Связь мировых и внутренних цен

курсовая работа

2.2 Причины различий мировых и национальных цен

Ознакомившись в общих чертах с различиями и сходствами внешних и внутренних цен, целесообразно перейти к анализу причин несовпадений данных видов цен.

Итак, основные причины расхождения мировых и национальных цен:

I. Между отдельными национальными рынками и мировым рынком имеют место значительные экономические - тарифные и нетарифные - барьеры, такие как таможенные пошлины, компенсационные сборы [разновидность таможенных сборов, применяемых странами Евросоюза], субсидии, амортизационные, налоговые, кредитные и прочие льготы и т.д. Они обусловливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и международной торговли. Чем сильнее национальный рынок будет обособлен от мирового с помощью подобных барьеров, тем больше будут разрывы между внешними и внутренними ценами. Соответственно чем меньше данные барьеры - тем более сближаются их уровни. В качестве примера можно привести использование некоторыми странами явных и скрытых форм финансовой поддержки и субсидирования экспорта тех или иных товаров, что способствует более низкому уровню их мировых (экспортных) цен по сравнению с внутренними;

II. Поставки на мировой рынок осуществляются наиболее влиятельными и конкурентоспособными промышленными производителями стран-экспортёров. При этом в большинстве случаев эти поставки составляют лишь часть производимой в стране продукции, остальное же идёт на внутренний рынок. В случае большого объёма внутреннего рынка, например в США, соответствующие производители получают возможность компенсировать низкие мировые цены за счёт более высоких внутренних;

III. Наличие более острой ценовой конкуренции на мировом рынке по сравнению национальными часто приводит к тому, что внешние цены на промышленные и сырьевые товары образуются не путём усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путём выравнивания цен по наиболее эффективным, с меньшими издержками производителей, играющих своеобразную роль ценовых лидеров Гриценко Г.М. Ценообразование: учебно-методическое пособие / Г.М. Гриценко, А.В. Миненко, Е.В. Краснов. - Барнаул: АГАУ, 2008 - С. 98.

В качестве дополнительных причин можно выделить следующие:

1. Обособленность внутренних рынков от мирового;

Выделяют три типа таких обособлений:

а) полная замкнутость внутренних рынков;

б) частичное обособление;

в) свободное движение товаров между внутренним и мировым рынками.

В случае полного обособления национального рынка от мирового, проявляющемся в отсутствии движения товаров между ними, ценообразование на внутреннем рынке определяется исключительно внутренними затратами, а основой цен выступают национальные затраты труда.

В обратном случае, когда внутренний рынок не отделён от внешнего, может произойти ситуация слияния внутренней и мировой торговли. Но это возможно лишь при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров, что является нетипичным случаем, поскольку государства в той или иной мере защищают национальную экономику.

На практике чаще всего встречается второй вариант - неполное обособление, при котором процессы ценообразования на внутреннем и мировом рынках протекают во взаимодействии, что осуществляется с помощью каналов экспорта и импорта.

2. Торгово-экономические особенности мирового рынка: широта товарной номенклатуры, внушительный объём товарооборота и множественность обслуживающих валют, большая территориальная протяжённость, разнообразие каналов сбыта.

3. Уровень экономического развития и жизни населения в разных странах. Например, продукты питания, одежда и обувь, бытовые приборы относительно дорогостоящие в менее развитых странах с низким уровнем доходов населения. Жильё, топливо, энергия, медобслуживание, досуг, образование имеют более высокие цены в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населения.

А в чём же причины того, что мировые цены ниже в сравнении с национальными?

* Поставки на мировой рынок осуществляют наиболее конкурентоспособные компании, фирмы ведущих стран-экспортёров, т.е. те производители, которые обладают передовыми технологиями, высоким техническим и организационным уровнем производства и соответственно наиболее низкими затратами;

* Конкуренция на мировом рынке более напряжённая, нежели на внутренних, потому она действует в направлении снижения цен товаров основных поставщиков;

* Увеличение масштабов сбыта за счёт внешней торговли позволяет экспортёрам чаще использовать скидки с цен за увеличение количества и объёмов партий реализуемых товаров;

* Использование странами различных форм стимулирования экспорта. Производители с более низкими в рамках национальной экономики затратами, получая субсидии, переориентируются с внутреннего рынка на мировой. В конечном итоге, на национальном рынке остаются производители с более высокими затратами. Вместе с тем происходит сокращение предложения товаров на внутреннем рынке, что приводит к формированию относительно высоких внутренних цен Данченок Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика. - М.: Эксмо, 2006 - С. 362.

Итак, причины несовпадений цен представляют собой многочисленную и сложную структуру. Конкретный пример несоответствия мировых и национальных цен рассмотрим в заключительной, третьей главе, на примере Российской Федерации и мирового рынка нефти.

Делись добром ;)