Рынок современных технологий: основные черты и особенности

курсовая работа

1.1 Основные черты и стратегии рынка технологий

импорт мировой рынок технология

Главная отличительная черта нашего времени связана с невиданным развитием науки и техники. Научно-технический прогресс не только произвел переворот в структуре мирового рынка технологий, но и расширил сферу его развития, привел к появлению новой формы международно-экономических отношений - международного научно-технического и производственного сотрудничества.

Сегодня ни одна страна мира не может обеспечить себе передовые позиции во всех или во многих отраслях науки и техники. Развитие международного научно-технического и производственного сотрудничества в этих условиях - единственный и разумный выход.

Международный технологический обмен - это совокупность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов научно-технической деятельности, имеющих научную и практическую ценность.

Международный обмен технологиями известен с начала ХХ в., но формирование мирового рынка технологий произошло в 50-60-е гг. Именно к этому времени объем международных коммерческих операций с технологиями превзошел масштабы национального обмена.

Международное производственное и научно-техническое сотрудничество имеет два уровня предпосылок:

· на уровне страны;

· локальные на уровне фирм, предприятий и организаций.

Анализ стран, добившихся успехов в реализации нововведений, выпуске и экспорте наукоемкой продукции, позволяет выделить некоторые типы стратегий инновационного развития.

Стратегия «переноса» заключается в использовании зарубежного научно-технического потенциала и переносе нововведений в собственную экономику. Она осуществлялась, например, в послевоенный период Японией, которая закупала у США, Англии и Франции лицензии на высокоэффективные технологии для освоения производства новейшей продукции, имевшей спрос за рубежом. На этой основе Япония создавала собственный потенциал, обеспечивший в дальнейшем весь инновационный цикл - от фундаментальных исследований и разработок до реализации их результатов внутри страны и на мировом рынке. В итоге экспорт японских технологий превысил их импорт, а страна, наряду с некоторыми другими, обладает передовой фундаментальной наукой.

Стратегия «заимствования» состоит в том, что, располагая дешевой рабочей силой и используя собственный научно-технический потенциал, страны осваивают производство продукции, производившейся ранее в более развитых странах, последовательно наращивая собственное инженерно-техническое обеспечение производства. Далее становится возможным проводить свои НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), сочетая государственную и рыночную формы собственности. Такая стратегия принята в Китае и ряде стран Юго-Восточной Азии. Примером служит создание конкурентоспособной автомобильной промышленности, высокоэффективных средств вычислительной техники, бытовой электроники в Южной Корее.

Стратегии «наращивания» придерживаются США, ФРГ, Англия, Франция. На базе использования собственного научно-технического потенциала, привлечения зарубежных ученых и специалистов, интегрирования фундаментальной и прикладной науки эти страны постоянно создают новый продукт, высокие технологии, реализуемые в производстве и социальной сфере.

Предпосылки международного научно-технического обмена на уровне предприятий и организаций:

1. Повышение порога ресурсов, необходимых для решения конкретных научно-технических проблем.

2. Узость материально-технической базы отдельного предприятия, института.

3. Неподготовленность имеющихся производственных систем к использованию новых технических решений.

4. Несоответствие полученных научно-технических результатов стратегии развития предприятия.

5. Новые стратегические возможности, открывающиеся в результате участия в международной передаче технологии. [1]

Особенно значимыми являются международный научно-технический обмен и сотрудничество для технологически ориентированных предприятий и организаций, сделавших ставку на высокую конкурентоспособность выпускаемой продукции и предоставляемых услуг. Они придерживаются стратегии «выпускать не то, что относительно дешевле или качественнее, а то, что больше никто (пока) выпускать не может».

Экономическая целесообразность экспорта технологии состоит в том, что он есть:

1) средство увеличения дохода: при отсутствии условий реализации новой технологии в форме производства и сбыта той или иной продукции, ее можно реализовать в качестве самостоятельного продукта;

2) форма борьбы за товарный рынок. Первоначально из-за отсутствия капитала выпуск и реализацию продукта за рубежом трудно организовать в достаточных количествах, но покупатели на зарубежном рынке будут уже знакомы с товаром, ранее выпускавшимся по лицензии;

3) способ обойти проблемы экспорта товара в материальной форме, т.к. отсутствуют проблемы транспортировки и сбыта продукции, таможенные барьеры;

4) средство расширения товарного экспорта, если заключается лицензионное соглашение, предусматривающее поставку оборудования, материалов, компонентов;

5) способ установления контроля над зарубежной фирмой через такие условия лицензионного соглашения, как объем выпуска товаров покупателем лицензии, участие его в прибылях, контроль за техническими условиями производства и др.;

6) способ обеспечения доступа к другому новшеству через перекрестное лицензирование фирм;

7) возможность более эффективного совершенствования объекта лицензии с участием партнера-покупателя.

Экономическая целесообразность импорта технологий в том, что он есть:

1) доступ к новшествам высокого технического уровня;

2) средство экономии затрат на НИОКР, в том числе, и во времени;

3) средство уменьшения расходов на товарный импорт и одновременно средство привлечения национального капитала и рабочей силы;

4) условие расширения экспорта продукции, выпускаемой по зарубежным технологиям: во многих странах доля изделий, выпускаемых по лицензиям, в валютном экспорте превышает долю национальных изделий.

Все это определило возникновение и интенсивное развитие мирового рынка технологий, имеющего своеобразную структуру и особенности.[2]

Неоднородность научно-технического прогресса, наличие разнообразных форм науки и техники, с одной стороны, и различных каналов передачи технологий, с другой, обусловили неоднородность мирового рынка технологий и привели к формированию таких его сегментов, как:

· рынок патентов и лицензий;

· рынок наукоемкой технологической продукции;

· рынок высокотехнологичного капитала;

· рынок научно-технических специалистов.

Давайте рассмотри географическую структуру мирового рынка технологий.

Промышленно развитые страны занимают ведущее место в международной торговле лицензиями (до 80% их экспорта). Поступления от продажи лицензий за рубеж составляют 30 млрд. долларов в год, стоимость продукции, выпускаемой по иностранным лицензиям - 500 млрд. долларов в год; доля высокотехнологичной продукции в экспорте США - 20%, ФРГ и Франции - 15.

США являются лидером лицензионной торговли (электротехническая, химическая промышленность, машиностроение). Второе место в экспорте лицензий занимают страны Западной Европы (фармацевтика, металлургия и металлообработка, текстильная и химическая промышленность).

Таким образом, современный мировой рынок технологий это один из наиболее интенсивно развивающихся мировых рынков. По темпам развития технологический обмен одерживает верх над традиционными мирохозяйственными потоками товаров и капитала.

Делись добром ;)