Роль прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в экономическом развитии страны

курсовая работа

2.2 Способы повышения инвестиционной привлекательности России

Важно отметить, что в российской экономике сегодня принципиально иная ситуация по сравнению с прошлым десятилетием, характеризующаяся экономическим ростом. В случае если он будет устойчивым, это само по себе может послужить мощным стимулом для привлечения иностранных инвестиций в Россию. Иностранный капитал предпочитает страны с устойчивой экономикой, способствуя в свою очередь дальнейшему экономическому росту.

Меры, ориентированные на создание привлекательных условий для притока прямых иностранных инвестиций, включают три основные группы:

- базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

- правовые и административные основы деятельности иностранных инвесторов;

- специфические стимулы для ПИИ.

В отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы, Россия не смогла пока решить задачу создания благоприятного инвестиционного климата, предусматривающего формирование стабильных политических и макроэкономических условий, защиту прав собственности. Однако улучшение инвестиционного климата само по себе не способно обеспечить резкое увеличение объемов иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает опыт стран с развивающейся и переходной экономикой, и экономический рост, и улучшение инвестиционного климата являются необходимыми, но недостаточными условиями притока ПИИ. Решение этой задачи требует реализации мероприятий по созданию правовых основ деятельности иностранных инвесторов и специфических стимулов для ПИИ, направленных на повышение инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов, привлечения их внимания к перспективным инвестиционным проектам на территории страны.

Стратегической целью политики в сфере привлечения ПИИ должно являться предоставление иностранным инвесторам национального режима. Формально российское законодательство гарантирует иностранным инвесторам именно этот режим. Проблема, однако, состоит в том, что российский национальный режим крайне неблагоприятен как для российских, так и для иностранных инвесторов. Стране нужен кардинально иной национальный режим, обеспечивающий благоприятные условия для притока иностранных инвестиций в экономику России. Для этого необходима серьезная работа по изменению налогового, инвестиционного и корпоративного законодательства, которая могла бы способствовать интенсификации инвестиционного процесса. В области налогов эта работа уже началась, но и она еще далека от завершения. Кроме того, плоды налоговой и прочих реформ скажутся на практике не сразу.

Наряду с применением принципа национального режима необходима также реализация иных принятых в международной практике принципов правового регулирования иностранных инвестиций. В первую очередь речь идет о режиме наибольшего благоприятствования, который предоставляется многими государствами с целью исключить дискриминацию по отношению к инвесторам из каких-либо стран. Возможность получения такого рода режима содержится во многих заключенных Россией соглашениях о взаимном поощрении и защите инвестиций с 53 странами (большая часть из них ратифицирована), но не присутствует в нормативах внутреннего законодательства, т.е. распространяется далеко не на все страны.

Режим в отношении ПИИ в России должен характеризоваться высокой транспарентностью. Принцип транспарентности означает, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускающими неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, обеспечивающих для заинтересованных сторон (включая иностранные компании) возможность высказать свою позицию по обсуждаемым вопросам.

В России по части транспарентности дело обстоит благополучно с публикацией законов и других правовых актов федерального уровня. Но степень транспарентности резко снижается по мере перехода на ведомственный или региональный (местный) уровни. Реализовать в полной мере принцип транспарентности на практике достаточно сложно даже наиболее развитым странам, но идти по этому пути необходимо, поскольку этого требуют рыночная экономика и растущая глобализация мирового хозяйства, не оставляющие странам иного выбора.

Действующее российское законодательство в отношении иностранных инвесторов далеко не во всем соответствует требованиям международной практики и глобальной тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей «привлекательности» заметно уступает законодательству многих других стран, конкурирующих с Россией в области привлечения иностранных инвестиций.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику России должна осуществляться путем решения следующих взаимосвязанных проблем:

- подготовки и принятия отсутствующих законодательных актов, призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения ПИИ в экономику России (законы «Об инвестиционных договорах государства», «О регистрации коммерческих организаций», Налоговый и Земельный кодексы РФ);

- внесения дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую очередь это касается законов «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О СРП», «О недрах»);

- принятия подзаконных актов (постановлений Правительства РФ, ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Ключевыми направлениями совершенствования российской законодательной базы привлечения ПИИ, реализация которых может дать максимальный эффект уже в ближайшие годы, являются:

- коренной пересмотр системы государственных гарантий иностранным инвесторам, включая предоставление полноценной гарантии от изменения условий хозяйственной деятельности на протяжении периода реализации инвестиционного проекта (стабилизационная или «дедушкина» оговорка);

- переосмысление принципа равноправия отечественных и иностранных инвесторов с учетом того факта, что неблагоприятный и нетранспарентный национальный режим хозяйственной деятельности фактически ставит иностранных инвесторов в неравноправное положение на рынках;

- законодательная гармонизация отношений федерального центра с регионами в области регулирования иностранных инвестиций; должно быть проведено четкое разграничение критериев, пределов и размеров государственных гарантий и льгот для частных инвестиций между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;

- разделение обязательств и ответственности по таким гарантиям и льготам между органами разных уровней, включая органы местного самоуправления;

- создание законодательства, предусматривающего вовлечение в более интенсивный коммерческий оборот и коммерческую эксплуатацию частными лицами значительной части оставшихся объектов государственной и муниципальной собственности;

- дальнейшее совершенствование законодательства о недрах в целях интенсификации притока ПИИ в добывающие отрасли российской экономики;

- адаптация национального законодательства к условиям участия в международных инвестиционных и торговых организациях: расширение практики двух- и многосторонних соглашений о гарантиях и взаимной защите инвестиций; присоединение России ко всем международным механизмам решения инвестиционных споров.

Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике. Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение контроля над доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета. Полученная правительством РФ небольшая отсрочка по выплате внешних долгов должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных обязательств.

Необходимо создать простую и понятную систему налогообложения, которая отвечала бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Нужно пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), а также экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). Следует определить соответствующие российским реалиям критерии выделения прямых инвестиций и особенности их правового режима.

Требуются реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. В кратчайшие сроки следует реализовать программу реструктуризации банковской системы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Активизации инвестиционного процесса будут способствовать также: сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заемных средств с целью расширения источников финансирования; участие государства в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

Улучшению инвестиционного климата способствовало бы создание банковской структуры, которая аккумулировала бы финансовое обеспечение государственных гарантий; такое структурное подразделение может быть выделено в составе Российского банка развития. Важной мерой представляется отмена действующего ограничения на применение льготы по выведению из-под налогообложения расходов предприятий на осуществление инвестиций в развитие производства, его модернизацию и внедрение новой техники. Улучшению инвестиционной деятельности предприятий способствовало бы, далее, сокращение НДС по линии постепенного снижения основной ставки с одновременным ростом собираемости налога с продаж, а также совершенствование механизма возврата НДС экспортерам.

Облегчение доступа иностранных инвесторов к информации об инвестиционных возможностях как российской экономики в целом, так и регионов также способствовало бы улучшению инвестиционного климата. В этой связи актуальна задача создания отвечающей международным стандартам федеральной информационной системы, предоставляющей зарубежным предпринимателям сведения об инвестиционных проектах. Улучшать имидж предполагается с помощью выпуска брошюр, рассказывающих об успехах отдельных бизнесменов в России, и пресс-туров для зарубежных журналистов, призванных показать, что российская действительность не так печальна, как порой, кажется.

Необходимо, наконец, устранить негативно влияющую на инвестиционный климат в стране регионализацию рынка инвестиций. Она выражается в том, что региональные органы власти вводят запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, устанавливают местные пошлины на поставку товаров из других регионов России, задействуют особые торговые режимы, создают региональные торговые структуры, которым предоставляется монопольное право на торговлю отдельными товарами.

Предусматриваемый на ближайшие годы комплекс мер по дальнейшему улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов направлен на то, чтобы благодаря притоку иностранных инвестиций в российскую экономику ускорить решение таких проблем социально-экономического развития страны, как продвижение конкурентоспособных российских товаров и технологий на внешний рынок, расширение и диверсификация экспортного потенциала, развертывание импортозамещающих производств, развитие реального сектора в депрессивных регионах, освоение рыночных отношений в сфере предпринимательства.

Делись добром ;)