставленных перед ней задач в плане наполнения бюджета. Так, в результате приватизации десяти весьма крупных госкомпаний, среди которых были такие как Banque Nationale de Paris, Rhone-Poulenc, Elf Aquitaine, UAP, Renault, Pechiney и AGF, правительство получило всего 1,7 млрд. долл.

Делись добром ;)