Современная система регулирования внешнеторговой деятельности России: проблемы и пути совершенствования

курсовая работа

2. Дисбаланс между поддержкой экспорта торговыми партнёрами России и российской поддержкой экспорта

В части государственной поддержки экспорта Россия далеко от стает даже от стран, которые принято считать образцами либеральной экономической политики, такими как США или Сингапур. В нашей стране система подобной поддержки фактически находится на начальном этапе своего становления. При этом важно обеспечить общие макро экономические условия, влияющие на экспортную деятельность:

поддержание конкурентоспособного реального курса валюты, формирующего адекватные ценовые стимулы, и принятие мер но компенсации возможного негативного влияния укрепления национальной валюты на экспорт;

облегчение доступа к импортным компонентам, необходимым для экспортного производства, по мировым ценам либо посредством уст ранения импортных тарифов или использования системы возмещений импортных пошлин, либо через учреждение свободных экспортных зон (разновидность свободных экономических зон, когда беспошлинный доступ к инвестиционному импорту способствует снижению стоимости инвестиций и использования иностранных технологий);

улучшение инфраструктурной (порты, дороги, электроснабжение) и социальной базы (квалифицированная рабочая сила).

В последнее время правительству России и Центральному банку РФ в целом удается сдерживать темпы укрепления рубля под влиянием благоприятной внешней конъюнктуры и притока капитала. Объемы инвестиционного импорта в России увеличиваются опережающими темпами, о чем свидетельствует статистика но группе «Машины, оборудование и транспортные средства»: импорт товаров данной категории возрос в январе -- сентябре 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 49%. В начале 2006 г. было принято постановление правительства России, в соответствии с которым ввозные таможенные пошлины на широкий список технологического оборудования, аналогов которого в нашей стране не выпускается, были обнулены.

В настоящей работе основное внимание уделяется анализу механизмов и возможного эффекта, широко используемых в мировой практике финансовых (гарантийных) и нефинансовых мер государственной поддержки экспорта. Вначале рассмотрим деятельность экспортных кредитных агентств (ЭКА).

Финансовая и гарантийная поддержка экспорта необходима, когда речь идет об экспорте товаров капитального назначения, по крупным контрактам, которые импортеру затруднительно оплатить без средне- или долгосрочного кредита, особенно в условиях высоких политических и коммерческих рисков экспорта на развивающиеся рынки. Поскольку для частных финансовых учреждений подобная поддержка нередко невыгодна, сложилась практика государственного участия в данной деятельности посредством ЭКА.

Первое официальное экспортное кредитное агентство, британское ECGD (Департамент гарантирования экспортных кредитов), было основано еще в 1919 г. К началу 1970-х годов в большинстве стран ОЭСР действовали собственные ЭКА. В последние десятилетия официальные экспортные кредитные агентства были учреждены во многих развивающихся странах как важный инструмент продвижения экспорта.

Сфера деятельности ЭКА охватывает предоставление страховок или гарантий по займам финансовых учреждений покупателям в странах-импортерах; страховок или гарантий против неплатежей по кредитам, выданным экспортером покупателю в стране-импортере; прямых займов или кредитов импортерам.

Существуют следующие институциональные модели ЭКА:

-- департамент правительства или вид услуг, оказываемых правительством. Среди стран ОЭСР только в Великобритании и Швейцарии функционирует такой организационный вариант ЭКА. В некоторых развивающихся странах услуги по экспортному кредитованию реализуются через ЦБ или министерства торговли или промышленности;

корпорации или агентства, собственником которых является государство. Наиболее распространено предоставление услуг экспортного кредитования через независимое учреждение, принадлежащее государству. Однако и при этом имеются различные институциональные варианты. Некоторые агентства предоставляют только страхование или только кредиты, другие же сочетают оказание обоих видов услуг. В Азии во многих странах действуют отдельные учреждения для осуществления прямого кредитования и страхования (например, в Китае, Индии, Индонезии, Японии, Корее и др.);

частная компания как агент. В некоторых странах правительство заключает соглашение с частной компанией, такой как COFACE во Франции, Euler Hermes в Германии, At radius в Нидерландах. Вы бранная компания проводит первоначальный анализ рисков и предлагает правительству те или иные стратегии. Когда частная компания выступает как агент правительства, последнее принимает на себя все соответствующие риски.

Во многих странах ОЭСР экспортные кредитные агентства привлекают частные средства и являются крупными прибыльными банками. Приведем некоторые сведения о масштабах их деятельности в Великобритании, Японии и Китае.

В Великобритании среднегодовой объем гарантий, предоставляемый правительством через Департамент гарантирования экспортных кредитов, в последнее время составляет примерно 4 млрд. ф. ст., или около 0,36% ВВП. Кроме того, около 300 млн. ф. ст. в год расходуется на поддержание фиксированной процентной ставки по экспортным кредитам.

В Японии объем операций Японского банка международного сотрудничества, включая экспортные и импортные кредиты, поддержку инвестиций и кредиты официальной помощи развитию, составил в 2004 г. 18,3 млрд. долл., или 0,39% ВВП. Объем гарантий по экспортным кредитам, предоставляемым Агентством по страхованию экспорта и инвестиций NEXI, в 2004 г. достиг 107,2 млрд.. долл., или 2,3% ВВП.

В Китае объем гарантий по экспортным кредитам, предоставленным в 2004 г. корпорацией Sinosure, составил 13,3 млрд. долл. (около 0,8% ВВП). Объем экспортных кредитов продавцам, выданных Экспортно-импортным банком Китая в 2004 г., был равен 8,2 млрд. долл. (0,51% ВВП). Таким образом, в сумме государственное финансирование экспорта в стране составило не менее 1,3% ВВП.

Национальные экспортные кредитные агентства конкурируют между собой3, но вместе с тем сотрудничают и определяют правила кредитования и страховой деятельности. Так, они взаимодействуют в рамках Группы по экспортным кредитам ОЭСР. В отношении страхования экспортных кредитов объединяющей организацией является Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций (Бернский союз).

По оценкам Минэкономразвития России, на финансовую поддержку экспорта в развитых странах тратится в среднем 0,35% ВВП. В российском бюджете на 2006 г. на эти цели было предусмотрено 0,15% ВВП, фактически же была использована лишь часть выделен ной суммы.

Масштабы капитализации и финансовой деятельности отечественного Росэксимбанка -- официального агента правительства, обеспечивающего поддержку экспорта в Российской Федерации, -- значительно уступают ЭКА как развитых, так и многих развивающихся стран. Его уставный капитал составляет около 40 млн.. долл., а, например, Эксимбанка Китая -- 408 млн.. долл. В тоже время импорт в Россию осуществляется при значительной финансовой поддержке экспортных кредитных агентств торговых партнеров. Более того, Россия занимает первое место но накопленной сумме экспортных кредитов, предоставленных странами ОЭСР своим торговым партнерам.

Другой распространенный в мире способ поддержки экспорта связан с деятельностью агентств по продвижению экспорта (АПЭ). Первое, до нынешнего времени функционирующее АПЭ было создано в Финляндии в 1919 г. В середине 1960-х годов эти агентства стали популярным инструментом стимулирования экспорта и снижения торгового дефицита, действуя под наблюдением Международного торгового центра.

Цель АПЭ -- помощь экспортерам в поисках рынков сбыта для производимой продукции, а также предоставление информации о том, какие продукты востребованы на различных экспортных рынках. Услуги, оказываемые АПЭ, делятся на четыре категории: а) создание благоприятного торгового имиджа страны (реклама, организация мероприятий по продвижению продукции, а также защита экспорта); б) тренинг экспортеров, техническое содействие, ознакомление с соответствующим законодательством и практикой его применения; в) маркетинг (торговые ярмарки, миссии экспортеров и импортеров, сопровождающие услуги по обслуживанию в стране-импортере); г) исследование экспортных рынков, подготовка публикаций, показывающих выгоды экспорта, создание баз данных, позволяющих устанавливать контакты между экспортерами и импортерами.

В начале 1990-х годов деятельность АПЭ подвергалась критике за отсутствие лидерской позиции, неадекватное финансирование, излишнюю бюрократизацию, отсутствие ориентации на потребителя, в связи, с чем международные организации свою помощь ям сократи ли. Однако более чем десятилетие спустя ситуация в торговле развивающихся стран претерпела существенные изменения, и ряд АПЭ усовершенствовал свою деятельность в соответствии с рекомендациями экономического сообщества.

Примером АГТЭ является организация «Торговля и инвестиции Велико британии» -- UKTI. Его деятельность включает программы, подобные «Паспорту успеха в экспорте». В рамках этой программы предоставляется помощь по совершенствованию экспортных возможностей малых фирм, для которых данная область является новой. Особенность введенной в конце 2001 г. программы заключается в том, что тип помощи в ней поставлен в зависимость от сильных и слабых качеств фирмы, причем больше внимания стало уделяться индивидуальному обучению. Она содержит семь основных пунктов:

--оценка способности компании к экспорту;

посещение семинара по экспорту, освещающего основные вопросы и проблемы в данной области;

помощь в разработке собственного экспортного плана, который является основой для получения финансовой поддержки;

разработка и выполнение плана по тренингу для развития в компании необходимых экспортных навыков;

помощь консультанта по месту расположения компании с обучением на индивидуальной основе;

поездка на зарубежный рынок, определенный в экспортном плане;

Как показало недавнее исследование Всемирного банка, в среднем АПЭ оказывают позитивное и статистически значимое влияние на национальный экспорт при показателе годового ВВП на душу населения, превышающем некоторое пороговое значение (его оценка в работе Всемирного банка составила 2790 долл.). При этом наиболее эффективными оказались АПЭ из Латинской Америки и Азии, что подтверждает возможный положительный эффект поддержки экспорта в странах с развивающимися рынками, к числу которых относится и Россия.

В соответствии с принципами лучшей практики в состав управляющих органов АПЭ должны входить представители бизнеса, но при этом желательно, чтобы большая доля ее бюджета финансировалась государством. Наличие множества маленьких агентств поддержки экспорта внутри страны в целом снижает эффективность соответствующих программ. Кроме того, АПЭ оказываются более эффективными при фокусировании на нетрадиционном экспорте или на определенных отраслях (например, сельском хозяйстве, туризме или высоких технологиях). Также рекомендуется уделять особое внимание поддержке крупных компаний, которые все еще не являются экспортерами.

Среднее значение бюджета АПЭ, согласно упомянутому исследованию Всемирного банка, составляет 0,11% экспорта товаров и услуг, медианное -- 0,04%. Наиболее крупные бюджеты имеют агентства Латиноамериканского и Азиатского регионов (в среднем соответственно 0,17 и 0,12% экспорта товаров и услуг).

С учетом того, что российский экспорт товаров и услуг в 2005 г. составил 268,1 млрд.. долл., 0,04% от него составляет 107,3 млн. долл., или 3 млрд. руб. Теми видами поддержки экспорта, которые относятся к кругу деятельности АПЭ, в России занимается Министерство экономического развития и торговли. Поскольку соответствующей статьи бюджетной классификации в нашей стране нет, сложно судить о том, насколько финансирование данной деятельности отвечает международной практике. Сумма расходов по общим статьям ведомственной классификации «МЭРТ. Общегосударственные вопросы. Международные отношения и международное сотрудничество» и «МЭРТ. Другие общегосударственные вопросы. Международное сотрудничество» равна 2,7 млрд.. руб. Еще существует, например, ФЦП «Развитие транспортных услуг России» Министерства транспорта РФ, финансирование которой составляет примерно 1 млрд.. руб. в год. Деятельность Минпромэнерго, а также Торгово-промышленной палаты России в части своих мероприятий касается нужд экспортеров. В целом можно сделать вывод, что как таковое агентство по продвижению экспорта в России отсутствует, меры в рамках поддержки экспорта не консолидированы и управление процессами поддержки экспортеров является практически полностью государственным.

Делись добром ;)