Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

дипломная работа

1.2. Современная организационная структура.

Многие полагают, что МВФ -- это организация, обладающая огромны-ми полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономиче-скую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение. Это совершенно неверное представление. Напротив, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться. Команды следуют от правительств стран-членов Фонду, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена перед МВФ или прорабатывая соглашение о предостав-лении кредитов, МВФ действует не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам волю большинства членов.

Первым звеном в цепи передачи команд служит Совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны. Поскольку управляющие и их заме-стители являются министрами финансов или руководителями централь-ных банков, они могут авторитетно выступать от имени своих прави-тельств. Временный комитет консультирует их по вопросам функциони-рования международной валютной системы, а Совместный комитет по вопросам развития МВФ Всемирного Банка информирует их об особых потребностях более бедных стран. Управляющие и их заместители собираются только на ежегодные совещания для принятия официальных решений в рамках своего органа по вопросам деятельности МВФ.

В остальное время управляющие лишь сообщают пожелания прави-тельств по вопросам повседневной деятельности МВФ своим предста-вителям, образующим Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Не менее трех раз в неделю проводятся официальные совещания 24 исполнительных директоров, которые следят за проведением политики, принятой правительствами стран-членов через Совет управляющих. В настоящее время восемь исполнительных дирек-торов представляют по одной стране: Германию, Китай, Россию, Саудовскую Аравию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Другие 16 исполнительных директоров представляют группы, формируемые из остальных стран. Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования, стремясь сформи-ровать консенсус среди своих членов, что сводит к минимуму столкно-вения мнений по важным вопросам и помогает достичь согласия по принимаемым решениям.

МВФ имеет около 2 200 человек персонала, возглавляемого Директо-ром-распорядителем, который назначается Исполнительным советом и также является его председателем. По традиции Директор-распорядитель должен быть европейцем или, по крайней мере, неамериканцем. Прези-дент Всемирного Банка по традиции, в свою очередь, является гражданином США. Штат международных служащих представляет около 114 стран. В организации работают в основном экономисты, а также статисты, научные работ-ники, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообло-жения, лингвисты, публицисты и вспомогательный персонал. Основной персонал работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя небольшой штат также прикомандирован к отделениям в Париже, Женеве и при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке или представляет МВФ, выполняя временные задания в странах-членах. В отличие от испол-нительных директоров, представляющих конкретные страны, члены персонала являются международными гражданскими служащими. Они отвечают перед всеми государствами-членами за проведение политики МВФ и не выражают интересов отдельных стран.

Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предпри-ятия. Возможность каждого участника оказы-вать воздействие на его деятельность с помощью голо-сования определяется долей в капитале. В соответст-вии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов не-зависимо от величины взноса в капитал и дополните-льно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее поло-вины) голосов, а по наиболее важным вопросам -- как оперативным, так и экономическим и политическим -- «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при созда-нии МВФ) в интересах ведущих стран Запада. На-ибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США -- 17,7%; Германия -- 5,5; Япония -- 5,5; Вели-кобритания -- 4,9; Франция -- 4,9; Саудовская Ара-вия -- 3,4; Италия -- 3,1; Россия -- 2,9%. Доля стран ЕС -- 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует макси-мального большинства (85%). Е. Хесин. Финансовый кризис и европейская экономика., М.,Из-во Академии наук РФ., 1999г.,с.47.

24 промышленно развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4% голосов Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9, с. 42.. США вместе с ве-дущими западными государствами практически рас-полагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что ка-сается развивающихся стран, то при наличии ско-ординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласо-ванности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно. Г.Матюхин. В сб-ке статей «Причины мирового кризиса». Пора перестать искать внешние причины наших бед. М.Из-во Академии наук РФ.,1999.,с.84.

Совет управляющих может учредить новый посто-янный орган управления -- Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопро-сам мировой валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors on the International Monetary System), учрежденный в 1974 r. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Со-вет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в Вашингтоне. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24, 5 из них назначены Великобританией, Германией, США, Францией и Японией, т. е. странами, у которых наибольшая квота в капитале Фонда; 3 -- представля-ют каждый одну страну --- Китай, Россию и Саудовс-кую Аравию; 16 -- избраны от остальных стран-чле-нов. разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географическою представи-тельства Старрелс, Джон М. Поддержка реформ в Центральной и Восточной Европе.. (1992) , с. 28.. Назначения и выборы исполнительных ди-ректоров производятся раз в два года. Директор рас-полагает тем количеством голосов, которым пользу-ются в совокупности избравшие его управляющие.

Дирек-тор-распорядитель (с 1987 г.) - Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) Стэнли Фи-шер и другие (США).

В 1944 году страны-основатели МВФ пришли к выводу, что Фонд будет более эффективно функционировать и принимать более ответ-ственные решения, если количество голосов каждого члена будет напрямую зависеть от суммы средств, внесенных в организацию по квоте. Поэтому страны с наибольшим взносом в МВФ определяют решение вопросов политики организации. Соеди-ненные Штаты, например, сейчас имеют около 265 000 голосов, или примерно одну пятую от их общего количества, а Маршалловы Острова имеют 275 голосов.

1.3. Кредитные ресурсы.

При вступлении в МВФ каждая страна вносит определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте, который является своеобразным членским взносом.

Квоты используются для различных целей. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может пользоваться для кредитования государств-членов, испытывающих финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой взнос, или которую государство-член может получить при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. МВФ самосто-ятельно устанавливает размер взноса по квоте на основе анализа богатства и экономических показателей страны. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или уменьшен, в зависимости от потребностей МВФ и экономического процветания государства-члена. В 1945 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд СДР; по состоянию на 30 июня1992 года членами МВФ было выплачено свыше 145,3 млрд СДР. Соединенные Штаты, являясь крупнейшей экономической державой, имеют наиболь-ший взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (26 526,8 млн СДР); Республика Палау - островное государство в Тихом океане, имеет наименьшую квоту и внесла 2.2 млн СДР IMF « International Financial Statistics». Yearbook, 1998, p.21.

.

Взносы по квоте, или членские взносы, являются основным источником денежных средств МВФ. Теоретически общая сумма квот в настоящее время составляет около 130 млрд долл. США, но практически используется значительно меньшая сумма. По-скольку страны-члены выплачивают 75 процентов квот в национальной валюте, а большая часть национальных валют большинства стран членов фонда редко пользуется спросом за пределами страны-эмитента, приблизительно половина средств на балансе МВФ не может использоваться. За редким исключением в обычный год у МВФ заимствуются приблизительно только 20 валют, и большинство потенциальных заемщиков МВФ просят только основные конвертируемые валюты: доллар США, японскую йену, марку ФРГ, фунт стерлингов и французский франк.

Как уже было сказано, для каждой страны установлена квота, которая рассчитывается по раз-ным показателям (объем внешней торговли и т.д.). Квота определяется в ходе сложных переговоров. Каждая страна переводит в МВФ четверть своей квоты в резервных активах, остальную часть -- в национальной валюте. МВФ, таким образом, имеет в своем распоряжении, с одной стороны, золотой запас, образованный за счет оплаты резервной доли квоты до 1976 г., а с другой, валютные авуары государств-членов. Ресурсы этого своеобразного кредитного кооператива на определенных условиях предоставляются странам, испытывающим трудности с платежным ба-лансом.

Страна-заемщик должна передать в распоряжение Фон-да количество собственной валюты, равное стоимости тех валют, кото-рые она желает получить. Процедура погашения обратная: должник перечисляет Фонду суммы в конвертируемой валюте, равные первона-чально полученной. Тогда Фонд аннулирует возникший в результате заемной операции долг в валюте должника. Такая операция называется продажей с возвратом платежа. На деле же речь идет о займе. В противоположность предложениям, содержавшимся в плане Кейнса, предусматривавшем почти автоматическое покрытие внешнего дефи-цита, устав Международного валютного фонда установил достаточно узкие рамки для получения займа государствами. Каждая страна может получать без всяких условий и предварительного изучения кредит в размере 25% своей квоты. Выше этого уровня предоставление помощи обусловлено изучением положения просителя. Если наличность МВФ в валюте какой-либо страны вдвое превышает квоту, то помощь этой стране прекращается.

Таким образом капитал МВФ скла-дывается из взносов государств-членов, производи-мых по подписке. Квота выступает важным звеном во взаимоот-ношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возмож-ности использования ресурсов Фонда: 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Раз-меры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне -- резервными активами (СДР и конвертируемой валютой но со-гласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличе-ния числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз Ray, E. Funding the IMF: Why an increase in Quotas?.London, 1990, р. 69.. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокуп-ного мирового ВВП и еще в большей мере от динами-ки международных платежей по текущим операциям платежного баланса.

В связи с изменением удельного веса и значения отдельных стран--членов МВФ в мировой экономике увеличение квот стран-экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, а также ФРГ, Японии и некоторых других стран, опережало возрастание квот остальных стран. На долю промышленно раз-витых стран приходится 60,6% суммы квот, в том числе США - 18,2%, ФРГ -- 5,6, Японии - 5,6, Великобритании --- 5,1, Франции -- 5,1, Италии -- 3,1 и Канады -- 2,9% в конце 1993 г. Доля стран ЕС равна 26,7%; развивающихся стран - 29,0%: стран, входи-вших ранее в СЭВ (Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Мо-нголии, Польши, Румынии, республик бывшего СССР, Словакии. Чехии), а также Албании, Китая и респуб-лик бывшей Югославии, -10.4% Ray, E. Funding the IMF: Why an increase in Quotas?.London, 1990, р. 86..

В дополнение к собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответ-ствии с этим в январе 1962 г. «группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада. Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоедини-вшаяся к ним в 1964 г. Швейцария заключили Гене-ральное соглашение о займах, вступившее в силу с 24 октября того же года. Оно предусматривало предоста-вление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 6 млрд. долл. в национальных валютах государств-участников, «чтобы предотвратить или преодолеть расстройство мировой валютной систе-мы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять эти средства взаймы на 3-5 лет другим странам-членам. Это соглашение первоначально было заключено на четыре года, затем неоднократно продлевалось. В ходе очередного его пересмотра в декабре 1983 г. участники Соглашения договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл.). 5 января 1993 г. МВФ продлил Генеральное соглашение о займах в прежнем объеме на пять лет -- до декабря 1998 г. Необходимость увеличения кредитных операций потребовала от МВФ в 80-е годы расширения источ-ников заемных средств с целью укрепления его финан-совой базы. Фонд получал займы у казначейств и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а так-же БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал.

Делись добром ;)