Формирование и развитие мирового рынка услуг в современных условиях хозяйствования

дипломная работа

1.2 Роль услуг в мировой экономике

Развитие сферы услуг является фактором роста экономики. При этом имеется как прямая, так и обратная связь между ростом экономики и развитием сферы услуг.

Для стран с высоким экономическим потенциалом рост экономического развития означает расширение сферы слуг, то есть более заметной является прямая связь. Напротив, страны с небольшим экономическим потенциалом не способны на значительное переключение затрат в сферу услуг. Здесь услуги не всегда доступны и качественны, поэтому расширение сферы услуг и улучшение ее качественных характеристик является стимулом роста спроса в продукции, расширения реального сектора, то есть результатом действия обратной связи.

Международная торговля услугами в последние десятилетия развивалась быстрыми темпами, выполняя функцию своеобразного механизма, обеспечивающего развитие международного разделения труда, рост кооперации производства.

Важное стимулирующее воздействие на расширение спектра оказываемых услуг и увеличение их объема имеет возрастающая индивидуализация потребностей населения и производства в тех или иных видах услуг Халевинская Е.Д. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д. Халевинская. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c..

Развитию отраслей сферы услуг способствуют и такие факторы, как сравнительно незначительный стартовый капитал, необходимый на этапе создания относящихся к ней организаций, короткие сроки окупаемости инвестиций во многих отраслях сферы услуг вследствие сравнительно непродолжительного производственного цикла.

В целом при оценке состояния и перспективы развития сферы услуг в современной экономике, часто определяемой как постиндустриальная, отмечается, что в структуре услуг наблюдается тенденция их смещения в направлении к наукоемким видам, а также к социально-ориентированным, обеспечивающим необходимое качество жизни населения.

Доля услуг в ВВП страны, а также количество занятых в сфере услуг в общей численности работников составляет около 60%. Развитие сферы услуг в России проявляется в расширении спектра предоставляемых услуг, увеличении уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы обслуживания Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2013. - 884 c..

Рисунок 1. Удельный вес экспорта услуг в ВВП ряда стран

Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics

Наряду с вышеназванными факторами развития сферы услуг в масштабе мировой экономики на развитие этой сферы влияют и такие факторы, как расширение и укрепление негосударственного сектора экономики, представленного в значительной степени малым и средним бизнесом, вхождение на российский рынок иностранных компаний, обладающих современными технологиями ведения бизнеса в сфере услуг.

В современных условиях сфера услуг становится одним из основных элементов социально-экономической системы.

Зарубежные специалисты объясняют развитие сферы услуг в постиндустриальной экономике действием таких факторов, как политика государства, тенденции бизнеса, развитие информационных технологий, социальные изменения, интернационализация деятельности по оказанию услуг Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер - 2-е изд., пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2012. - 332 с..

Отечественные исследователи к факторам, способствующим прогрессу сферы услуг и становлению сервисной экономики, в одних случаях также относят политические, экономические, социально-демографические и научно-технические факторы, бизнес-факторы, интернационализацию и глобализацию Стрелкова И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 267 c..

В других же случаях такими факторами считают:

- расширение и усложнение потребностей;

- научно-технический прогресс;

- действие совокупности экономических факторов;

- рост спроса на различного рода потребительские услуги, развитие систем сервисного сопровождения товаров;

- гармонизацию интересов потребителей и производителей;

- действие социально-демографических факторов;

- реализацию политико-правовых факторов;

- развитие инфраструктуры рынка;

- действие социально-культурных факторов;

- рациональное использование ресурсов, охрану здоровья человека и улучшение окружающей среды.

В современных развитых странах сервисная занятость (порядка 70% всех работников) заметно преобладает над занятостью в других сферах экономики вместе взятых (см. Таблицу 2). Наблюдается абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве.

Таблица 2.

Структура занятости экономически активного населения по основным секторам экономики, в % соотношении

Годы

Доля занятых

В сельском хоз-ве

В промышленности

В сфере услуг

Россия

1980е годы

59

27

14

2000е годы

37

37

27

2013-2014

13

30

57

Развивающиеся страны

1980е годы

81

1

12

2000е годы

77

9

14

2013-2014

41

16

43

Развитые страны

1980е годы

31

20

43

2000е годы

13

40

58

2013-2014

7

26

70

Весь мир

1980е годы

66

14

20

2000е годы

58

16

25

2013-2014

33

18

47

Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics

В Западной Европе, Северной Америке и Японии высока доля сервисной занятости, связанной с наукоемкими видами деятельности, порожденными становлением постиндустриального общества. В странах же «третьего мира» (Азия, Африка, Латинская Америка) наблюдается расширение главным образом традиционных, ненаукоемких видов сервисной деятельности (лоточная торговля, работа прачечных и парикмахерских, транспортные перевозки и т.д.) Их развитие связано не с зарождением постиндустриального общества, а с отсутствием в промышленном производстве спроса на малоквалифицированный труд. Значительная часть этой традиционной сферы услуг попадает в неформальный сектор экономики - производство товаров и услуг мелкими производителями без официальной регистрации.

Что же касается производства современных, наукоемких услуг (скажем, предоставления провайдерами доступа к Интернету), то здесь страны «третьего мира» резко отстают от развитых (см.Таблицу 3). По словам американского социолога Мануэля Кастельса, современный мир раскалывается на «Интернет-имущих» (тех, кто имеет доступ к современным средствам информационных коммуникаций) и «Интернет-неимущих» (тех, кто этого доступа лишен).

Таблица 3.

Отставание стран догоняющего развития по степени доступа к услугам информационных коммуникаций

Регионы мира

Доля общего числа пользователей Интернет, %

Африка

1

Восточная Европа

5

Западная Европа

24

Северная Америка

43

Азия

21

Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics

Современная Россия по степени развития сферы услуг занимает промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами. С одной стороны, в 21м веке в крупных городах (особенно, в Москве и Санкт-Петербурге) наблюдалось стремительное приближение к западным стандартам развития сервиса. С другой стороны, в российской «глубинке» сфера услуг развивается в формах, более близких к странам «третьего мира» - (неформальная организация бизнеса, широкое использование малоквалифицированного труда, нехватка наукоемких услуг).

Участие услуг в формировании ВВП, отношение объема экспорта (импорта) услуг к ВВП, коэффициент занятости в сфере услуг наряду с другими показателями (например, объем экспорта на душу населения, коэффициент относительной экспортной специализации и др.) входят в число важнейших показателей, характеризующих положение страны в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, степень ее открытости. Не менее важен и индекс, показывающий отношение доли в ВВП экспорта товаров к доле в ВВП экспорта услуг.

В таблице 4 отображена доля ведущих стран в мировой экономике в 2013 году в процентном соотношении.

Данные взяты из источника: Доклад на собрании ООН РАН.

Таблица 4.

Доля ведущих стран в мировой экономике в 2013 году

Источник: URL: http://www.cbr.ru/statistics

Услуги давно уже стали самостоятельной сферой международного обмена, значение которой быстро возрастает, открывая дорогу развитию торговли товарами. Оба эти обстоятельства определяют двойственную роль услуг в мировой экономике См.: Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. - С. 26..

Существующее положение в сфере международной торговли услугами можно охарактеризовать следующими изменениями и тенденциями:

- международная торговля услугами связана с движением прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые обеспечивают коммерческое присутствие путем создания представительств, контролируемых из-за рубежа;

- темпы роста мировой торговли услугами в целом соответвуют динамике развития торговли товарами, на долю услуг в глобальной торговле в последние двадцать лет приходится около 25%;

- в регулировании международной торговли услугами высока роль государства. Наиболее важные отрасли экономики находятся под контролем государства;

- международный обмен услугами во многих случаях связан с перемещением производителей и потребителей услуг;

- наблюдается тенденция роста участия в мировой торговле развивающихся стран, что вызвано в значительной степени процессами интернационализации и транснационализации сферы услуг и связанным с этим переводом многих производств и видов деятельности на территории развивающихся стран;

- замечен стабильный рост доли прочих услуг в общей структуре международной торговли услугами, что отражает современные процессы глобализации и научно-технического прогресса.

Отметим, что определяющими факторами развития сферы услуг в мировом масштабе в последние десятилетия являются научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Наряду с этим для современного этапа развития мировой экономики характерны усиление межстрановых, межрегиональных и межотраслевых связей в сфере услуг, интенсивная информатизация происходящих в ней процессов на всех уровнях, инновационность в используемых технологиях и управлении.

Делись добром ;)