logo
Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ.

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности использу-ются два понятия: 1) сделка (transaction) -- предостав-ление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) -- оказание посреднических фина-нсовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с офи-циальными органами -- казначействами, центральны-ми банками, стабилизационными фондами. Разли-чаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки эко-номической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, про-изводит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валю-ты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъ-являть равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращают-ся с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых на-циональных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно перво-начальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты стра-ны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валю-ты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что ка-сается второго условия, то в исключительных обстоя-тельствах и его действие может приостанавливаться.

МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комисси-онный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и опреде-ленную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.

По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную опера-цию -- выкупить национальную валюту у Фонда, вер-нув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валют-ных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государ-ством-членом, то тем самым погашается ее задолжен-ность Фонду.

Приобретаемая страной-членом в МВФ первая по-рция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса нацио-нальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответст-венно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кре-дитных соглашений, образует ее «кредитовую пози-цию». Резервная доля и кредитовая позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фон-де (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Ис-пользование этой позиции не требует от страны про-центных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.

Средства в ино-странной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% вели-чины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в резуль-тате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, опреде-ленные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответ-ствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляе-мом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна исполь-зует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки ино-странной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается вы-деления Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах Самуэльсон П. Экономика. М.Изд-во «Финансы»., 1992. Т. 1, с. 97..

Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту oб МВФ в обмен на националь-ную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подо-бная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до сере-дины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. --- до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит. 1992. № 4, с. 104..

Главным назначением кредитов «стэнд-бай» яв-ляется в настоящее время кредитование макроэконо-мических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде ре-зервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения стра-ной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксирова-но достижение критериев, предусмотренных в соглаше-нии с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое да-вление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г. си-стема расширенного кредитования дополнила резерв-ную и кредитные доли. Она предназначена для предо-ставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.

Основанием для обращения страны к МВФ с про-сьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования может быть серьезное на-рушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производст-ва, торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-чле-нов -- до четырех лет. В настоящее время лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или раздельно) пересматриваются ежегодно.

Вступая в МВФ, государство-член обязуется информировать других членов об используемом механизме определения стоимости национальной валюты по отношению к валютам других стран, воздерживаться от применения ограничений на обмен национальной валюты на иностранную и проводить экономическую политику упорядоченного и конструктивного роста национального богатства и благосостояния всего сообщества. Государства-члены обязуются соблюдать данные нормы. МВФ не может заставить страны выполнять эти обязательства, но он может оказывать и оказывает на них моральное давление, с тем чтобы страны придерживались тех правил и положений, которые они добровольно согласились соблюдать. Если страна постоянно пренебрегает своими обязательствами, остальные государства-члены МВФ, действуя через Фонд, могут постановить, что страна-нарушитель лишается права получать кредиты, или, в качестве последней меры, попросить страну выйти из организации. Однако обычно подразумевается, что страна готова содействовать МВФ, насколько это возможно, в решении общих задач (в противном случае она не вступала бы в организацию) и любое невыполнение обязательств, добровольно принятых ею в качестве государства-члена, объясняется факторами, не поддающимися непосред-ственному контролю.

В различные периоды государства-члены ставили перед МВФ разные задачи, в зависимости от складывающихся условий, и Фонд продемон-стрировал исключительную гибкость в решении этих задач. В настоящее время страны-члены возлагают на МВФ обязанности контроля за общей системой упорядоченного обмена национальных валют, кредитования государств-членов, проводящих реорганизацию экономики в целях более полноценного сотрудничества в рамках системы, и предоставления дополнительных услуг, включая техническую помощь в целом ряде областей, для оказания содействия членам в проведении политики, отвечающей интересам всего сообщества.

Хотя МВФ создавался как учреждение сотрудничества в области надзора за международной валютной системой, он также обеспечивает функционирование этой системы, выпуская в нее время от времени определенные денежные средства, иногда весьма значительные, в виде кредитов государствам-членам. Так, МВФ, возможно, наиболее известен широкой общественности операциями по накачке миллиардов долларов в систему во время кризиса задолженности 80-х годов. Например, в 1983 и 1984 годах МВФ выделил кредиты на общую сумму около 28 млрд долл. США странам-членам, испытывавшим трудности в выполнении финансо-вых обязательств перед другими членами организации. Быстрая и широко освещавшаяся в печати реакция МВФ на этот кризис, возможно, ввела в заблуждение наблюдателей, решивших, что МВФ прежде всего является кредитным учреждением. Это неверно, поскольку МВФ остается преиму-щественно контролирующей организацией, занимающейся координацией усилий по расширению сотрудничества в разработке экономической политики. Тем не менее финансовая функция является важным направ-лением деятельности МВФ.

МВФ кредитует только страны, испытывающие трудности с осущест-влением платежей, то есть страны, которые не имеют достаточных поступлений в иностранной валюте для оплаты закупок у других стран. Поступления страны складываются из доходов от экспорта, от оказания услуг (таких как банковские и страховые услуги) и от туризма. Денеж-ные средства также поступают в форме доходов от капиталовложений за границей и, в случае более бедных стран, в форме помощи, оказываемой более благополучными странами. Однако страны, как и люди, могут тратить больше, чем они получают, покрывая разницу путем заимствова-ния, пока не будет исчерпан предоставленный им кредит, что в конечном итоге и случается. Когда это происходит, страна сталкивается с рядом трудностей, из которых далеко не самыми сложными являются общее падение покупательной способности национальной валюты и вынужден-ное сокращение импорта из других стран. В этой ситуации страна может обратиться за помощью к МВФ, который на время предоставит ей достаточные инвалютные средства, с тем чтобы она могла выправить положение в экономике, преследуя задачи стабилизации валюты и укрепления торговли.

Столкнувшись с проблемой в области платежей, страна может немедленно получить в МВФ 25 процентов квоты, оплаченные золотом или в конвертируемой валюте. Если эти 25 процентов квоты недоста-точны, государство-член, испытывающее более серьезные трудности, может просить МВФ предоставить большие средства и в течение нескольких лет получить в общей сложности кредиты, в три раза превышающие взнос по квоте.

Предоставляя государству-члену кредиты на сумму, превышающую первоначальные 25 процентов квоты, МВФ руководствуется двумя принципами. Во-первых, общий валютный резерв, находящийся в распоряжении МВФ, должен использоваться на благо всего сообщества. Поэтому ожидается, что каждая страна, заимствующая валюту другой страны из общего резерва, возвратит средства, как только будут преодо-лены проблемы осуществления платежей. Таким способом эти средства могут обращаться среди государств-членов и предоставляются, когда в них возникает потребность. Во-вторых, прежде чем МВФ выдаст средства из общего резерва, страна должна показать, каким образом она намерена решать проблему платежей, с тем чтобы она была в состоянии оплатить задолженность перед МВФ в течение обычного срока возврата кредитов, составляющего три-пять лет (в отдельных случаях этот срок может быть продлен до десяти лет). Логика этих требований проста. Страна, испытывающая проблему платежей, тратит больше средств, чем она получает. Ситуация будет сохраняться, пока не будет проведена экономи-ческая реформа.

Поскольку МВФ несет обязательство перед всеми членами проводить финансово обоснованные операции, он предоставляет кредиты только на условии их эффективного использования странами-членами. Поэтому страна-заемщик обязуется начать проведение серии реформ для устранения причины затруднений с осуществлением платежей и для создания условий экономического роста. Направляя просьбу о выделении кредита, потенциальный заемщик представляет МВФ план реформы, обычно обязуясь при этом снизить стоимость своей валюты по отношению к другим валютам (если она завышена), стимулировать экспорт и сократить государственные расходы. Конкретные положения программы определяются самой страной, и поэтому программа реформ исходит от государства-члена, а не от МВФ. Организация следит только за тем, чтобы изменения в политике были достаточны для преодоления проблемы платежей государства-члена и не наносили излишнего ущерба другим членам. В зависимости от сложности проблемы платежей и испрашиваемой суммы кредита, исполнительные директора, представ-ляющие все сообщество, решают, являются ли реформы действительно достаточными и имеются ли у МВФ разумные основания полагать, что средства будут возвращены.