Российско-иранские отношения

курсовая работа

1.1 Краткий экскурс в историю российско-иранских отношений

Политические отношения русского государства и Ирана имеют многовековую историю. Отправка послов прослеживается со времен Киевской Руси. Следует отметить попытки Российского государства и Ирана на протяжении XVI-XVII вв. заключить союз, направленный против Турции, а также Персидский поход Петра I (1722), формально совершавшийся с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами, на самом же деле - укрепить российские позиции в регионе. Начало XIX в. характеризуется обострением Восточного вопроса, связанным уже с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав, и значительным ухудшением российско-иранских отношений Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 190..

В XIX и начале XX вв. позиции Москвы в северных провинциях Персии, населенных преимущественно этническими азербайджанцами, настолько усилились, что российское руководство стало рассматривать возможность аннексии этих территорий. Начало Первой мировой войны и захват турецкими войсками в ноябре 1914 г. Тебриза только ускорили этот процесс. Как следствие, в Персию вошли русские войска и оккупировали всю ее северную часть вплоть до Исфагана Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2000). Учебник для вузов / Под ред. А.С. Протопопова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 144..

Советское правительство в значительной степени пересмотрело прежние российско-персидские взаимоотношения. По его решению уже в марте 1918 г. из Персии были полностью выведены русские войска, а в феврале 1921 г. был подписан в целом равноправный договор, который мог бы стать базой для многолетнего плодотворного сотрудничества. При этом Москва не только отменила все ранее навязанные Персии договора, конвенции и соглашения царского правительства, но и безвозмездно передала ей имущество на сумму порядка 600 млн. руб. золотом. В 1920-х гг. Советский Союз оказал Ирану значительную по тем временам экономическую помощь, построив несколько элеваторов и рисоочистительных заводов, мельничный комбинат в Тегеране и ряд других предприятий. До конца 1930-х гг. советско-иранские экономические отношения успешно развивались, ярким примером чему служит тот факт, что в 1938 г. на долю Советского Союза приходилось около 40% всего внешнеторгового оборота страны. Однако позднее иранское руководство стало менять свои внешнеполитические приоритеты в сторону фашистской Германии вопреки действовавшему советско-персидскому договору от 1921 г. Согласно статьи 6 этого договора каждая из сторон обязалась не допускать на своих территориях действий организаций и групп, а также размещения войск враждебных государств. Последнее не исключало возможности ввода на иранскую территорию советских войск Гайказов М. Россия и Иран: из истории взаимоотношений // Россия и мусульманский мир. - 2004. - № 5. - С. 119..

В августе-сентябре 1941 г. была проведена совместная англо-советская военная операция «Сочувствие» с целью защиты как иранских нефтяных месторождений от возможного их захвата войсками Германии и их союзников, так и южного транспортного коридора, по которому стали осуществляться поставки союзников по ленд-лизу для Советского Союза.

После отставки шаха Реза Пехлеви Иран стал членом антигитлеровской коалиции, и через его территорию пошла военная техника из США и Англии на фронты Великой Отечественной войны. Именно Тегеран стал местом исторической встречи глав государств СССР, США и Англии, на которой решались судьбы войны и будущего мира. Следовательно, в годы Второй мировой войны советский и иранский народы были по одну сторону баррикад Каменева М.С. Россия и Иран: история и современность // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2009. - № 4. - С. 160..

В 1950-1970-е гг. советско-иранские отношения складывались неровно. С одной стороны, несмотря на периодическое ухудшение двусторонних отношений, продолжалась экономическая помощь со стороны Советского Союза. За этот период советские специалисты построили в Иране свыше 200 промышленных объектов, в том числе Исфаганский металлургический комбинат, машиностроительный завод в Араке, тепловые электростанции «Рамин» и «Шахид Монтазери», ГЭС на реке Аракс и магистральный трансиранский газопровод Гачсаран-Астара. С другой стороны, в условиях двуполярного мира Тегеран активно сотрудничал с Вашингтоном в военно-политической сфере. Так, в 1955 г. Иран вступил в антисоветскую Организацию центрального договора (СЕНТО), а в 1959 г. подписал двустороннее ирано-американское военное соглашение, позволявшее вводить американские войска на собственную территорию.

Однако, в сентябре 1962 г. Советский Союз и Иран обменялись нотами «О непредоставлении иностранным государствам права иметь на территории Ирана ракетные базы всех типов». Позднее были подписаны многочисленные соглашения о техническом, научном, культурном взаимодействии и создана советско-иранская комиссия по экономическому сотрудничеству. Особенно масштабно наши государства развивали военно-техническое сотрудничество. Фактически Советский Союз играл одну из основных ролей в оснащении вооружением и военной техникой иранских сухопутных войск. В период 1964-1979 гг. 500 иранских офицеров получили военное образование в СССР. В то же время в вопросах оснащения своей армии и флота иранское руководство полностью ориентировалось на западные страны Сухоруков С.А. Иран: между Британией и Россией. От политики до экономики. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 74..

Исламская революция 1979 г. внесла свои коррективы в российско-иранские связи. После провозглашения Ирана Исламской Республикой (ИРИ), несмотря на разрыв отношений с США, СССР стал считаться врагом Ирана, только уже не в военном, а в идеологическом плане. Однако отношения республиканского Ирана и Советского Союза официально не прерывались. Улучшение российско-иранских отношений началось с приходом в СССР эпохи перестройки. Знаменательным событием в истории отношений между Москвой и Тегераном стало личное послание лидера исламской революции и основателя ИРИ аятоллы Хомейни Михаилу Горбачеву Каменева М.С. Личность и взгляды Имама Хомейни // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2010. - № 4. - С. 151..

Договоренность о нормализации двусторонних отношений была достигнута в ходе визита в Москву в 1989 г. бывшего спикером иранского парламента Али Акбара Хашеми Рафсанджани. К этому времени ирано-иракская война и Афганистан уже перестали быть раздражающими факторами во взаимоотношениях между Москвой и Тегераном. Более этого, у иранской стороны возникла сильная заинтересованность в закупке современных российских вооружений ввиду фактического эмбарго Запада на эту продукцию. В результате была подписана декларация, в соответствии с которой Советский Союз выразил желание «сотрудничать с иранской стороной в деле укрепления ее обороноспособности». Подтверждением этого стали четыре контракта в сфере военно-технического сотрудничества, подписанные в 1989-1991 гг. на сумму 5,1 млрд. долл. Их реализация уже в 1990 г. позволила Советскому Союзу получить, по разным оценкам, от 733 до 890 млн. долл. Каменева М.С. Россия и Иран: история и современность. - С. 161; Сухоруков С.А. Указ. соч. - С. 89..

В этот же период началось активное двустороннее сотрудничество и в ядерной сфере на основе подписанных соглашений Постановление Правительства РФ от 17.08.1992 № 592 «О подписании Соглашений между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и в сооружении в Иране атомной электростанции» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 8. - Ст. 540..

США с самого начала резко отрицательно относились к продаже Россией вооружений в Иран и, начиная с 1992 г., оказывали активное давление по этому вопросу на новое российское руководство. Эта кампания увенчалась успехом: в мае 1995 г. на встрече с президентом США У. Клинтоном в Москве Б. Ельцин согласился на договоренности, в соответствии с которыми Россия обязалась досрочно, до конца 1999 г., завершить выполнение перед Ираном всех ранее подписанных контрактов по поставкам продукции и оказанию услуг военного назначения, после чего поставки по этим соглашениям более не производить; кроме того, российская сторона обязывалась впредь не заключать никаких новых соглашений военного характера с Тегераном (договоренности в рамках комиссии «Гор-Черномырдин») Мамедова Н.М. Взаимные интересы России и Ирана и их эволюция // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2007. - № 4. - С. 130.. Главным мотивом этого беспрецедентного соглашения было стремление Б. Ельцина любыми путями заручиться поддержкой американцев в преддверии президентских выборов в России в 1996 г. Соколова Е.П. Приемы политической манипуляции в период выборов Президента Российской Федерации 1996 года (по материалам региональной прессы) // Социум и власть. - 2009. - № 4. - С. 57..

Поскольку ущербность договоренностей с американцами 1995 г. была очевидна даже для ельцинского правительства, то практически сразу же после переизбрания Б. Ельцина на выборах 1996 г. российская сторона начала поиски путей ревизии взятых на себя обязательств. Уже в 1997 г. Президентом РФ был одобрен комплексный план развития военно-технического сотрудничества с Ираном Каменева М.С. Россия и Иран: история и современность. - С. 162.. 3 ноября 2000 г. российская сторона уведомила американцев о своем предстоящем выходе из соглашения по Ирану.

Следует отметить, что в 1990-х гг. сотрудничество Российской Федерации и Исламской республики Иран носило вынужденный характер. Но постепенно ситуация менялась. Вот как ее оценил российский иранист Владимир Сажин: «Сквозь сковывающую все живое мерзлоту шиитско-идеологических догматов все активнее стали пробиваться ростки прагматизма и открытости в иранском обществе, что усилило политико-экономические позиции реалистов…» Сажин В. Каковы рамки российско-иранского партнерства? // http://world.ng.ru/a...-01/2_iran.html.. Россия в 2000-х гг. тоже существенно изменилась по сравнению с 1990-ми, что позволило ей строить свою внешнюю политику на совершенно иных, демократических принципах, отвечающих условиям современного мира.

Итак, в истории российско-иранских отношений было много разных событий, как со знаком минус, так и со знаком плюс. Однако всегда стороны чувствовали и осознавали значимость друг для друга. Начало ХХI в. явилось и началом нового этапа во взаимоотношениях двух стран.

Делись добром ;)