Вопрос 51. Государственное регулирование цен во Франции (политика “дирижизма”, “контролируемой свободы”, “контракты стабильности”, “программные контракты” и другие меры), либерализация цен
Одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, является Франция. На протяжении почти 30 лет (1947 - 1986 гг.) государственное регулирование цен здесь являлось составной частью общей политики государственного регулирования экономики (“дирижизма”).
В послевоенный период государством использовалась политика “контролируемой свободы”, в соответствии с которой предприниматели получили право изменять цены, предупредив об этом государственные органы. В 60-е начале 70-х годов государственное регулирование осуществлялось через контракты стабильности, программные контракты, контракты против повышения цен.
Контракты стабильности государство заключало с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. В целом обеспечивался стабильный общий уровень цен.
Программные контракты способствовали эволюции цен в соответствии с условиями международной конкуренции. Такому государственному регулированию подлежали товары и услуги, которые по “контрактам стабильности” ранее подвергались контролю. Выпускающие их предприятия должны были предоставлять государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию по формированию цен, анализ рынка и конкуренции, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и др.
Контракты против повышения цен заключались между государственными органами и предприятиями с целью замедления инфляционных процессов и повышения уровня конкурентоспособности французских товаров. Если предприятия принимали условия неповышения цен, правительство обещало не применять к ним меры, способствующие росту издержек производства.
На отдельных этапах развития экономики Франции применялась частичная и полная “блокировка” (замораживание) цен. Однако такая жесткая система регулирования цен, хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий: рынок становился менее гибким, сдерживался рост производства, конкуренции, ограничивалось свободное движение капиталов, проявилась слабая результативность в подавлении инфляции, ослабевали позиции национальных предприятий в конкурентной борьбе с филиалами транснациональных корпораций, которые реализовали свои товары по более низким ценам.
В начале 70-х годов правительство Франции объявило о политике либерализации цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно. На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли, имеющие достаточно сильную международную конкуренцию (часовая и шарикоподшипниковая промышленности), отрасли, имеющие относительно стабильные цены (молочно-консервная и кондитерская), и отрасли, имеющие устойчивый, стабильный рынок (фармацевтическая промышленность). В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и охватывал все новые и новые отрасли и производства.
Сегодня во Франции приоритет отдан свободному формированию цен в процессе конкуренции. Исключения составляют цены на товары и услуги тех отраслей и сфер экономики, где действуют специфические структурные или конъюнктурные факторы (газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телефон, здравоохранение, пресса и некоторые другие). Государством регулируется примерно 20 % цен.
Государством законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально соблюдаться. Одним из важных условий является необходимость, чтобы в момент покупки имелась свобода выбора того или иного товара или услуги, того или иного продавца. Для этого должно быть обеспечено наличие ясной и полной информации о ценах и товарах, условиях торговли. Покупатель должен быть огражден от различных коммерческих уловок, которые могут его дезориентировать и нарушить процессы свободной конкуренции. Для этого наряду с либерализацией цен активно проводится политика ценовой конкуренции, которая запрещает создание разного рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещены любые соглашения о “минимальных ценах” или “рекомендуемых ценах” на товары или услуги.
Вмешательство государственных органов в процесс формирования цен в условиях свободной конкуренции допускается лишь в кризисных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных или резких нарушениях в ценообразовании, требующих принятия срочных мер. В этих случаях речь идет о конъюнктурных причинах и поэтому срок, в течение которого администрация может вмешиваться в ценообразование, ограничивается шестью месяцами.
- Вопрос 26. Способы фиксации цены во внешнеторговом контракте. Отражение валютно-финансовых условий сделки во внешнеторговой цене
- Вопрос 51. Государственное регулирование цен во Франции (политика “дирижизма”, “контролируемой свободы”, “контракты стабильности”, “программные контракты” и другие меры), либерализация цен
- Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Список использованных источников
- 2.1. Цены внешнеторговых контрактов
- Слайд 7. Цены внешнеторговых контрактов
- Способы установления и фиксации цен в международных контрактах.
- Тема 6. Способы фиксации цен во внешнеторговых контрактах.
- Способ фиксации внешнеторговой цены.
- 1. Цены внешнеторговых контрактах.
- 50. Разновидность цен применяемых во внешнеторговых контрактах. Верхний и нижний предел цены при экспорте.
- 58. Валютные условия внешнеторговой сделки (валюта цены, платежа, способы фиксации цены в контракте).
- 37. Установление цены во внешнеторговом контракте.