Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

дипломная работа

1.1. Необходимость создания. Функции Фонда.

Необходимость в организации, подобной МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, поразившей мировую экономику в 30-е годы. Депрессия поразила все сферы хозяйственной жизни. Разорились тысячи банков, цены на сельско-хозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, резко снизилась стоимость земли. Разрушительному воздействию подверглась не только видимая часть экономики. Не в меньшей степени пострадал и не столь видимый мир международных финансовых и денежно-кредитных рынков. Общее недо-верие к банкнотам породило спрос на золото, намного превышавший размеры национальных запасов. Ряд стран, прежде всего Великобритания, были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял стоимость валюты в золоте. Из-за отсутствия уверенности в стоимости денег, которые теперь не имели четкого золотого содержания, крайне затруднился обмен валют стран, отказавшихся от золотого стандарта, и стран, продолжавших им пользоваться. Страны запасали золото и деньги, которые могли быть обращены в золото, еще более сокращая объем и частоту денежных операций, что вело к потере рабочих мест и падению жизненного уровня. Более того, некоторые правительства жестко ограничили обмен национальной валюты на иностранную и даже пытались ввести бартерную торговлю (например, один локомотив обменивался за 100 тонн кофе), которая полностью исключила бы использование денег. Другие прави-тельства, пытаясь любыми способами привлечь иностранных покупателей отечественной сельскохозяйственной продукции, стремились представить такую продукцию более дешевой, продавая национальную валюту ниже ее реальной стоимости, с тем чтобы подорвать торговлю других стран, предлагающих аналогичную продукцию. Данная практика, известная как конкурентная девальвация, лишь порождала ответные меры в виде подобной же девальвации валюты торговыми соперниками. Соотношение между деньгами и стоимостью товаров нарушилось, равно как и соот-ношение между стоимостью валют. Это вызвало спад мировой эконо-мики. В период с 1929 по 1932 годы цены на товары во всем мире упали на 48 процентов, а объем мировой торговли сократился на 63 % The IMF at Fifty: Facing the Challenges Ahead--Four Addresses by Michel Camdessus (1994), р. 49..

Созванные в 30-е годы несколько международных конференций для рассмотрения мировых валютных проблем не увенчались успехом. Частичные и временные решения были, очевидно, недостаточны. Требо-валось добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масшта-бах, для создания новой валютной системы и международного учрежде-ния для контроля за ней.

Создание МВФ отвечало потребности учредить новый валютный поря-док, способный устоять в трудных условиях послевоенного периода восстановления и в дальнейшем обеспечить развитие международных обменов. Данная система должна реагировать на существующие условия и способствовать неограниченному обмену валют, четкому определению единой стоимости каждой валюты и устранению ограничений и такой практики, как, например, конкурентная девальва-ция, приведших почти к полной остановке инвестиций и торговли в 30-е годы. В 1943 году в Великобритании была опубликована Белая книга, названная "планом Кейнса" по имени ее основного автора. А.Бельчук. Финансовые кризисы в Азии и России и страны СНГ. М.,Из-во Академии наук РФ., 1999., с.79. Его предложения исходили из двух ана-литических посылок: опасность увековечивания системы двусторонних соглашений, которые сдерживают развитие международной торговли, и тенденция к дефляции, которую Д. Кейнс считал внутренне присущей золотому стандарту. Эта последняя взвалила бы на плечи стран, испытывающих дефицит, все расходы по возвращению к равновесию, тогда как государства, имевшие излишки, получили бы полное право искусственно препятствовать экономическому росту, обычно сопровождающему рост положительного сальдо платежного ба-ланса.

Представленный просто как предмет для дискуссии план Кейнса состоял, главным образом, в том, чтобы создать механизм всеобщей компенсации долгов и требований государств и систему почти автома-тического финансирования дефицита платежных балансов. Этот план отвергли, и была принята гораздо менее амбициозная схема, предложенная американской делегацией во главе с Гарри Уайтом. Текст с некоторыми поправками был представлен на рассмотрение кон-ференции, созванной в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе, Нью-Гэмпшир, США, в июле 1944 г. с участием пред-ставителей 44 стран Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2, с. 28.. После многочисленных переговоров, проходивших в трудных условиях военного времени, международное сообщество согласилось с созданием системы и организации для контроля за ней. План был принят без существенных изменений. Ратификация соглашений, вызвавших резкую критику Великобритании, состоялась в 1945 году, и в 1946 году МВФ начал свои операции на следующих принципах:

 Для установления обменного курса устав МВФ вводил три прави-ла: начальное определение стоимости национальной валютной едини-цы по отношению к стоимости золота; единство обменных курсов для всех категорий сделок; стабильность обменных курсов. Это последнее правило имело два следствия: финансовые власти различных стран обязывались не допускать колебаний их валюты более чем на 1% во-круг официального паритета. Они теряли право изменять этот паритет в одностороннем порядке. Изменения паритета должны были утверждаться Советом управляющих.

- О свободе обмена. Задача состояла в том, чтобы достичь конвер-тируемости валют, однако устав предусматривал два ряда ограничений: одни, по характеру временные, разрешали с учетом состояния валют-ной системы ограничительную и дискриминационную практику в пере-ходный период; другие -- долгосрочного характера -- могли применять-ся даже теми странами, которые перешли к конвертируемости. В дейст-вительности выгоды от конвертируемости касались только авуаров нерезидентов, созданных после возврата к конвертируемости (что исключало капиталы, накопленные во время войны поставщиками вою-ющим странам) и происходящих от текущих сделок (что исключало доходы, получаемые от движения капиталов) Десять широко распространенных заблуждений по поводу деятельности Международного Валютного Фонда. Отдел внешних сношений Междуна-родного Валютного Фонда. М.,Посткриптум.,1993, с. 53..

Для полноты картины следует отметить, что с первых дней существования МВФ стра-дал от трех изъянов:

Во-первых, это строго монетарный характер производимого им анализа условий возвращения к свободному обмену. Считалось, что страна от-вечает условиям конвертируемости, если нерезиденты имеют в ней право свободного обмена своих авуаров на любую иную валюту. Вза-мен страна могла по своему усмотрению продолжать контингентировать импорт любого происхождения и даже так или иначе подвергать откры-той дискриминации некоторые страны-поставщики. Во-вторых, это то, что в отличие от клиринга, предложенного Кейнсом (1 Европейским платежным союзом, МВФ не компенсирует долги и займы, возникающие на основе двусторонних обменов. Более того, устав предусматривал, что полученные у него займы в валюте должны воз-мещаться в конвертируемой валюте (т. е. в то время только в долла-рах) или в золоте. Его должники не имели возможности вернуть заня-тые деньги долговыми требованиями, которые могли у них оказаться в результате двусторонних сделок с государствами с неконвертируемой валютой.

И в-третьих, для стран с положительным сальдо платежного баланса их обязательства перед МВФ, то есть суммы в национальной валюте, предо-ставленные в его распоряжение для финансирования займов, были ог-раничены размером их квоты. Полная сумма квот составляла вначале 8,5 млрд. расчетных долларовых единиц, но запас в долларах и в золо-те, которым действительно располагал Фонд и который только и был его единственным подлинным ресурсом, не превышал 3,7 млрд. долла-ров. Восстановление мировой экономики не могло не привести к де-фициту ее торгового баланса с США (в 1947 г. - 12 млрд. долл.), который, как оказалось, значительно превысил финансовые возможности Фонда. Соответствующие потребности были, в основном, удовлетворены вне процедур МВФ в форме прямой помощи США (план Маршалла) Cheney, David M. and Everaert, Luc D. Promoting Economic Stability: The IMFs Compensatory and Contingency Financing Facility, 1994, р. 86..

История МВФ независимо от того, рассматриваем ли мы его в ка-честве гаранта валютного порядка или в качестве кредитора, имела не-сколько противоречивых этапов.

Принимая к сведению, но не ставя под вопрос официальные па-ритеты, о которых информировали его государства-члены, Фонд пытал-ся развернуть свою деятельность по двум направлениям - стабилиза-ция обменных курсов и борьба против дискриминационных и ограничи-тельных мер. Поначалу инфляция, свирепствовавшая после войны в Европе, сильная девальвация фунта стерлингов, проведенная англий-ским правительством в 1949 году (причем МВФ не был в состоянии вы-работать свою позицию в связи с этим), значительно осложнили его функционирование. Борьба против дискриминационной практики была затруднена статьей 14 устава, которая разрешала ее сохранение на пере-ходный период, теоретически заканчивавшийся в 1952 году; однако этот период фактически был продлен до начала 1959 года, то есть до мо-мента, когда основные европейские валюты официально стали конвер-тируемыми. С этого времени МВФ продолжил свою деятельность в поль-зу свободного обмена, побуждая государства-члены, оказавшиеся в затруднительном положении, прибегать скорее к мерам по контролю за внутренним спросом, чем к прямому ограничению импорта.

Провал системы фиксированных обменных курсов, установленных после вой-ны, потребовал изменения устава МВФ. Устойчивость дефицита платеж-ного баланса США привела к концу 60-х годов к напряженности на ва-лютных рынках, которая еще более усиливалась массовыми перемеще-ниями "горячих денег". Более глубокий, чем предыдущие, спекулятив-ный кризис 1971 года заставил американское правительство 15 августа приостановить конвертируемость доллара в золото (до этого времени она поддерживалась только по отношению к центральным банкам). В декабре, после нескольких месяцев всеобщих колебаний, в соответст-вии с Вашингтонскими соглашениями была сделана попытка восстано-вить фиксированный курс обмена ценою девальвации доллара по от-ношению к золоту, создания новой сетки паритетов между странами "десятки" и расширения до 2,25% пределов допустимых отклонений от паритета.

Шаткость такого плана была очевидна даже для его авто-ров, и в 1972 году службы МВФ начали изучение вопроса о более глу-бокой реформе. Результатом стали Ямайские соглашения в январе 1976 года, когда была сформулирована вторая поправка к уставу Фон-да, которая вступила в силу в апреле 1978 года. В этом документе уста-навливался плавающий обменный курс, который начал применяться в марте 1973 года, когда новая спекулятивная волна заставила страны-члены ЕЭС отказаться от поддержки курса их валют по отношению к доллару. Каждая страна-член отныне была вольна объявить паритет (по отношению к любой валюте, специальным правам заимствования или "корзине" валют) либо вовсе не объявлять никакого паритета. Золото устранялось из системы, оно было заменено СПЗ в качестве расчетной единицы. МВФ более не получал золота от своих членов и не использовал его для платежей. Треть золотого запаса была предна-значена для продажи: половина - на рынке, половина предложена цент-ральным банкам стран-членов по старой официальной цене: 35 долларов за унцию.

Отказ от системы фиксированного обменного курса, восстановление которого остается желательным, не освободил МВФ от ответст-венности в области установления обменного курса. Страны-члены обя-зались соблюдать некоторые правила сохранения устойчивости систе-мы. Интервенция на валютном рынке запрещена, если ее результатом могут быть затруднения в установлении равновесия платежного балан-са, особенно если такая интервенция направлена на усиление конкурен-тоспособности национальных товаров при помощи чрезмерного сниже-ния курса валюты. Фонд обязан обеспечивать "неуклонное наблюде-ние" за политикой обмена валют, что означает необходимость тщатель-ного анализа экономической политики всех стран. Ежегодные консуль-тации с каждой страной позволяют осуществлять эту функцию Смыслов Д. В. Международный валютный фонд: со-временные тенденции и наши интересы. -- М.: Финансы и статисти-ка, 1993, р. 61..

Деятельность МВФ по предоставлению кредитов тесно связана с пре-дыдущей функцией. Влияние Фонда на страны-члены усиливается по мере расширения поддержки, которую он в состоянии им оказывать. Средства поступают в основном по подписке членов. Они регулярно увеличивались при все более частом пересмотре квот.

В настоящее время членами МВФ являются 182 страны. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмот-ренные уставом МВФ. Почти все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно плани-руемую экономику, и страны бывшего Советского Союза также вступили в организацию и осуществляют переход к рыночной экономике. Страны-члены могут в любое время выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская и Словацкая Республики), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и впослед-ствии вновь вступили в организацию. Е. Хесин.Финансовый кризис и европейская экономика.,М., Из-во Академии наук РФ.,1999г.,с.47.

Делись добром ;)