Фактор силы в международных отношениях

автореферат

1. Понятие силы в международных отношениях, виды силы.

Существует масса определений феномена силы в международных отношениях, вот лишь некоторые из них:

Г. Моргентау - «Сила есть власть над умами и действиями людей»;

Г. Киссинджер - «В международной среде сила есть влияние»;

Р. Клайн - «Сила, это способность правительства одной страны заставить правительство другой страны совершить какие-либо действия, которые оно никогда бы не совершило по собственной воле», при этом он выделяет три основных метода - убеждения, принуждения или применения военной силы;

Р. Кейохейн, Дж. Най - «Сила - это способность одного субъекта заставить других предпринять что-либо, что они иначе предпринимать бы не стали, и при этом, по приемлемой для действующего лица цене»;

Б. Рассел предлагает философское понятие силы - «Сила - способ получения желаемых результатов»;

Д. Стоссинджер - «Сила есть возможность государства использовать реальные и потенциальные ресурсы таким образом, чтобы эффективно воздействоать на образ жизни и поведение других государств».

К.Норр - «Сила во внешнем мире может рассматриваться, как обладание способностями, которые позволяют субъекту выступать с достоверными угрозами. Но она может и трактоваться как фактическая реализация воздействия на поведение стороны, которой угрожают. В первом случае сила - это качество, которым сильные государства обладают и которое возможно аккумулировать. Во втором случае сила - это результат, это уже оказанное воздействие. Она проявляется во взаимодействии, в столкновении. При первом подходе это нечто такое, что государство надеется в разнообразных будущих ситуациях. Во втором случае она возникает и формируется в конкретной ситуации. Таким образом, реальный смысл понятия «силы» выявляется лишь в системе международных отношений, при соприкосновении с другими государствами.

Как представляется, у всех этих разновекторных определений есть одно сходство - возможность государства влиять на поведение другого государства либо государств против их воли в выгодном для себя плане, как правило, путем установления различных форм зависимости.

В таком случае, правомерно говорить о различных видах силы в арсенале государств, избирательно их использующих на международной арене.

Военная сила - представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила - это средство политики, точнее, исторически специализировавшейся ее части - военной политики государства.

Научно-техническая сила - использование достижений НТР, их активное освоение и массовое производство усиливают позиции страны на мировой арене, позволяя в будущем рассматривать перспективу отказа от т.н. «грязного производства» - добывающей промышленности, химической, производства массового ширпотреба, хранения ядерных отходов и т.д.

Информационная сила - вполне закономерна, ибо человечество вышло в век информации и информационных систем, а, как известно, кто владеет информацией, тот владеет миром.

Идеологическая сила - может находить свое выражение внутри страны, а также иметь внешнюю направленность. Представляет собой обобщенную характеристику, раскрывающую степень и характер влияния доминирующей в нем идеологии, морали, образа жизни в целом на другие страны. И хотя эффективность ее действия невозможно замерить количественно, качественные показатели явно просматриваются в стремлении других стран, отдельных людей следовать привнесенным извне идеалам.

Политическая сила - возможность влияния на международной арене путем дипломатии. Классический пример - дипломатия древних римлян на закате Римской империи, которую они завещали Византии и Италии - выживание собственного государства за счет от ухода от вооруженных конфликтов, столкновения и ослабления соперников, навязывания собственной религии среди влиятельных стран, подкупа приграничных государств в целях создания буферной зоны вокруг собственных границ и т.д.

Различные страны характеризуются обладанием тем или другим вышеназванным видом или группой видов силы. Вместе с тем, сильную державу, то есть государство, обладающее способность влиять на поведение других государств, характеризует три основных (базисных) вида силы - экономическая, военная, политическая. При этом именно в представленной последовательности. Наиболее наглядно поведение государства по наращиванию собственных сил, в частности, объективную зависимость, «взаимовытекаемость» одного базисного вида силы из другого силы можно рассмотреть на абстрактном примере сценария первых компьютерных игр - классических стратегий.

Итак, игрок начинает игру с небольшим количеством трудовых и природных ресурсов. Первой задачей он ставит перед собой создание основ экономики - организация добычи возобновляемых и не возобновляемых ресурсов на ограниченной, не занятой никем территории. Первичный потенциал, накопленный в результате потребления ресурсов, позволяет игроку наращивать собственную экономическую базу, в частности, сосредоточить усилия на совершенствовании средств добычи, их переработке. Это в несколько раз увеличивает эффективность производства и ведет к образованию излишков, которые, по мере их накопления, активно тратятся на создание вооруженных сил для защиты имеющейся территории от возможных нападений извне. Дальше идет четкая зависимость - чем эффективнее становится экономика, тем больше средств уходит на укрепление военной мощи государства. В определенный момент накопленный военный и экономический потенциал позволяет государству доминировать на определенной виртуальной территории, и, неизбежно, влечет за собой установление политических союзов с нейтральными государствами - соседями против государства - соперника по сценарию. Как правило, побуждением к установлению политических союзов предшествует развитие торговых отношений с соседними государственными образованиями. Г. Никольсон писал, что двигателем дипломатии всегда была торговля, которая развивается между государствами по собственным законам, однако имеющим общую направленность с законами развития взаимоотношений между государствами - извлечение собственных выгод, в том числе, в ущерб другим. Действительно, развитие экономики не может долго продолжаться в рамках границ конкретного государства, оно активно требует интеграции в мировой рынок, что неизбежно влечет установление торговых отношений. Чем теснее торговые отношения, тем теснее и политические, так как природа торговых отношений в выгоде, и если объективно они (торговые отношения) существуют, значит, государства извлекают взаимную выгоду.

Теперь вернемся к рассматриваемой абстрактной модели. Таким образом, чем выше экономический и военный потенциал государства игрока, тем охотнее нейтральные государства вступают с ним в союзные отношения.

Если же играть пассивно, и соперник превзойдет по экономическим и военным характеристикам, нейтральные государства - соседи предложат заключить такой же политический союз с ним, но уже против игрока - человека. Этот пример наглядно демонстрирует природу политической силы государства, которая основана на сильной экономике, способной поддерживать военную мощь, достаточную для обеспечения собственных интересов.

Выше автор представил свое видение взаимодействия и развития основных видов силы. Таким образом, сила государства применительно к международным отношениям, как правило, состоит из экономической, военной и политической мощи. Однако нельзя думать, что эти структурные элементы в "чистом" виде найдут свое проявление на международной арене. Взаимопереплетаясь и трансформируясь, они могут получить и нетрадиционное воплощение.

Попробуем привести ряд примеров, не соответствующих предложенной автором абстрактной, идеальной модели возникновения, развития и взаимозависимости основных составляющих силы государства:

1. Можно ли говорить о накопленном экономическом потенциале воинов Чингисхана и его потомков, захвативших половину известного в то время мира? Нельзя, и это не вписывается в представленную модель. Однако в свою защиту автор выскажет мнение, что монголы, сумев организоваться в военном плане, просто заполнили вакуум, созданный слабостью и разобщенностью их вероятных врагов.

2. Россия после распада СССР, взвалив на себя бремя правопродолжателя «великой державы», обладала немалой политической силой на мировой арене. Но к чему это привело на фоне стабильно разрушающейся экономики и слабеющей военной мощи? К постепенной потере своего веса в ранее жизненно-важных зонах влияния, освобождению пространства для более сильных соперников. И сейчас, с учетом ряда экономических успехов, модель накопления сил российским государством приближается к модели поведения основных сил, описанной выше.

3. КНДР, после окончания Корейской войны 1951-1953 г.г., не обладая каким-либо экономическим и политическим ресурсом в регионе, в течение полувека представляла собой одно из самых сильных государств. В частности, военной техники, которую в изобилии предоставлял СССР, хватило на то, чтобы удерживать паритет сил на корейском полуострове. И лишь к середине 80-х г.г. прошлого столетия Республике Корея, не без поддержки своих заокеанских «покровителей», удалось уравновесить военную силу с «северным соседом». При этом, не в количественном, а в технологическом плане, чему немало поспособствовали собственные экономические и политические успехи.

Таким образом, сама собой напрашивается мысль, что приведенные выше примеры не опровержения, а скорее исключения, продиктованные сложившимися на тот момент специфическими историческими условиями.

Делись добром ;)