Региональные инвестиционные соглашения в Северной Америке

курсовая работа

1. КАНАДО-АМЕРИКАНСКАЯ ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Одним из самых знаменательных событий в канадо-американских отношениях является подготовка и подписание Североамериканского соглашения о свободной торговле, которое явилось важной вехой в процессе экономической интеграции в данном регионе.

Интеграционные процессы в Северной Америке, естественно, начались задолго до подписания соглашения о свободной торговле. К ним объективно подталкивала географическая близость в условиях интернационализации хозяйственной жизни и расширения трансграничного передвижения товаров, капиталов, услуг, людских ресурсов. Эта тенденция, естественно, должна была найти свое отражение в межгосударственных отношениях. США и Канада вели переговоры с конца XIX в., а в 1948 г. даже подписали проект протокола о либерализации торговли, который так и не вошел в силу. Следующим шагом к интеграции стал американо-канадский "Автопакт" 1965 г., способствующий либерализации и реструктуризации рынков автомобилей и комплектующих к ним. Однако с конца 60-х гг. стал наблюдаться раскол в позициях либералов и консерваторов в Канаде к процессу канадо-американской экономической интеграции. Либеральное правительство Трюдо (1986 - 1984 гг.) считало, что процесс дальнейшей интеграции приведет к усилению зависимости Канады от Соединенных Штатов. Была принята, уже упоминавшаяся ранее, политика «третьей альтернативы», которая предполагала «всестороннюю, долговременную стратегию развития и укрепления канадской экономики… при одновременном уменьшении… уязвимости Канады»

Однако пришедшие к власти консерваторы во главе с Б. Малруни, наоборот, видели решение главных экономических проблем Канады в решительном сближении с Соединенными Штатами[14,с.16]. Правительство Малруни повернуло внешнеэкономическую политику на 180 градусов, взяв курс на всестороннее экономическое сближение с США. В результате долгих переговоров было подписано соглашение о Канадо-Американской зоне свободной торговли КУСФТА (Canada-USA Free Trade Agreement -CUSFTA), вступившее в силу с 1 января 1989 г и призванное обеспечить канадским товарам гарантированный и привилегированный доступ на огромный рынок США. После нескольких десятилетий постепенной и прогрессирующей либерализации торговли между двумя странами растущий протекционизм США стал представлять собой серьезное препятствие канадскому экспорту, а, следовательно, и экономическому благосостоянию страны. Поэтому заинтересованность Канады в расширении и большей безопасности доступа на американский рынок с целью внутреннего экономического роста стала основной причиной переговоров по свободной торговле в 1985-1988 гг. Вторая причина, тесно связанная с требованиями канадских деловых кругов, состояла в том, что двустороннее соглашение ФТА должно было способствовать реструктуризации экономики Канады через ослабление вмешательства государства и предоставление свободы действия рыночным силам. Таким образом, ФТА определило политику в долгосрочной перспективе: обеспечивая свободный доступ к иностранным инвестициям и рыночному формированию цен на энергетические ресурсы, оно выражало и защищало интересы частного сектора. Поэтому любые действия против данного соглашения означали сворачивание экономических реформ, недовольство и сопротивление частного бизнеса и представляли довольно значительный риск для правительства[16].

Но подписанию этого соглашения предшествовали самые горячие дискуссии по поводу «за» и «против» соглашения ФТА, прогнозы сторонников и противников его заключения, естественно, сильно различались. Противники соглашения о свободной торговле считали, что ФТА усилит и без того очень большую зависимость канадской экономики от американской. Результатом будет повышение уязвимости, а не устойчивости. Углубится сырьевая ориентация хозяйства Канады, и очень вероятно сокращение занятости в ряде отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Бремя тягот, связанных с интенсивной структурной перестройкой и резким обострением конкурентной борьбы, ляжет, прежде всего, на работников наемного труда. Поэтому в начале 1988 г. министерство финансов Канады опубликовало документ «Канадо-американское соглашение о свободной торговле. Экономическая оценка», в котором приводило следующие главные аргументы в пользу заключения соглашения: Во-первых, получив широкий и надежный доступ к огромному американскому рынку, Канада сможет укрепить свои позиции в мировом хозяйстве, ее экономика станет более конкурентоспособной и сильной. Во-вторых, возможность развития оптимальных по масштабу производств будет способствовать росту их эффективности и стимулировать технологические нововведения. В-третьих, более сильная и эффективная экономика позволит наилучшим образом поддерживать социальные программы и укреплять культурную самобытность Канады.

По прогнозам, разработанным исследовательскими центрами ряда университетов, экономическим советом Канады и Министерством финансов, в среднесрочной перспективе -- через пять лет после вступления в силу ФТА, то есть к 1993 г. -- реальный прирост ВВП должен был составить от 3 до 6 процентов в среднем ежегодно. И действительно, к концу 1993 г. ускорение роста канадо-американской торговли в результате действия соглашения 1988 г. уже принесло осязаемые результаты экономике Канады. Формирование двусторонней зоны свободной торговли осуществлялось на основе ликвидации тарифов в взаимной торговле, а также уменьшения дискриминации в отношении прямых взаимных капиталопотоков, включая расширение права на создание компаний и применение национального режима. Исключение - сфера телекоммуникаций, не подпадающая под условия либерализации. Запрещены американские инвестиции в канадскую сферу культуры, а в отношении ограничений на собственность в энергетике, транспорте и финансовой сфере Канады для инвестиций из США применяется «дедушкина оговорка»[9, с.231]. Также в Канаде сохраняется практика отбора зарубежных инвестиционных проектов - в частности, могут пересматриваться решения о поглощениях канадских фирм стоимостью более 150 млн. долл. Зарубежными компаниями.

Важными условиями КУСФТА являются расширение правовых рамок для прямых взаимных инвестиций и определение процедуры разрешения споров с целью уменьшения рисков как для правительств, так и для компаний стран-участниц.

Либерализация взаимной торговли была в основном проведена до подписания соглашения (в рамках ГАТТ и специальных двусторонних соглашений -- Автопакт и Пакт о совместной обороне).

Реализация положений КУСФТА закрепила и устранила дискриминационные ограничения во взаимной торговле.

В целом создание Канадо-американской зоны свободной торговли не привело к радикальным изменениям в динамике ПЗИ в Канаду. Во-первых, членство в группировке не содействовало существенному изменению национального инвестиционного климата так как еще до вступления в силу соглашения КУСФТА доля взаимных ПЗИ была высокой. Во-вторых, высокий уровень экономического развития стран-участниц, и до подписания соглашения они имели сравнительно открытые торговые и инвестиционные режимы, а также интегрированные де-факто рынки.

Массовый приток ПЗИ из третьих стран в экономику Канады наблюдался в 1988--1990 гг., т.е. сразу после начала функционирования группировки, что благоприятно сказалось на привлекательности данного государства для инвесторов из третьих стран.

Географическая структура экспорта канадских ПЗИ изменилась. До 1990 г. инвестиции направлялись главным образом в США, однако позднее доля США в канадском экспорте ПЗИ снижалась, а доля стран ЕС возрастала (за исключением Великобритании -- традиционно важного инвестиционного партнера Канады). При этом изменение географической структуры канадских ПЗИ не было связано с функционированием двусторонней зоны свободной торговли, хотя оно и гарантирует недискриминационный допуск канадских компаний на рынок США.

Таким образом, КУСФТА не оказала существенного влияния на радикальные изменения в притоке ПЗИ в экономику Канады, поскольку не наблюдалось значительных изменений в инвестиционном климате Канады.

Делись добром ;)