Влияние коррупции на социально-экономическое развитие стран Ближнего Востока и Северной Африки

контрольная работа

2. Влияние на бизнес и прямые иностранные инвестиции

Теоретическая модель Андвига - Муна Andvig, J.C., Moene, K.O. How corruption may corrupt // Journal of Economic Behavior & Organization. 1990. Vol. 13. No. 1. P. 63-76.  объясняет рентоориентированное поведения в условиях экономики развивающихся стран, доказывая, что рост количества коррумпированных чиновников сокращает вероятность выявления финансовых махинацией. Этот фактор способствует росту коррумпированной политической элиты и повышает привлекательность инвестиций в поиск ренты. Однако, к сожалению, выявление статистических данных и индексов влияния коррупции на склонность чиновников или других экономически заинтересованных лиц к поведению, направленному на поиск ренты, достаточно затруднительно.

В качестве подтверждения данной теории возможно привести эмпирическое исследование Вито Танзи и Даводи Tanzi, Vito and Hamid R. Davoodi (1997), `Corruption, Public Investment and Growth, Ebidem., которые по данным ЮНЕСКО по 53 государствам мира, обнаружили положительную динамику зависимости между уровнем финансовых махинаций в стране и числом студентов юридических факультетов к числу студентов инженерных факультетов в конкретной стране. В таких участвовавших в обследовании странах как Алжир, Катар, Бахрейн и ОАЭ преобладающей долей студентов являются получающие юридическое образование, обладающие знаниями о слабостях политической системы, отсутствии жесткого контроля за поведением государственных лиц, именно данный фактор свидетельствует о большей вероятности рентоориентированного поведения для жителей изученных стран ближневосточного региона. Данное нестандартное исследование подтверждает теорию взаимосвязи коррупции и поведения, направленного на поиск ренты, отражая главную причину коррупционной деятельности - отсутствие контроля за чиновниками или другими должностными лицами,, обладающими возможностью манипулировать экономическими условиями и злоупотреблять своими властными полномочиями порождает коррупцию.

Важно отметить, что для глубокого всестороннего анализа распространения экономической коррупции необходимо рассмотреть положения конкретных стран в регионе Ближнего Востока и Северной Африки в рейтингах международных неправительственных организаций - Transparency International Индекс восприятия коррупции 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.transparency.ru (дата обращения 11.04.2016). и Doing Business.

Неправительственная международная организация Transparency Int. опубликовала социологическое исследование уровня восприятия коррупции, показывающее рост уровень финансовых махинаций в странах ближневосточного региона после событий «Арабской весны», несмотря на то что причинами протестов в ряде стран являлась коррумпированность органов государственной власти. По данным опроса более 65 % жителей Египта отметили в период с 2011 по 2014 год увеличение уровня коррупции, в Тунисе и Ливии такого мнения 81% и 46 % граждан, соответственно, а в Марокко и Ливане разделяют данную позицию более 80% . В то же время жители Иордании не отмечают никаких изменений в решении вопросов предупреждения отмывания денежных средств, что касается наиболее коррумпированных сфер более 70 % жителей Египта считают систему государственных служб по охране правопорядка наиболее коррумпированными органами, выделяя судебную систему, а также более 40 % жителей не доверяют системе здравоохранения. Качкина Т.Б., Качкин А.В. Коррупция и основные элементы стратегии противодействия ей: Учебное пособие. / Качкина Т.Б., Качкин А.В. -- Ульяновск: ОАО «Областная типография «Печатный двор». 2010. C. 15.

Алжир занимает 100 место из 175 стран по Индексу Восприятия коррупции Индекс восприятия коррупции 2015. Там же. на 2014 год, Марокко, в тоже время, занимает 80 место. Алжир существенно опустился в различных рейтингах, например, в рейтинге Doing business он занимает одно из последних позиций на ряду со всеми странами региона Ближнего Востока и Северной Африки - 164 место, уступая лишь Йеменской республике и Джибути. Несмотря на то, что по всем пунктам «Ведения бизнеса», а именно по рейтингу легкости ведения бизнеса, регистрации предприятий, получении разрешений на строительство, подключения к системе электроснабжения, регистрации собственности, получении кредитов, налогообложении, обеспечении исполнения контрактов, Алжир занимает последние места среди стран региона, лидирует он лишь в пункте о разрешении неплатежеспособности, занимая вторую позицию. Это означает, что должники в Алжире имеют право открыть производство по делу о реорганизации или ликвидации предприятия, а также отказаться от чрезмерно обременительных контрактов. Законодательство Алжира предусматривает специальные положения о несостоятельности, предоставляющие должнику (или выступающему от его имени управляющему по делу о несостоятельности) возможность получения кредита после возбуждения производства по делу о несостоятельности для финансирования текущих расходов должника в ходе производства. Doing Bussiness. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2016 (дата обращения 11.04.2016).

В рейтинге «Ведения бизнеса» Марокко, в отличии от Алжира, занимает 74 место, однако лидирует в таких областях как регистрация предприятий, получение разрешения на строительство, подключения к системе электроснабжения, а также обеспечения выполнения контрактов. Это означает, что Марокко встало на путь реформации и модернизации на пути преодоления коррупции, и оценка общего количество процедур, а также их стоимости и сроков проведения, которые необходимо пройти предпринимателям для регистрации общества с ограниченной ответственностью (или аналогичного по типу предприятия), от подачи документов и до начала деятельности показывает лучшие результаты в регионе Северной Африки. Там же.

Такие две страны, как Египет и Тунис было бы интересно рассмотреть в единой группе. Хотя в Египте население в семь раз больше, чем в Тунисе, а экспорт нефти в Тунисе равен импорту, в то время как Египет является практически единственным крупным экспортером золота в регионе, получая доходы от туризма и судоходства на Суэцком канале, экономики Египта и Туниса зависимы от экспорта углеводородов намного меньше, чем страны Персидского залива.

Во-первых, они обладают сопоставимым уровнем ВВП по ППС, который в 2007 году в Египте и Тунисе составляет 5400 и 7100 долларов США соответственно World Banks Control of Corruption 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://data.worldbank.org/data-catalog/worldwide-governance-indicators (дата обращения 11.04.2016)., что является хорошим показателем для региона, в котором соседствуют такие бедные страны как Судан, Сомали и Йемен, а также богатые углеводородами монархии Персидского залива.

Во-вторых, Тунис и Египет обладают наиболее диверсифицированными экономиками в арабском регионе с весомым удельным весом обрабатывающей промышленности, обладая наиболее высокими темпами роста в период с 2000 по 2005 гг. в ближневосточном регионе.

Именно с таких стран, как Египет и Тунис, начались события «арабской весны», несмотря на то, что данные государства являются наиболее продвинутыми в регионе в вопросе рыночных реформ, либерализации внешней торговли.

По индексу Восприятия Коррупции TI на 2014 год Египет занимает 94 место, в то время как Тунис 79 позицию. Согласно докладу “Doing Business in Egypt 2013”, в Египте обеспечены более благоприятные условия для ведения бизнеса по сравнению со всеми странами региона. Обе страны в рейтинге «Ведения бизнеса» занимают средние позиции, однако Тунис лидирует по многим показателям, например, легкости подключения к системе электроснабжения и процедуры банкротства, занимая 74 место, Египет - 131, хотя является первой в рейтинге легкости в получения кредитов из всех стран региона Ближнего Востока и Севера Африки. Там же.

Компания ADS Securinies из Абу-Даби провела исследование вовлеченности малого бизнеса в коррупцию. ADS Securinies, проводившие опросы в фокус-группах, В период с января июнь 2015 года опросили 128 предпринимателей из восьми арабских стран - Марокко, Туниса, Алжира, Египта, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна и Иордании.

Согласно данным отчёта, приводимого «Euronews», более половины предпринимателей (61%), респондентов признались, что в течение последних двух лет им приходилось давать взятку государственному лицу для ускорения бизнес процесса. Более того, половина (49%) участников опроса отметила, что коррупция сама по себе несёт выгоды и для должностных лиц, и для предпринимателей, помогая отсеять конкурентов, не обладающих достаточными ресурсами для оплаты взяток.

Таким образом, коррупция приводит к ряду социальных и экономических проблем, сокращается сектор малого и среднего бизнеса, усиливается социальное неравенство, безработица, увеличивается нелегальный сектор экономики.

Еще одна неблагоприятная причина влияния коррупции на развитие предпринимательства, это подрыв стимулов к внедрению инноваций. Murphy, Kevin M, Andrei Shleifer, and Robert W Vishny. 1989. “Industrialization and the Big Push.” Journal of Political Economy 97 (5). P. 1003-1026.

Во-первых, по причине высокого уровня коррупции предприниматели вынуждены дополнительно расходовать собственные средства для получения различных разрешений, лицензий и других документов у коррумпированной должностных лиц.

Во-вторых, коррупционная деятельность подрывает возможность для предпринимателей получения необходимого доступа к кредитам.

Для подтверждения данных гипотез необходимо обратиться к исследованиям PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнесPricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес. https://www.pwc.ru/ru/innovationsurvey/assets/innovation-through-growth.pdf (дата обращения: 12.11.2015)., а также к глобальному инновационному индексу (ГИИ) Глобальный инновационный индекс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/econ_stat/ru/economics/gii/ (дата обращения: 12.11.2015)., который представляет собой оценку деятельности в области инноваций в 141 стране на основе 79 показателей. С одной стороны, многие богатые природными ресурсами страны региона начали процесс диверсификации и стимулируют инновации в отраслях углеводородной промышленности. Это позволило Саудовской Аравии, занимающей 43 место, Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), 47 место и Катару, 50 место, занять высшие строчки ГИИ в регионе. Однако аналитик Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Анна Ермолина в статье «Влияние факторов предпринимательской среды на инновационное развитие страны» доказала существование связи между наличием препятствий для введения инноваций и индикаторами экономического и социального развития через обследование по которому отрицательное влияние всего на инновации и развитие предпринимательства оказывает коррупция и преступность. Там же. Это подтверждается и проведенными социологическими исследованиями и опросами - более трети предпринимателей из арабских стран опасаются банкротства по причине коррупции. 25% респондентов исследования PricewaterhouseCoopers (PwC): Инновации и бизнес Там же. из Ближнего Востока ответили, что инновационная деятельность не считается первоочередной задачей на рынках присутствия их компаний. Таким образом, ни инновационные компании не готовы к полномасштабному выходу на ближневосточный рынок, но и регион не готов к развитию инноваций.

В современных условиях все чаще возникает проблема нехватки финансовых ресурсов внутри страны. После кризиса 2008 года увеличение доли иностранного капитала стало значительно увеличиваться в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Привлечение иностранного капитала в банковский сектор формирует дополнительную ресурсную базу и повышает уровень капитализации банков, однако, быстрый рост доли иностранного капитала также может вызвать и ряд негативных моментов таких, как: возрастание роли иностранных банков как самостоятельных игроков на ближневосточном рынке, а так же увеличение доли их участия в уставном капитале российских банков, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных банков и потере суверенитета в денежно-кредитной политике страны. Поэтому эффективность привлечения иностранного банковского капитала в регионе, в частности, зависит от правильного и эффективного механизма допуска иностранных банков на рынок банковских услуг. Бобкова Е.Р. Деятельность банков с участием иностранного капитала на российском рынке как отражение финансовой глобализации. - СПб.: Питер, 2007. - С. 11.

Причиной вхождения иностранных банков на другие рынки является поиск менее переполненных, менее развитых и менее эффективных рынков для того, чтобы реализовать свои конкурентные преимущества, такие как: качественные услуги, меньшие процентные ставки на кредит, совершенное управление рисками, больший размер капитала и решение проблем коррупции. Исследователи отмечают, что для иностранного инвестора наиболее привлекательным на ближневосточном рынке банковских услуг является: высокий спрос на иностранные инвестиции, низкие барьеры вхождения на рынок, а также дешевая рабочая сила. Но для того, чтобы процесс «входа» иностранного банка на российский рынок оказался успешным, помимо причин входа, ему необходимо учитывать и коррумпированность государственной системы, что тормозит привлечение прямых иностранных инвестиций.

Существуют отдельные примеры инновационной деятельности в регионе, например, правительство ОАЭ инвестирует в проекты, работающие над созданием взаимосвязанных «экосистем», способствующих беспрепятственному распространению знаний и инновациям, например компания "DU". Однако других примеров развития инноваций в регионе практически нет, что доказывает снижение инновационной привлекательности богатых нефтегазовых стран из-за широкого распространения коррупционных практик.

Что касается отрицательного влияния коррупции на экономический рост, одним из доказательств данной гипотезы является эмпирическое исследование Абеда и Даводи, которое выявило связь между коррупцией и экономическим ростом, а именно сокращение уровня коррупционной деятельности на 1% увеличивает рост ВВП по ППС на 1% - 1,3%. Abed, George T. and Hamid R. Davoodi (2000), `Corruption, Structure Reform, and Economic Performance in the Transition Economies, International Monetary Fund Working Paper, WP/00/132. P. 44.

Таким образом, коррупция является барьером для привлечения иностранного капитала, в виде прямых и портфельных иностранных инвестиций. Во многих случаях государственные лица тормозят процесс выдачи лицензий, не получая дополнительных выплат или подарков (бакшиш).

Делись добром ;)