Влияние глобализации на экономическое развитие Украины

контрольная работа

5.Мировые "тектонические сдвиги" и инвестиционные процессы Украины

Среди тенденций в международном движении капитала, которые должны учитывать правительства и международные организации, следует выделить нарастание угрозы цивилизационного кризиса в сфере глобального инвестиционного дисбаланса. Это связано с тем, что валовые национальные сбережения 142 экономик с формирующимися рынками растут уже в течение 10 лет и превышают объемы инвестиций. Итогами такой тенденции являются увеличение текущих счетов этих экономик и перераспределение развитыми странами в свою пользу их накоплений. В конце концов, потоки капитала возвращаются в естественное русло, что влечет за собой падение благосостояния населения "золотого миллиарда".

Сегодня нарастание угрозы цивилизационного кризиса обусловлено глобальным политическим дисбалансом. Этот процесс проявляется в разных формах, таких как непропорциональность представительства экономик с формирующимися рынками в надгосударственных организациях, отсутствие или недостаточность их сотрудничества с развитыми странами, внутриполитические обострения.

К украинской экономике, для которой характерны резкий переход к рыночной модели и затяжная волна ориентации на одностороннее усиление позиций олигархов в экономическом развитии, нельзя применить китайскую модель. Страна вынуждена искать решения в рамках рыночного капитализма с учетом несовершенств его современной формы. Не случайно даже такая прорыночная газета, как "Financial Times", в 2012 г. начала цикл статей под общим названием "Капитализм в состоянии кризиса", хотя ее авторы склоняются в основном к тому, что попытки реформировать его будут осуществляться во вред стимулированию спроса. По мнению бывшего министра финансов США Л. Саммерса, рыночный капитализм по-прежнему успешен в естественных для него сферах, а радикальные реформы нужны только "в наименее капиталистических" областях экономики -- здравоохранении, образовании и социальном обеспечении.

Однако в последние десятилетия активно обсуждаются идеи "новой экономики", имеющей разные интерпретации. Сначала популярным был термин "новая экономика", затем "экономика знаний", "разумная экономика", "информационная экономика", отражающие успехи высокотехнологичных компаний, связанные с коммерциализацией Интернета и бумом на рынках акций и деривативов. Переосмысление тенденций развития, вызревших после кризисов 2000 и 2008 гг., дало основания задекларировать появление "сверхновой", или "красивой", экономики, которая связана с процессами виртуализации и характеризуется замещением реальности ее симуляцией, то есть образом реальности. "Экономика (как и общество в целом), -- отмечает Д. Иванов, -- становится своего рода виртуальной реальностью, когда люди оперируют образами -- виртуальными объектами -- там, где институциональные нормы предполагают создание реальных вещей и совершение реальных действий".

Виртуализацию институтов капитализма, начало которой приходится на последнее десятилетие XX в., можно трактовать как реально значимый процесс, при котором изображаемые особенные (уникальные) качества товара или фирмы ценятся потребителями и инвесторами выше фактических. Соответственно, благодаря таким особенностям возникает виртуальная стоимость, которая превышает реальные активы и влечет за собой колебания, чего раньше практически не было. Так, в 2011 г. рост самого дорогого бренда "Apple" в авторитетном рейтинге " BrandZ" составил 84% по сравнению с 2009 г., а стоимость -- 153,3 млрд. дол. С 2006 г., когда фирма впервые была включена в рейтинг, стоимость ее торговой марки выросла на 859% благодаря освоению производства iPhone 4, iMac и особенно -- планшетов iPad.

Виртуализация денег, которая стала одной из причин кризиса 2008 г., происходит посредством экспансии кредитования, формирующей виртуальную платежеспособность. При этом, как отмечает Д. Иванов, "перепроизводство виртуальности, проявившееся в кризисах 2000 и 2008 гг., свидетельствует о том, что логика виртуализации себя исчерпала. И на смену ей пришла другая логика. Конкуренция образов теперь настолько интенсивна, что в борьбе за самый дефицитный ресурс -- внимание целевых аудиторий -- рациональной стратегией теперь оказывается создание максимально броских и максимально простых образов. Товар должен быть агрессивно красивым, чтобы быть актуальным. Капитализация актуальности становится возможной, когда в создании стоимости происходит сдвиг от брендов к трендам. Это логика гламура.

Таким образом, "гламур" (от англ. glamour -- очарование) -- это качество, которое добавилось к "новой экономике", сформировав новый элемент современной экономики -- "сверхновую", или "гламурную", экономику. Оно усиливает тенденцию к выделению из третичного сектора в отдельный информационный бизнес и придает отраслям первичного, вторичного и третичного секторов экономики гламурность, имиджеемкость, роскошь, экзотику и другие привлекательные черты, влияющие на самовозрастание потребительной стоимости. Д. Иванов предлагает следующую формулу:

гламур = "большая пятерка" + "горячая десятка".

К "большой пятерке" отнесены роскошь, экзотика, эротика, розовое (яркое радикальное решение) и блондинистое (внешность, управляющая сознанием).

"Горячая десятка" -- это форма существования гламура на основе выстраивания определенного миропорядка: 100 самых дорогих брендов, 500 самых успешных компаний, 1000 великих людей, 100 самых богатых граждан страны, 10 самых крупных нефтяных компаний, 32 самых лучших города для бизнеса и т. д.

"Сверхновую экономику" утверждает развитие таких направлений, как индустрия роскоши, гостеприимства, моды, красоты, секса. Они часто "вживляются" в существующие отрасли. Так, продуктам питания придается экзотика путем использования исключительно экологически чистых продуктов, подача их вышколенным персоналом, в стильной посуде, с экзотическими добавками и т. д. Существует другой подход: специальная версия популярной модели наручных часов "Executive Dual Time" известного часового бренда "Ulysse Nardin" получила имя легендарного игрока в крикет Ювража Синха, который является представителем компании в Индии. Обратная сторона бренда украшена автографом выдающегося спортсмена, а сами часы изготовлены в ограниченном количестве -- 62 ед. При этом часть денег от их продажи перечисляется в благотворительный фонд Ювража Синха.

Может сложиться впечатление, что ориентация структурной политики Украины на "новую" и "сверхновую" экономики для стран с формирующейся рыночной экономикой принадлежит к сфере экономического романтизма. Однако это не так. Она может и должна быть привлекательной для Украины в силу высокого креативного и культурного человеческого потенциала, исключительного пристрастия граждан к изощренности и изобретательности в придании товарам и услугам таких качеств. К тому же многие сегменты этой экономики не требуют крупных капитальных вложений, особенно в имплантацию гламурных субстанций в товар и услуги известных брендов, в создание "тематических" ресторанов, клубов, отелей, спасалонов, клиник пластической хирургии с сервисными предложениями для туристов.

Стоит ожидать, что именно "сверхновая экономика" сможет достичь высокого уровня привлекательности для национальных и иностранных инвесторов, а ее продукция и услуги будут иметь большой спрос как на внутреннем, так и на международном рынках. Одновременно потребуется разработка механизма ее регулирования с тем, чтобы, с одной стороны, создать достаточный простор для влияния "сверхновой экономики" на качество жизни людей, а с другой -- не допустить ее противоречия с нормами общественной этики и морали.

Делись добром ;)