Современные тенденции социально-экономического развития экономики КНР, внешнеторговые связи с Республикой Беларусь

дипломная работа

1.2 Роль прямых иностранных инвестиций в китайской экономике

иностранный инвестиция внешнеторговый китай

Привлечения иностранного капитала в китайскую экономику осуществляется с 1979 года и является одним из ключевых элементов современной стратегии экономического развития КНР, предусматривающей выход его в число экономически развитых стран мира. Приток иностранного капитала призван компенсировать нехватку национальных финансовых средств, отсталость отечественной техники и технологии и тем самым способствовать качественному повышению уровня производительных сил Китая. Большие надежды возлагаются и на использование передового опыта управления производством, усиления экспортной базы страны, стимулирование валютных поступлений.

Результаты политики привлечения иностранного капитала впечатляют. Только в 1979-1989 годах утверждено 22 тысячи соглашений о создании объектов с участием иностранного капитала на сумму 38,3 млрд. долл. В 1990-1998 годах среднегодовые размеры использования иностранных инвестиций составили около 6 млрд. долл., более чем в 18 раз превысив стартовый уровень 1979-1980 годов, а отношение иностранных ресурсов к государственным капитальным вложениям повысилось с 0,6% до 5,8% соответственно. С 1980 по 19997 год количество утвержденных проектов по созданию предприятий смешанного капитала составили 194783, контракты совместных предприятий - 41892, иностранных компаний - 53960 и 129 проектов по совместной разработке нефтяных месторождений. За этот период Китай вышел на первое место среди развивающихся стран по объему привлечения частных зарубежных инвестиций, обойдя многих традиционных реципиентов иностранного капитала. [17, c. 79]

2002 год стал одним из самых успешных для китайской экономики. За этот год Китай сумел привлечь рекордные за последнее время иностранные инвестиции: по итогам года их объем достиг 52,7 млрд. долл. К концу 2001 г. в КНР вложили капитал инвесторы более 170 стран мира, число предприятий с иностранным капиталом возросло до 390 тысяч. В результате КНР возглавила список стран по объему привлеченных иностранных капиталов, опередив США. Во многом это стало возможным благодаря низкой заработной плате на китайских предприятиях, которая составляет лишь одну двенадцатую от суммы оплаты той же работы в США. А так же благодаря вступлению КНР в ВТО и снятию по требованию этой международной организации ограничений на участие иностранного капитала в 75 отраслях китайской экономики. [18, c. 80]

Существенной спецификой отличается политика Китая в отношении иностранных инвестиций. Главная их часть представлена прямыми капиталовложениями в промышленность. Как правило, полноправным участником предприятия с иностранным капиталом является государственная китайская компания, а предметом сотрудничества - создание новых объектов. Другая особенность капиталовложений в китайскую экономику - их этнический характер. Приток капиталов в китайскую экономику идет из стран, в которых сами китайцы либо составляют большинство населения, либо занимают ведущие позиции в экономической жизни. Сегодня почти 80% всех иностранных инвестиций в экономику КНР - это также этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. Перейдя под китайский контроль, Гонконг не только направил в КНР около 93 млрд. долл. инвестиций, но и создал в Китае 50 тыс. предприятий, тем самым перенеся в Китай фактически всю свою промышленность. А также хуацяо контролируют больше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии.

Кроме Гонконга, Макао и Тайваня в китайскую экономику вкладывают и другие страны Азии (15% всех иностранных капиталовложений в КНР), в которых сильно ощущается китайское влияние, причем вне прямой зависимости от доли китайского населения в этих странах. Китайская диаспора в странах Юго-Восточной Азии контролирует через находящиеся в ее собственности фирмы и компании ликвидные активы (не считая акций и других ценных бумаг промышленных компаний) на сумму, приблизительно от 2 трлн. долл. до 2,5 трлн. долл. Китайцы составляют 32% населения Малайзии, 15% - Таиланда, 4% - Индонезии. [29]

Тем ни менее, интерес иностранных вкладчиков капитала к Китаю с экономической точки зрения определяется здесь потенциально емким внутренним рынком, многочисленной дешевой рабочей силой, богатыми и разнообразными природными ресурсами. Вместе с тем прямое инвестирование иностранного частного капитала представляет собой весьма сложное экономическое явление, которое непосредственно затрагивает отношения собственности и тем самым приводит в действие широкую гамму экономических, политических и национальных интересов участвующих сторон, способствует возникновению между ними сложных и нередко противоречивых отношений по поводу использования объектов иностранного капитала. В Китае ситуация дополнительно осложняется глубоким разрывом в уровнях экономического развития сотрудничающих сторон и их изначальной нацеленностью на различные результаты совместной деятельности. В этих условиях важной предпосылкой нарастающего притока иностранного капитала в Китай является активная разработка китайской стороной комплексной системы нормативных актов, предусматривающих применение целого ряда административных, юридических и экономических мер с целью гарантировать как защиту законных прав иностранных инвесторов, так и соблюдение интересов китайской стороны.

При высокой активности по правовому обеспечению совместного предпринимательства китайскому законодательству присуща высокая степень предметности и детализации, которые обеспечивают необходимое сочетание стабильности и гибкости и, в итоге, определяют его согласованность с общепринятой в международном сообществе системой правового регулирования иностранных инвестиций.

Подобно многим странам - реципиентам иностранного капитала - КНР стремится проводить гибкую политику в области привлечения иностранного капитала, сочетая поощрительные меры с мерами известного ограничения и контроля. Вместе с тем, в отличие от большинства соседних развивающихся стран, несмотря на осуществленные в последнее время реформы, КНР все еще сохраняет преимущественно планово-распределительную систему хозяйства с сильной экономической ролью государства.

В области привлечения иностранных инвестиций Китай в последние годы сделал значительные шаги. Всего за годы реформ в стране было утверждено 324712 проектов по прямому инвестированию, стоимость договоров составила 572,52 млрд. долл. Сумма всех привлеченных инвестиций в экономику к 2002 году составила 766,573 млрд. долл., практически было задействовано 409,4 млрд. долл., общая сумма уставных фондов предприятий с иностранным капиталом достигла 388,945 млрд. долл. Имел место рост инвестиций из Европы, Америки и ряда свободных портовых зон. Согласно контрактам, размер иностранных инвестиций из Европейского союза составил 5,91 млрд. долл., из США - 6,21 млрд. долл., из свободных портовых зон - 7,35 млрд. долл., соответственно рост равнялся 39,8%, 25,8% и 29,2%. В тоже время следует отметить, что прямые зарубежные инвестиции в Китай никогда не превышали 10% совокупных американских зарубежных инвестиций и только 5% зарубежных инвестиций стран ЕС. [15, c. 9]

Значительное воздействие на НТП оказывает импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные сектора экономики как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. Иностранные инвестиции содействуют ускоренному развитию автомобилестроению, электронной промышленности. Так, компания «Фольксваген» (Шанхай) и «Джип» (Пекин) в короткий срок повысили до современного технологического уровня производство автомобилей. В китайскую "силиконовую долину", расположенную в районе Хайдиан севернее Пекина (Haidian Area) и насчитывающую многочисленные исследовательские центры и университеты, уже устремляются самые передовые в технологическом плане компании ведущих стран мира.

Зарубежные инвестиции и технологии оказывают существенное влияние на качественный рост экономики КНР. Все больше становится высококвалифицированных специалистов, создаются новые рабочие места, увеличивается доход государства в качестве налога, выплачиваемого совместными и иностранными компаниями. Наиболее одаренная китайская молодежь обучается в иностранных университетах. Китайцы отличаются своей отличной математической подготовкой, способностью к изучению иностранных языков (в первую очередь английского). По мнению западных экспертов, уровень исследований, проводимых китайскими учеными на теоретическом и прикладном уровне просто фантастический. Структурные изменения происходят и в национальном хозяйстве страны: осуществляется химизация сельского хозяйства, реконструкция промышленности, быстрыми темпами развиваются отрасли высоких технологий (электроника, аэрокосмическая промышленность и т. п.). Современные информационные технологии все активнее проникают в быт китайцев, а по количеству пользователей сети Интернет Китай уже сопоставим с уровнем ведущих держав мира.

Продолжала улучшаться структура привлеченных инвестиций. Доля иностранных инвестиций в контрактах, касающихся промышленных проектов, возросла, а в контрактах, касающихся недвижимости, снизилась; несколько возрос средний размер иностранных инвестиций, приходящийся на каждый проект, и составил 2627 тысяч USD. Благодаря принятым государством установкам, поощряющим вложения в центральные и западные районы, темпы роста инвестиций в эти районы превзошел темп роста инвестиций в восточные районы. Всего размер иностранных инвестиций по контрактам, предназначавшимся центральным и западным районам, равняется 7,33 млрд. долл. при росте 10,9%, тогда как рост инвестиций в восточные районы - 0,01%. [22, c. 8]

Сохранялась тенденция роста внешнеэкономического сотрудничества в выполнении подрядных работ за рубежом, предоставлении трудовых услуг и консультаций в проектировании. Наконец 1998 года за рубежом находилось по контракту 325 тысяч подрядных рабочих и технического персонала, на 18 тысяч больше, чем в 1997 году.

Однако следует отметить, что Китай не только поглощает зарубежные инвестиции, но и сам активно внедряет в экономику зарубежных стран. Так, Китайская национальная нефтяная компания (CNPC) все более превращается в международного нефтяного гиганта, участвуя во множестве проектов в таких странах, как Азербайджан, Туркмения, Казахстан, Судан, Венесуэла и Оман. При этом широко используются соглашения о разделе продукции. По ним в 2002 году компания получила 10,18 млн. тонн нефти, а к 2005 году запланировано поднять этот показатель до 18 млн. тонн. Характерно, что все зарубежные проекты CNPC являются прибыльными и быстро переходят на самофинансирования, не требуя свежих вливаний капитала. [25, c. 32]

Привлечение иностранного капитала в период реформ стала одной из основных форм осуществления открытой внешнеэкономической политики Китая. Приоритетное значение в последние годы приобрели прямые предпринимательские инвестиции, опередившие по освоенным средствам объёмы внешнего заимствования. В условиях возрастающей потребности в валюте для оплаты импорта необходимых техники и технологии, сырья и материалов они рассматриваются в качестве эффективного способа разрешения противоречия между импортными потребностями и экспортными возможностями. Велика их роль во внедрении в практику новых идей, современных приемов и методов хозяйствования. Рост фактически использованных прямых зарубежных инвестиций за период с 1985 года по 2001 год представлен на рисунке 1.1.

Рис.1.1 Рост фактически использованных прямых зарубежных инвестиций (млрд. долл. США)

Первым в ряду законодательных актов в области регулирования иностранных инвестиций стал Закон КНР о совместных предприятиях с участием китайского и иностранного капитала (1979 год), официально санкционировавший создание на его территории хозяйственных единиц с участием иностранных партнеров в формировании производственных фондов, управлении, распределении прибыли и принятии экономического риска. Впоследствии были приняты Закон об иностранных предприятиях (1986 год) и Закон о кооперационных предприятиях с участием иностранного капитала (1988 год). Эти три типа предприятий с участием иностранного капитала - совместные (паевые) предприятия, кооперационные (договорные или контрактные) предприятия и предприятия, полностью принадлежащие зарубежному капиталу, стали основной формой привлечения предпринимательских инвестиций в КНР.

Важное место среди инструментов политики Китая в области привлечения иностранных инвестиций занимает налоговая политика. Единый подоходный налог для всех видов совместных предприятий после унификации системы налогообложения в 1991 году составил 33%. Широко используется в КНР освобождение от налогов на определенный период времени. Ряд льгот поощряет внедрение высоких технологий и увеличение экспорта продукции. Налоговые преференции предоставляются предприятиям в производственной сфере, а также при реинвестировании прибылей иностранных участников высокотехнологичных и экспортно-ориентированных совместных предприятий. [9, c. 104]

В целом к началу 2000 года в Китае было зарегистрировано более 15,7 тысяч объектов с участием привлеченных прямых предпринимательских инвестиций с общим объемом согласованных инвестиций около 39,2 млрд. долл. По количеству созданных предприятий и по объему привлеченного капитала первенство держат совместные предприятия: соответственно 61% и 47% общего объема всех видов предприятий. [20, c. 57]

Положительной тенденцией в сфере использования иностранного капитала в КНР стало увеличение его среднего размера в расчете на одно предприятие примерно до 3,98 млн. долл. в 2000 году. Укрупнение объектов инвестирования напрямую связано с активизацией деятельности ТНК на китайском рынке. По некоторым оценкам, на них приходится до 33% вновь создаваемых совместных предприятий главным образом в крупнейших городах КНР. К настоящему времени на китайский рынок внедрилось более двухсот ТНК, среди которых такие гиганты, как американские «Дженерал Электрик», «Моторола», «Ай-Би-Эм» и «Ксерокс», немецкие «Сименс», «БАСФ» и «Фольксваген», японские «Хитачи» и «Мицубиси», голландский «Филлипс», французский «Ситроен» и другие. Именно с этим китайские специалисты во многом связывают увеличение за последние годы доли техноемких и капиталоемких совместных предприятий, рост инвестиций в базовые отрасли промышленности, машиностроение, электронику, в строительство инфраструктуры, транспорт, коммуникации.

Делись добром ;)