Торгово-экономические отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики

дипломная работа

1.1 Российско-китайские экономические отношения в XX веке

Анализ истории российско-китайских отношений мы начнём с советского периода, однако прежде необходимо сказать пару слов о начале взаимодействия России и Китая. Своими корнями дипломатические отношения между странами уходят в 17 век, когда русские казаки, осваивая Сибирь, впервые столкнулись с жителями Китайской империи. Подписанный в конце столетия Нерчинский договор положил начало сотрудничеству между странами, которое в основном заключалось в торговле и праве миссионерской деятельности России на территории Китая. В конце 19 - начале 20 вв. Китай обратился к России с просьбой защитить от Японии. Помощь России в дальнейшем стала одной из причин русско-японской войны. Сношения с Китаем прервались после русской революции, но потом снова возобновились, теперь уже после китайской революции.

Следующий день после официального рождения Китайской Народной Республики, 2 октября 1949 года, считается днем установления дипломатических отношений между КНР и Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). Советский Союз был первой страной признавшей Китайскую Народную Республику как суверенное государство. Тесному сотрудничеству между государствами способствовала также помощь России коммунистической партии Китая во время революции.

Документом, давшим старт к сотрудничеству между двумя странами, стал «Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи» подписанный в Москве 14 февраля 1950 года. Это дало толчок к экономическому взаимодействию - «последующее десятилетие было оформлено целым рядом важных соглашений, в том числе о содействии в строительстве и реконструкции в КНР 156 крупных промышленных предприятий, о помощи Китаю в развитии исследований по ядерной физике и использовании атомной энергии для нужд народного хозяйства, в развитии ряда важнейших отраслей промышленности, о передаче КНР советской доли в совместных акционерных обществах» [1. 12]. За период расцвета отношений (1949 - 1956 годов) СССР направил в Китай тысячи специалистов - в основном инженеров и ученых, делился научными разработками, что позволило создать мощную экономическую базу и поспособствовать научно-техническому прогрессу в КНР. И всё это менее, чем за десятилетие.

Однако вскоре советско-китайские отношения стали ухудшаться: с приходом Н.С. Хрущева СССР отошёл от сталинизма, а доклад на 20 Съезде ЦК КПСС взбудоражил китайское правительство. СССР обвинили в отходе от истинной идеологии, Китай обвинили в глупости и ослеплении «культом личности», отношения между государствами были испорчены. Китай отозвал своих специалистов, так же поступил СССР, экономическое и научно-техническое сотрудничество свелось к минимуму. Впрочем, это не помешало СССР передать Китаю чертежи атомного оружия.

Коммунистический лагерь разделился на ленинско-марксистский и маоистский. «Великая война идей между Китаем и СССР» (как это называлось в КНР) была начата Мао Цзэдуном с тем, чтобы укрепить свою власть в КНР, постепенно заставить людей в СССР признать, что они должны почитать Китай в качестве учителя, прежде всего в идеологии, а также убедить США и их союзников в том, что Китай идейно ведет войну против СССР. [2.165]. Это противостояние закончилось только с началом «перестройки», а потому отношения с Китаем были прерваны, что негативно сказалось и на торговле.

Политическое и идеологическое противостояние переросло в вооруженные конфликты. Эскалацией раскола стали пограничные столкновения на реке Уссури в 1969 г., и, в конце концов, сотрудничество во всех сферах между странами почти прекратилось до принятия в 1979 году Китаем новых экономических реформ и политики открытости.

С этого момента начинается знаменитое «экономическое чудо», превратившее Китай в быстроразвивающуюся державу. Ежегодный рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 10% в период 1979-1999 годов изначально обеспечивался производством товаров широкого потребления и продовольствия, и получил поддержку среди широких масс населения. Поэтапно была создана уникальная и противоречивая государственная структура. Согласно Конституции, это было социалистическое государство, в котором присутствовал мощный частный сектор экономики, обеспечивающий в среднем 70% ВВП страны. Новый этап советско-китайских отношений характеризуется восстановлением научно-технических и торгово-экономических связей. А также был, наконец, решен пограничный вопрос, ставший актуальным еще в 1964 году. С целью его решения 16 мая 1991 года было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе в ее Восточной части.

Новейший период в истории отношений между двумя крупнейшими государствами мира начинается с распада СССР и признания Китаем его преемницей Российскую Федерацию 24 декабря 1991 года.

Правовая основа сотрудничества между Россией и КНР была установлена Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях России и Китая, заключенным 5 марта 1992 г., и предусматривавшим обоюдное предоставление режима наибольшего благоприятствования, наряду с взаимным освобождением от таможенных пошлин и прочих видов налогообложения. Также Соглашение предусматривало, последующее ежегодное принятие протокола о торгово-экономическом сотрудничестве правительствами Китая и России.

Далее в течение короткого времени, в первые годы после признания России в качестве правопреемницы Советского Союза, был принят ряд документов, касающийся различных сфер: договоры по торгово-экономическим отношениям, о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, о научно-техническом сотрудничестве, сотрудничестве в области туризма и т.д. - март-декабрь 1992 г. [3.45]

Появилось обоюдное сближение России и Китая в социальных сферах: в 1992 г. было принято Соглашение о культурном сотрудничестве, 1993 г. - Соглашение в области туризма.

Постсоветский период развития можно поделить на несколько этапов. Первый этап, продолжавшийся с 1991 по 2000, характеризуется так называемой «челночной торговлей» - наполнением только что появившегося российского свободного рынка низкокачественными китайскими товарами. Российская экономика в 90-х переживала глубокий кризис, и дешёвые товары низкого качества из Китая были единственным, что россиянин того времени мог себе позволить. С точки зрения процесса политического, российско-китайские отношения развивались на основе доверительного, равноправного партнерства, направленного на стратегическое сотрудничество и подкрепленное крепкими экономическими связями - поскольку, по сути, Китай, «помирившись» с Россией, приобретал огромный рынок сбыта прямо на своей северной границе.

Начиная с 2000-го, в хозяйственных связях России и Китая наметился прогресс, обусловленный изменением экономических условий: после финансового дефолта 1998 года в российской экономике наступил период восстановления, а с 2001-го - подъема. Так начался второй этап российско-китайских торговых отношений. Общий товарооборот России увеличился почти в 4 раза (со 150 миллиардов долларов в 2000 году до 600 миллиардов долларов в 2007). Это стало возможным благодаря активной продаже ресурсов, которых у России, как известно, очень много. Многие политологи и экономисты, например А.Строков, О. Столповский, В.Парамонов считают, что при сохранении такой тенденции Россия рискует разорить собственный производственный сектор и впасть в зависимость от импорта КНР. [4]

16 января 1999 г. в России вступил в силу Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», определивший сферы и предмет международной деятельности регионов, круг их потенциальных иностранных партнеров, порядок согласования региональных соглашений с Министерством иностранных дел России. Данный закон фактически завершил десятилетний период формирования российско-китайских связей на региональном уровне [8.67].

Основополагающие принципы отношений между Россией и КНР в новом тысячелетии, а также ключевые направления двустороннего сотрудничества и ее сферы отражены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом Российской Федерации и Председателем Китайской Народной Республики 16 июля 2001 года в Москве [6]. Стоит отметить, что во многих направлениях сотрудничества и ведомствах, ведущих дела с китайской стороной, существуют межправительственные и межведомственные соглашения.

Принципиальную важность имеет зафиксированное в статье 6 Договора отсутствие у сторон взаимных претензий по территориальному вопросу [6]. Этот пункт отражает общий подход сторон Договора. Включение в договор этой статьи дало мощный толчок для пограничных переговоров между Россией и Китаем.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой является основополагающим для отношений России и Китая, он охватывает максимально возможные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Договор был заключен сроком на 20 лет с возможностью автоматического пролонгирования на последующие пять лет. В соответствии с утверждаемыми главами государств четырехлетними Планами действий проводится реализация этого договора. Первый План действий был рассчитан на 2005-2008 годы. На данный момент действует План действий на период 2013-2016 гг.. Планы действий по реализации положений Договора включают себя соглашения по проведению совместных мероприятий, укреплению межгосударственных связей, дипломатические консультации, совместные культурные мероприятия (2006 г. был объявлен «Годом России в Китае», а 2007 г. - «Годом Китая в России»), совместные военные учения, обмен различными делегациями, совместное хозяйственное пользование отдельных приграничных участков, обмен опытом в различных хозяйственных сферах и т.д. [7].

Договор предусматривает сотрудничество во множестве сфер, в том числе в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, также стимулирует активное сотрудничество в приграничных регионах и межрегиональное сотрудничество.

Тем не менее, основные положения Договора включают сотрудничество в политической сфере, в том числе и для решения таких глобальных проблем, как терроризм, незаконный оборот наркотиков, загрязнение окружающей среды и проч. Экономике уделено мало внимания, подчёркнута важность развития приграничной торговли и создания благоприятных условий для экономических отношений [6]. Приоритеты в экономическом сотрудничестве не обозначены, что даёт обеим сторонам полную свободу в выборе ключевых направлений.

Торгово-экономические отношения между двумя странами регулировались, прежде всего, внутренним законодательством России и Китая. Каждое из государств имело свои «руководства» по внешнеэкономической деятельности, таможенные кодексы, законы о безопасности, иностранных инвестициях и следовало их положениям в осуществлении двусторонних торгово-экономических отношений России и Китая. Для России были характерны не только периодическое изменение «правил игры» на высшем уровне, которое ставило в тупик как зарубежных, так и российских участников внешнеэкономической деятельности, но и временами несоответствие федеральных и местных законов, неподчинение региональных властей общероссийскому законодательству.

Тем не менее, сторонам удалось не только прийти к консенсусу, но и выработать программу экономического сотрудничества, для чего были определены основные направления двустороннего взаимодействия.

Одним из таких направлений стало сотрудничество в энергетической сфере. В 1992 были заключены соглашение по сооружению атомной электростанции на территории КНР и сооружении на территории КНР завода по обогащению урана для атомной энергетики, как договоры, имеющие стратегическое значение для российско-китайских отношений. В 1996 г. было заключено соглашение о совместном развертывании сотрудничества в энергетической сфере, а в 1997 г. был принят меморандум о взаимопонимании между правительствами России и Китая об основных принципах подготовки технико-экономического обоснования проекта строительства газопровода для транспортировки газа из Восточно-сибирского региона Российской Федерации в КНР, а также до возможных потребителей в третьих странах, и разработки Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Российской Федерации [5].

Сотрудничество России и Китая в сфере энергетики не ограничилось достигнутыми соглашениями, а продолжилось в 2000 г. заключением Соглашения о продолжении сотрудничества в энергетической сфере и межправительственным соглашением о совместном сооружении и эксплуатации на территории КНР экспериментального реактора на быстрых нейтронах.

В 2012 г. правительствами России и Китая был подписан Протокол о сотрудничестве в сооружении на территории КНР энергоблоков №3 и №4 Тяньванской АЭС. Далее, в 2013 г. было подписано межправительственное соглашение о совместном строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода и проектах в сфере разведки и добычи нефти [5].

Помимо энергетической промышленности, важной точкой соприкосновения России и Китая как партнеров является сотрудничество по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов. Так, в 1997 г. было принято соглашение о сотрудничестве по развитию алмазно-бриллиантовых комплексов двух стран, совместной георазведке и добыче алмазного сырья и прилежащей области.

Однако стоит отметить, что рост экономик двух стран в целом задал положительную тенденцию к расширению торгово-экономических связей. Оценив опыт последних 60-ти лет, можно смело предположить, стратегическое партнёрство с Китаем стало основой двусторонних отношений, в которых каждый из участников осознает важность равновесия. Была установлена связь, основанная на добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Оба государства выступают за справедливое решение международных проблем и против силового вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Экономическая мощь Китая делает его отличным союзником, а любой такой союз может составить конкуренцию большинству существующих на данный момент коалиций.

Также важной составляющей успешного сотрудничества России с Китаем было строительство систем сообщений между Россией и Китаем. Так в 1995 г. было заключено Соглашение о совместном строительстве моста через р. Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ, и связанный с этим Протокол 1996 г. об упрощенном порядке пересечения границы персоналом, занятым строительством моста во временном пункте пропуска. В 2001 г. было достигнуто соглашение о совместном строительстве пограничного мостового перехода через р. Аргунь в районе Олочи-Шивэй., а в 2006 г. было заключено межправительственное Соглашение о строительстве нового моста на месте существующего пограничного мостового перехода через р. Аргунь в районе населенных пунктов Староцурухайтуй и Хэйшаньтоу. В 2008 г. было принято Соглашение о совместном строительстве, эксплуатации, содержании и обслуживании железнодорожного мостового перехода через р. Амур на участке российско-китайской границы в районе населенного пункта Нижнеленинское и г. Тунцзян.

Важной частью сотрудничества является воздушное сообщение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Так первое соглашение было заключено еще в 1991 г., а в 1999 г. были заключены Соглашение с правительством Макао о воздушном сообщении и Соглашение с правительством специального административного района Гонконг о воздушном сообщении, предполагающие прямые авиационные перелеты между Россией и названными регионами Китая.

Определенную роль в сотрудничестве в социальной сфере России и Китая сыграло Соглашение о временной трудовой деятельности граждан двух государств на территории второго государства, заключенное в 2000 г., предусматривающее законность осуществления трудовой деятельности на территории принимающего государства при наличии необходимых документов.

Также одновременно с договорами в социальных и экономических сферах начал закладываться механизм для обеспечения регулярных встреч глав правительств России и Китая. Для этих целей было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая 1997 г., являющееся одним из основных факторов постепенного развития отношений между двумя сторонами во всех основных сферах.

Отметим, что взаимные контакты глав государств и глав правительств России и Китая поныне носят регулярный характер, что свидетельствует о высокой важности для обеих сторон продолжение взаимоотношений в том же положительном ключе. Так, например, 29 апреля 2014 г. правительством РФ было принято распоряжение Минсельхозу России провести переговоры с КНР с последующим подписанием протокола по укреплению сотрудничества в сфере сельского хозяйства.

Особое место в развитии экономических отношений РФ и КНР занимают международные организации. В рамках укрепления стратегической безопасности были подписаны многосторонние Шанхайское (апрель 1996 года) и Московское (апрель 1997 года) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. В соглашении участвовали Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Далее на базе «Шанхайской пятерки» в 2001 году была создана Шанхайская организация сотрудничества, призванная укреплять стабильность и безопасность с объединенными усилиями государств-участников. Двусторонние взаимоотношения между Россией и Китаем и многосторонние - в рамках организаций ШОС и БРИКС были естественны в условиях мирового финансового кризиса. Следует отметить активные действия, предпринимаемые в рамках ШОС направленные на борьбу с преступной деятельностью по распространению наркотических средств, проводимая в соответствии с Антинаркотической стратегией стран-участников ШОС и принятой Программой действий по ее выполнению. Однако, еще до этого - в 1996 г. правительствами РФ и КНР было заключено соглашение о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотиков. [5].

Сотрудничество России и Китая ведётся и в других международных организациях, таких как ВТО, АТЭС и проч. Однако эти организации не играют столь значимой роли в отношениях между странами, так как подразумевают наличие большого количества других участников с развитыми экономиками, представляющими интерес для РФ и КНР. Поэтому будет достаточно сложно определить, повлияли ли те или иные соглашения и договоры в рамках этих организаций на российско-китайские отношения, хотя некоторые выводы всё же можно сделать.

Делись добром ;)