Россия на мировом рынке технологий

курсовая работа

Глава 1. Характеристика технологий и мирового рынка технологий

1.1 Понятие, виды технологий и жизненный цикл технологии

Технология - это объект купли-продажи, являющийся результатом интеллектуальной деятельности и существующий в двух формах: неовеществленной ( идеи, знания, навыки, патенты, лицензии, ноу-хау, инжиниринг и др) и овеществленной (инструменты, технологические линии, приборы и т.д.).

Технологию можно рассматривать различными способами :

1) как товар, продающийся потребителю, а так же как фактор производства, (ресурс, необходимый для того, чтобы произвести товар или услугу.)

2) как повышения производительности определяющих факторов производства. Тогда введение новой технологии на рынок подобно росту предложения фактора производства, эффективность которого увеличивается с помощью новой технологии.

Технологии с точки зрения новизны можно классифицировать на уникальные, прогрессивные, традиционные, морально устаревшие. Понятие новизны можно назвать относительным, так как для одной страны оно является морально устаревшим, а для другой - традиционной технологией [7].

Уникальные технологии не могут использоваться конкурентами, так как они охраняются законодательством. Такие технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на условиях исключительной монополии. Они создаются в результате НИОКР и деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю.

К прогрессивным технологиям обычно относят разработки, обладающие относительной новизной. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм. Такие технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау.

Традиционная технология отражает средний уровень производства, достигнутый большинством производителей данной продукции. Технология становится традиционной в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Сроки устаревания технологий сокращаются, замена технологий на более прогрессивные и даже уникальные, особенно в развитых странах, происходит очень быстро.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев [13].

Жизненный цикл технологии -- это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.

Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:

§ Новейшая технология -- любая новая технология, которая имеет высокий потенциал

§ Передовая технология -- технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке

§ Современная технология -- Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию

§ Не новая технология -- по прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать

§ Устаревшая технология -- технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой [14].

Типы потребителей технологии:

· Новаторы

Новаторы активно следят за технологическими новинками. Как правило стараются получить к ним доступ еще до широкого появления их на рынке. Они интересуются любыми новинками и зачастую совершают покупку ради возможности изучения нового устройства или программы.

· Ранние последователи

Ранние последователи, так же как и новаторы падки на новинки, но в отличии от последний не разбираются в технологических тонкостях. Это люди, которые могут представить преимущества новой технологии, понять, оценить и соотнести с собственными интересами. Их решение о покупке будет базироваться на осознаваемой ими степени соответствия между преимуществами новой технологии и их интересами..

· Раннее большинство

Ранее большинство лишь отчасти разделяет с ранними последователями тягу к новым технологиям. Основной движущей силой для них является практицизм. Они уже знают, что многие революционные новинки на проверку оказываются лишь проходящими увлечениями и потому предпочитают подождать, прежде чем вкладывать свои средства. Решения о покупке предпочитают строить на основании авторитетных источников информации. В виду того, что ранние большинство составляет почти треть от всей аудитории жизненного цикла товара, завоевание их симпатий является ключевым фактором успеха товара на рынке.

· Позднее большинство

Не смотря на то, что представители позднего большинства, в общем, разделяют позицию предшествующей группы (раннего большинства), но в отличие от них не могут самостоятельно справиться с новой технологией. В результате они ждут, пока продукт не станет общепризнанным стандартом, но даже тогда они будут нуждаться в серьезной поддержке, а потому тяготеть к приобретению у крупных и проверенных поставщиков. Как и раннее большинство они составляют почти треть от всей аудитории и являются тем более привлекательными, так как по мере старения продукта уменьшается маржинальный доход, а все затраты на разработку и исследования уже амортизированы.

· Отстающие

Увальни или отстающие являются последней группой. Они характерны тем, что не хотят иметь ничего общего с новой технологией. Увальни готовы покупать её только в том случае, когда она настолько глубоко встроена в другой продукт, что они просто не подозревают о её существовании. Например, новый видеопроцессор «погребенный» в недрах телевизора. Данную группу редко когда принимают во внимание [1, c.10-14].

1.2 Мирового рынок технологий: структура и формы обмена

технология рынок инвестирование конкурентоспособность

Мировой рынок технологий - это сфера международной торговли, связанная с куплей-продажей технологических решений: лицензий, патентов, проектов, документации.

Мировой рынок технологий можно подразделить на четыре сегмента:

· рынок лицензий и патентов;

· рынок наукоемкой технологической продукции;

· рынок высокотехнологичного капитала;

· рынок научно-технических специалистов;

Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем [6].

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

· научно-технические публикации;

· проведение научно-практических и научно-методических , симпозиумов, семинаров, конференций, выставок и ярмарок;

· обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

· миграция высококвалифицированных специалистов и ученых;

· обучение, стажировка и практика за рубежом студентов, аспирантов и специалистов;

· деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники;

· промышленный шпионаж и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

· передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической документации;

· поставка машин и различного промышленного оборудования;

· оказание технической помощи;

· инжиниринговые услуги, т.е деятельность по предоставлению комплекса услуг инженерно-технического характера;

· экспорт комплектного оборудования;

· совместное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

· Прямые инвестиции, сопровождающиеся строительством, реконструкцией и модернизацией предприятий.

Передача технологии в коммерческих формах предполагает, что технология является особым товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии [13].

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

· зарубежным филиалам или дочерним фирмам многонациональной компании (МНК);

· независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются МНК своим филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

· в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;

· сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;

· увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию освобождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и услуги [13].

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования, будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но и независимым фирмам.

Итак, выбор технологии - это очень важная проблема, особенно для стран догоняющего типа развития с недостаточно развитой экономикой. Именно таким странам нужны более высокие технологии в целях ускоренного развития. В то же время более совершенные технологии менее трудоемки, их применение резко снижает занятость и увеличивает безработицу.

Делись добром ;)