logo
Социально-экономическая политика Франции (2007-2012 годы)

1.3 Французская партийная система и итоги французских выборов 2007 года

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы.

Во Франции сложилась демократическая и многопартийная система. Действует ок.25 партий; в выборах 2002 участвовали 16 из них. Однако реальное влияние на политическую жизнь оказывают всего 3-4 партии.

Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Их позиции диаметрально противоположны позициям консерваторов. Социал-демократы выступают не только за активное вмешательство государства в экономику, но и за его непосредственное участие в экономической деятельности. Исключительно рыночных механизмов для обеспечения сильной и здоровой экономики, по их мнению, недостаточно, не говоря уже о слишком высоких социальных издержках. Экономика должна иметь два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. Причем национализации, по их мнению, подлежат не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности (если они малопривлекательны для частного бизнеса).

На выборах 2007 года левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Социалисты в своей политической платформе в отличие от консерватора, делавших ставку на богатых и призывавшего всех остальных потуже затянуть пояса, заявили о необходимости увеличения социальных выплат, борьбы с безработицей, смягчения финансовой политики и стимулирования экономического роста во Франции. Среди их социальных инициатив: повышение минимальной заработной платы, отказ от инициированной правыми пенсионной реформы и увеличения 35-часовой рабочей недели, рост инвестиций в образование, увеличение налогов на богатых. Не обошлось, конечно, и без откровенно популистских мер: одним из самых заметных обещаний стало 30-процентное снижение зарплат президента и правительства. Уставшие от жестких мер экономии французы восприняли такие лозунги на ура. Хотя аналитики в один голос и недоумевали, откуда кандидат-социалист собирается брать средства на реализацию столь масштабных социальных преобразований.

Правоцентристский фланг политического спектра в 2007 году занимали либеральные партии. Суть их позиции - экономика, основанная на рыночных отношениях при минимальном участии государства. Последнее ни при каких обстоятельствах не должно вмешиваться в сферу экономики, а уж тем более - диктовать. Рыночные механизмы, по мнению либералов, достаточно эффективны для того, чтобы обеспечить саморегуляцию. То же самое касается и гражданского общества в целом - либералы и здесь не допускают вмешательства, а уж тем более насилия, со стороны государства, полагаясь на институты самого гражданского общества. За государством признается преимущественно одна главная функция - поддерживать порядок, обеспечивать безопасные условия жизни для граждан, следить за тем, чтобы соблюдался существующий закон. На выборах 2007 года правоцентристский фланг представляла Союз за народное движение (СНД) во главе с Никола Саркози.

Идя на выборы произошло обновление партии Союз за народное движение и её программно-теоретических установок. Хотя СНД создавался в 2002 году, после президентских выборов, на базе старого ОПР, переориентированного на "твёрдых шираковцев", Саркози удалось за несколько лет основательно потеснить "старую гвардию" Ширака, встать в ноябре 2004 года во главе партии и превратить её фактически в партию "саркозистов". За короткое время новый лидер сумел не только превратить СНД в крупнейшую политическую силу страны, но и существенным образом обогатить и модернизировать теоретический арсенал правоцентристов.

В своей программной речи 14 января 2007 года на съезде СНД кандидат-правоцентрист заявил, что он намерен представлять интересы всех французов, невзирая на их политические преференции и опираясь на демократические республиканские ценности. Красной нитью всей кампании Саркози стала идея возрождения Франции, её величия, национальной гордости французов. "Раскрытие" в сторону центра принесло лидеру СНД дополнительные голоса, и не только большей части центристов - традиционных союзников правых, но даже и части левых.

Два тура президентских (22 апреля и 6 мая), а затем парламентских выборов (10 и 17 июня), принесших победу Николя Саркози и его партии - Союзу за народное движение (СНД), стали важнейшими событиями в политической жизни страны.

В одной из своих речей премьер-министр Франсуа Фийон заметил, что нынешнему политическому руководству страны, как и всем французам, "выпал исторический шанс сменить эпоху и начертать новую судьбу Франции". Пожалуй, эти слова, несмотря на некоторую помпезность, верно передают эмоциональное состояние большинства французов и власти после прошедших выборов.

Идя на выборы Николя Саркози предложил новый курс реформ. Всего за год Саркози выдвинул больше экономических реформ, чем его предшественник Жак Ширак за все 12 лет президентства. За первый год пребывания на посту президента инициировал рекордное количество реформ. "Президент выдвинул 490 инициатив", - подсчитал премьер-министр Франсуа Фийон, но реализовать их в силу финансового и экономического кризиса не смог Параллельно с этим Николя Саркози ожидало и рекордное за последние 30 лет понижение рейтинга: с 57% в момент избрания до 32% восемь месяцев спустя. Отношение французов к реформам президента и о их сути в этом разделе.

Сможет ли президент Николя Саркози и его команда реализовать намеченный курс реформ? Если обратиться к недавней истории страны, начиная с миттерановской "революции путём структурных реформ" начала 1980-х и кончая реформами правительств Раффарена и Де Вильпена в 2002-2006 годах, то оснований для оптимистичного ответа уже в начале не было.

Все попытки радикальной модернизации страны заканчивались, как правило, неудачно. "Социалистический эксперимент" продлился менее двух лет, после чего левое правительство вернулось к политике "жёсткой экономии", которую левые силы нещадно критиковали всю вторую половину 1970-х годов.

Попытки свернуть на рельсы неолиберализма, предпринятые правительством Ширака в 1986-1988 годах, также не увенчались успехом. "План Жюппе", предусматривавший коренную реформу системы социального страхования, закончился многомиллионными демонстрациями и забастовками в ноябре-декабре 1995 года, правительству пришлось изменить свои первоначальные планы. Не назовёшь удачным и введение правительством Л. Жоспена в 1998-2000 гг. сокращённой 35-часовой недели. С точки зрения уменьшения безработицы результаты этой реформы были весьма скромными, зато её минусы явно перевесили плюсы. Наконец, совсем недавний пример - введение т. н. "договора первого найма" правительством Де Вильпена зимой 2006 года. Эта неудача, вызвавшая массовые молодежные беспорядки, чуть не переросла в политический кризис.

Обращает на себя внимание тот факт, что препятствием в проведении реформ было не столько "сосуществование" президента и премьер-министра, представлявших оппозиционные политические силы, или блокирование законов в парламенте, сколько "давление улицы".

Однако было бы некорректно проводить прямые параллели между событиями прошлого и нынешним временем или экстраполировать политику двадцатилетней давности на день сегодняшний. Многое изменилось за этот период - другие люди, другая обстановка, другое время. Поэтому найти ответ на поставленный выше вопрос можно лишь путём сопоставления сильных и слабых сторон в деятельности власти и анализа потенциальных угроз, подстерегающих реформаторов-неоголлистов.

Убедительная победа неоголлистов на президентских и парламентских выборах породила в общественном сознании ожидания если не быстрых перемен к лучшему, то, по крайней мере, решительных действий исполнительной власти. Именно в этом заключалась притягательная сторона и преимущество проекта Саркози. Именно на этом он настаивал в ходе президентской гонки. Поэтому в первые 100 дней новым властям очень важно убедить общественность и избирателей в том, что их слова не расходятся с делами.

Это очень хорошо осознаёт президент Саркози, который определил правительству жёсткий график проведения намеченных реформ. Ускоренное их проведение в жизнь должен обеспечить парламент, собравшийся на внеочередную сессию практически через неделю после своего формирования. Во Франции такой масштабной программы реформ не помнят давно, и сравнение Саркози и генералом де Голлем особенно популярно в эти дни. Очень многие также видят в нем человека ситуации, и он для того, чтобы оправдать связанные с ним надежды, разумеется, взвалил на свои плечи очень и очень серьезные задачи, будучи человеком крайне амбициозным.

Работа предстояла нелёгкая. По мнению Саркози, следовало быстро двигаться быстро по всем направлениям, чтобы создать "критическую массу" анонсированных перемен.

Главным аргументом за проведение реформ следует отметить социально-политическую ситуацию, сложившейся в стране после выборов, и экономическое положение Франции в целом, которые были благоприятны для проведения задуманных реформ.

Дополнительными мерами являются следующие

1. Команда Саркози располагает значительным кредитом доверия большей части французов. Значительная часть населения понимает, что "так жить дальше нельзя", что требуются перемены, которые и воплощает президент Саркози и правительство Фийона.

По данным социологического опроса, проведённого организацией "OpinionWay" в начале июля 2007 г., 67% французов выступает за срочное проведение реформ. Показатель немалый, свидетельствующий, что надежды на лучшее взяли верх над сомнениями и страхом перемен. Судя по настроению общественного мнения, Саркози удалось преодолеть традиционный скептицизм французов, их недоверие к политике. От такого оптимизма Франция давно отвыкла.

2. Наличие у руководства страны ярко выраженной политической воли

3. Решительность и смелость президента Саркози, его "моторность" и нацеленность на результат сочетаются с обдуманностью действий, пониманием поставленных целей. В своей политике он опирается на очень грамотную и сплочённую правительственную команду во главе с Франсуа Фийоном.

4. Политический тандем Саркози - Фийон выглядит очень удачным. Если президент является олицетворением "разрыва", то премьер-министр воплощает, по его выражению, "конструктивный разрыв". Следует отметить, что два первых лица государства накопили немалый опыт работы в правительстве и очень хорошо представляют сложности реформаторской деятельности. Стоит также подчеркнуть, что новое руководство страны не начинает реформы с нуля, с чистого листа.

5. Программа нового руководства страны, действительно, непривычно инновационна, что открывает дополнительные шансы для продвижения вперёд. Речь идёт, прежде всего, о курсе на политическую открытость исполнительной власти для участия в ней парламентской оппозиции. Президент привлёк для работы в правительстве Фийона видных представителей социалистов и гражданского общества. И дело здесь не столько в изощрённых методах борьбы Саркози с политическими соперниками (такой аспект, конечно, присутствует, с учётом предстоящих в 2008 году региональных выборов), сколько в стремлении создать некий новый политический синтез на базе широкой здравомыслящей центристской коалиции. Именно такая коалиция способна обеспечить прочный политический фундамент "французской перестройки".

6. Сильная сторона проекта Саркози и партии неоголлистов заключалась в том, что акцент делался на морально-психологическом кризисе французского общества, на утрате духовно-нравственных ценностей, без которых успешное развитие социума невозможно. Эта идея, звучавшая во всех выступлениях лидера СНД, была сфокусирована на восстановлении веры людей в политику, государство, уважение к труду.