Экономика Объединенных Арабских Эмиратов

курсовая работа

2.1 Отличительные особенности менеджмента в ОАЭ или ОАЭ модель менеджмента

На арабский стиль менеджмента большое влияние оказывают религиозные традиции ислама, семейные и дружеские отношения, интересы сообществ. Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.

Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как «ахлак», что в переводе означает «мотивация поведение». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

- нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;

- рост потребительских, государственных и международных долгов;

- нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

- концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

- увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

- мусульман перед друг другом;

- всех перед законом и правосудием;

- мужчины и женщины перед Богом;

- социальной ответственности.

Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних , об обществе, о Боге. Два основных постулата концепции это «риба» (запрет ссудного процента) и «закят» (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.

В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:

- максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов («маслаха»);

- цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х - заниматься свиноводством и т.д.);

- справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - «закят» и благотворительность;

- двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;

- запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

Основные характеристики исламской фирмы:

- фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;

- фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;

- фирма рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;

- работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;

- фирма несет социальную ответственность;

- основными принципами бизнеса являются: «мушарака», «мудараба», «бейсалям», «истисна» и другие виды свободные от ограничений «рибы», «гарара», и «мейсира».

- права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

Виды партнерства в исламском бизнесе:

В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства:

- Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность;

- Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерам;

- Вуджух - соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита;

- Амаль - партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.

В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:

- ростовщичество;

- неопределенные сделки с повышенным риском;

- виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);

- традиционное коммерческое страхование;

- производство и торговля запрещенными товарами;

- установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;

- нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.

Делись добром ;)