Региональная политика Финляндии

курсовая работа

2.1 Особенности современного этапа регионального развития Финляндии

Для Финляндии региональная политика исключительно важна из-за периферийного положения на Севере Европы, дальних расстояний, самой низкой в ЕС плотности населения, сурового климата, ограниченности природно-сырьевых ресурсов. Вызовы современности, связанные с глобализацией и быстрым старением населения, выдвигают перед региональной политикой новые задачи. Достижение общенациональных целей укрепления международной конкурентоспособности и улучшения благосостояния страны в современных условиях невозможно без повышения эффективности управления региональным развитием с тем, чтобы каждый регион Финляндии был способен задействовать в полной мере свой экономический потенциал. Поэтому региональная экономика Финляндии фокусируется не только на развитии беднейших территорий, но и на улучшении экономического поведения каждого региона и тем самым является ключевым элементом экономической и социальной стратегии правительства.

Только за 2005-2010 гг. показатель ВВП на душу населения в Финляндии вырос на 3 тыс. евро - до 29,96 тыс. Средний национальный уровень ВВП на душу населения примерно на 15% выше, чем в ЕС. Поэтому даже самая отстающая провинция Кайнуу (20,16 тыс. евро на душу населения) с показателем 77,5% от среднего по ЕС уровня уверенно обходит некоторых новичков Евросоюза.

Вместе с тем, несмотря на заметный рост уровня жизни населения по всей Финляндии, в 17 из 19 провинций Финляндии ВВП на душу населения ниже среднего по стране уровня. Наиболее развиты Южная и Западная Финляндия, а также Аландские острова. ВВП на душу населения беднейших регионов вдвое ниже, чем в богатейшей части страны - провинции Уусимаа, к которой относится столичный регион. Эти различия не являются недавним феноменом. Прибрежные южные и юго-западные области Финляндии исторически были более развитыми, нежели остальные части страны. Они имели более мягкие природно-климатические условия для жизни населения и благоприятное географическое положение для связей с развитыми странами Европы, важными для Финляндии как рынки сбыта специализированной продукции и источники сырья и необходимых готовых изделий [11, с. 43].

С замедлением роста занятости в традиционных промышленных регионах в Финляндии, подобно другим европейским странам, появилась проблема депрессивных территорий, которая отчасти размыла границы так называемой Промышленной Финляндии. Это вызвало отток населения из промышленных агломераций юго-восточной Финляндии. Однако агломерация Хельсинки росла самыми быстрыми темпами. Хозяйственное развитие в 90-годы в Финляндии было отмечено самым глубоким за всю историю страны экономическим кризисом в начале десятилетия и последовавшим за ним длительным периодом подъема на волне мощного роста электронной промышленности, продукция которой, в отличие от традиционных финских отраслей, представляла наиболее быстро развивающийся сегмент мирового рынка.

Одновременно с тем, как "финское экономическое чудо" занимало все больше места в заголовках мировой экономической прессы, региональные диспропорции усиливались. Экономический рост в 1994-2000 гг. был наиболее быстрым (6,5% при средних по стране 5%) в провинциях Уусимаа, Варсинайс-Суоми, Пирканмаа и Похьойс-Похьянмаа, где было сосредоточено производство телекоммуникационного оборудования, а именно в Хельсинки, Тампере, Йювяскюля и Оулу. Численность населения росла там на 1% в год, в то время как в регионах низких темпов экономического роста население начало сокращаться из-за миграции с середины 90-х годов. На фоне мощного хозяйственного подъема усилились региональные различия в уровне безработицы, которая после кризиса была исключительно высокой по всей стране. Если в 1990 г. средний показатель по Финляндии составлял 3,2%, а худшей ситуация была в провинциях Похьойс-Карьяла и Кайнуу, где безработица достигала 6%, то уже в 1995 г. в целом по стране ее уровень превысил 15% [12, с. 30].

Самое неблагоприятное положение сложилось в Кайнуу (22,4%), Лаппи (21,2%), Похьойс-Карьяла (20%) и Пяйят-Хяме (18,3%). Однако даже в Уусимаа и Итя-Уусимаа безработица достигала соответственно 12% и 11,7%. К 2006 г. показатель по стране снизился ровно вдвое - до 7,7% (хотя структурная безработица осталась высокой), но контрасты между регионами сохранились - от 3,6% в Итя-Уусимаа до 17,1% в Кайнуу. Разница в темпах экономического роста отразилась также на покупательной способности домохозяйств и экономике коммун. В конце 90-х годов в провинциях с быстрым экономическим ростом доходы домохозяйств и налоговая база коммун росли быстрее, чем в "отстающих". Если в целом по стране за 1995-2000 гг. располагаемые доходы домохозяйств выросли на 30,6%, то в Уусимаа - на 56,2%. На 30-32% вырос показатель на Аландских островах, в Варсинайс-Суоми, Похьойс-Похьянмаа и Итя-Уусимаа, тогда как лишь на 10,1% в Кайнуу и 11,1% в Лаппи [3, с. 127].

В следующие 5 лет контрасты сократились, но лидеры и аутсайдеры остались в основном те же. В нынешнем столетии на фоне скромных темпов экономического роста происходит выравнивание показателей регионального развития. ВВП на душу населения в Восточной Финляндии и некоторых других отстающих областях за 2001-2012 гг. вырос больше, чем в среднем по стране. Однако лидерами по динамике стали Итя-Уусимаа и Варсинайс-Суоми. Самым слабым рост оказался в Этеля-Карьяла и Кю- менлааксо, на Аландских островах ВВП на душу населения даже сократился (хотя регион по-прежнему уступает только Уусимаа). В результате замедлился процесс миграции населения в крупные города и промышленные центры. Большинство финнов столкнулось с проблемами перенаселения крупных городов: избыточной нагрузкой на сектор социальных услуг (детские сады, школы, медицинские центры) и ростом цен на жилье.

Вследствие этого усилилась тенденция переселения людей в пригороды и ближние редкозаселенные коммуны, что становится дополнительным импульсом к их развитию. Новые вызовы сбалансированному региональному развитию связаны с быстрым старением населения, которое уже стало фактом в ряде коммун, и будет нарастать с каждым годом. 2013 год станет поворотным пунктом: численность населения трудоспособного возраста 15-64 лет начнет сокращаться в связи с достижением многочисленными послевоенными поколениями пенсионного возраста и малочисленностью молодого поколения из-за низкой рождаемости. Наиболее быстро и массово этот процесс будет происходить в столичном регионе, где, по оценкам, к 2025 г. населения в возрасте старше 64 лет будет на 80% больше, чем сейчас. Сбалансированная внутренняя миграция населения и рост иммиграции будут недостаточны для поддержания численности населения трудоспособного возраста на его нынешнем уровне везде, кроме Уусимаа. В провинции Похьойс-Похьянмаа вследствие высокого естественного прироста населения (высокой рождаемости) имеются возможности сохранить численность рабочей силы на нынешнем уровне. С наибольшими трудностями столкнутся компании в Восточной Финляндии и Лапландии. По оценкам, к 2025 г. численность рабочей силы в Восточной Финляндии будет на 20% меньше, чем сейчас. Нехватка рабочей силы будет накладывать ограничения на производство. Прогнозируются наилучшие возможности роста и обеспечения рабочей силой только в таких отраслях сферы услуг, как торговля, туризм, бизнес-услуги, а также здравоохранение и социальные услуги [1, с. 43].

Новые рамки для регионального развития создают и процессы глобализации. Компании решают проблему оптимизации издержек через дальнейшую интернационализацию деятельности. Менее производительное трудоемкое производство перетекает из Финляндии в другие страны, где рабочая сила дешевле. Это создает дополнительные проблемы для регионов, принимая во внимание еще и тот факт, что Финляндия с точки зрения инвестирования мало привлекательна для иностранного капитала. В этих условиях опора на инновации и "ноу-хау" становится важным фактором реализации конкурентных преимуществ как страны, так и регионов. При этом на четыре наиболее развитые провинции: Уусимаа, Варсинайс-Суоми, Пирканмаа и Похьойс-Похьянмаа приходится более 80% финских расходов на НИОКР.

Финские исследователи считают, что успех страны может опираться на более всеохватывающую и многообразную региональную структуру, нежели предполагают идеи централизации, преобладающие в бизнес-кругах, или же одностороннего развития крупных городов, поддерживаемые рядом политиков. Многополюсная региональная структура может стать одним из столпов конкурентоспособности, обеспечивая эффективность экономики Финляндии и сбалансированное социально-экономическое развитие. Города среднего размера и их окрестности имеют хорошие условия как для развития высокотехнологичных видов деятельности, так и для проживания населения, и должны быть основным объектом региональной политики [3, с. 130].

Современный этап региональной политики начался с принятия в 2002 году нового закона о развитии регионов. Закон исходит из того, что региональное развитие вносит вклад в национальный экономический рост, который в свою очередь отражается на экономическом развитии регионов. Акцент в целевых установках региональной политики сделан на создании предпосылок для экономического роста регионов, основанного на принципах устойчивого развития, опоры на собственные силы и использование "ноу-хау", гарантирующего конкурентоспособность, благосостояние, занятость. Вместе с тем была подтверждена цель содействия сбалансированному развитию регионов, уменьшения различий в уровне развития регионов, улучшения условий жизни населения. Региональная и структурная политика ЕС рассматривается как дополнение и поддержка национальной региональной политики [11, с. 58].

Развитие регионов осуществляется на основе программ. Ответственность за развитие регионов возложена на государство и коммуны, а функции администрирования - на союзы коммун.

Правительство в начале срока полномочий на основе своей программы утвердила общерегиональные цели регионального развития. На 2007-2013 гг. были сформулированы три цели: укрепление национальной и международной конкурентоспособности регионов, усиление жизнеспособности регионов и уменьшение различий в уровне развития регионов, решение особых региональных проблем. Правительство может инициировать специальные целевые программы. В настоящее время их четыре: развития региональных центров, инновационных центров, сельской местности, архипелага [12, с. 37].

На основе решения Госсовета министерства в своих стратегиях регионального развития конкретизируют цели и меры общегосударственной региональной политики, принципы распределения проектов по регионам и объемы их финансирования. В своих стратегиях министерства также учитывают конкретные цели развития отдельных провинций, определяемые союзами коммун. Последние отвечают за осуществление задач региональной политики на уровне регионов. Совместно с другими заинтересованными организациями и ведомствами они готовят программу развития провинции на 4 года, которая базируется на плане развития провинции, определяющем долгосрочные цели развития (20-30 лет).

С 2008 года выработку общегосударственных целей регионального развития, координацию и контроль подготовки и выполнения программ союзов и коммун и других программ в рамках закона о развитии регионов с другими министерствами и союзами коммун выполняет новое Министерство труда и экономики. Оно образовано на основе Министерства торговли и промышленности, Министерства труда и части отдела развития регионов и управления МВД и находится на этапе организационного становления.

До 2008 года региональное развитие курировало МВД, и в общих чертах схема управления региональными процессами сохранится в новом ведомстве.

В соответствии с законом о развитии регионов 2007 года было скорректировано деление Финляндии на два пояса помощи. Прослеживается смещение акцента в инструментарии региональной политики с прямой помощи на развитие условий для предпринимательства и инноваций. При этом наметилось усиление значения местно уровня в открытой экономике с точки зрения успеха всего народного хозяйства, что привело к партнерству коммун и государства [4, с. 257].

Политика городов опирается на программу региональных центров. Она имеет два направления: политика развития мегаполисов, которая охватывает регион Хельсинки и включает городские программы провинции Уусимаа, и национальная городская политика. Регулирование отличается диверсифицированным подходом, учитывающим особенности развития как крупных и многосторонних университетских городов, так и промышленных центров и других средних и мелких городов. Особое место занимает комплексная политика развития крупных городских регионов, осуществляемая на основе двух программ - региональных и инновационных центров. Их значение для экономики и благосостояния Финляндии растет: они являются локомотивами развития своих регионов и моторами экономического роста всей страны. Акцент делается на укрепление их инновационного потенциала, развитие межрегиональных сетей сотрудничества и международных связей [3, с. 146].

Региональная инновационная политика осуществляется на основе программы инновационных центров. В программу 2007-2013 гг. включено 13 национальных сфер "ноу-хау", которые разрабатывает 21 региональный инновационный центр. Эти центры функционируют на базе технопарков и технологических центров, являются формой объединения усилий научно-исследовательских и учебных учреждений и бизнеса и выполняют проекты, призванные улучшить конкурентоспособность компаний и инновационный климат регионов. Заметную финансовую поддержку им оказывают городские власти. Крупные города занимаются разработкой инновационных стратегий развития своих регионов, нацеленных на укрепление предпосылок экономического роста и углубление специализации в рамках как внутристранового, так и международного разделения труда.

Дифференцированная региональная политика в зависимости от типа региона находит выражение также в выделении такого направления, как развитие сельской местности. Раз в четыре года разрабатывается комплексная программа политики развития сельской местности, которая определяет меры, ограничивающие возможное негативное влияние на сельские регионы некоторых решений центральных властей.

Одной из старейших составных частей региональной политики Финляндии выступает политика в отношении Аландских островов. Еще в 1948 году правительство создало долгосрочный комитет по делам архипелага. В 1967 г. его положение было законодательно закреплено в виде постановления. В 1981 г. был принят закон об архипелаге, который обязывает государство и коммуны обеспечивать развитие экономики, транспортных сообщений, услуг, культуры и охрану окружающей среды архипелага. Основным инструментом является программа развития архипелага, подготовку которой осуществляет комитет по делам архипелага совместно с министерствами, союзами коммун, коммунами, компаниями, общественными организациями [1, с. 46].

Для обеспечения равных возможностей развития регионов применяются специальные меры. Наиболее значимые - по развитию Восточной Лапландии и провинции Кайнуу, которые отличаются наиболее низкими темпами экономического роста, высокой безработицей, быстрым сокращением численности населения из-за миграции и отрицательного естественного прироста. Специальные меры практикуются в отношении регионов, столкнувшихся с неожиданными структурными проблемами - закрытием важных предприятий и увольнениями их персонала. Действия властей направлены на развитие предпринимательства, обучение рабочей силы, снижение безработицы, осуществление проектов дорожного строительства, предоставление коммунам субсидий. Профильные министерства , центры занятости и экономики совместно с коммунами и их союзами разрабатывают планы выхода из кризиса.

В договоре об условиях вступления Финляндии в ЕС были учтены особенности северных регионов с низкой плотностью населения. Для их поддержки в 1994-1999 гг. в число приоритетов структурных фондов ЕС была включена дополнительная "цель 6" - содействие развитию регионов с чрезвычайно низкой плотностью населения. В этот период Финляндия получила из структурных фондов ЕС 1386,6 млн. евро, ставшие большим подспорьем в преодолении последствий разрушительного экономического кризиса начала 90-х гг. В 2000-2006 гг. финансирование ЕС выросло до 2254,1 млн. евро вследствие включения регионов с низкой плотностью населения в новую "цель 1" - содействие развитию и корректировке структуры отстающих регионов - с наибольшими размерами помощи [3, с. 143].

В 2007-2013 гг. финские программы осуществляются в рамках двух приоритетов деятельности структурных фондов: "региональная конкурентоспособность и занятость" и "европейское территориальное сотрудничество". Примерно 90% финансирования приходится на реализацию цели "региональная конкурентоспособность и занятость", которая распространяется на территорию всей страны, в том числе столичный регион, рассматриваемый как мотор экономического роста Финляндии. Такой подход отражает постепенное смещение акцента с традиционной помощи слабым регионам на стимулирование развития внутреннего потенциала всей территории страны. Распределение этих средств является прерогативой национального правительства. Разработка, осуществление, а также управление и контроль программ, частично финансируемых из структурных фондов ЕС, регулируются законом "О структурных фондах" от 29 декабря 2006 г. Правительство Финляндии также разработало и приняло национальную стратегию структурных фондов и программу мер по ее реализации на 2007-2013 гг. Эта стратегия тесно связана с национальными целями регионального развития и делает акцент на четырех аспектах деятельности:

1. стимулирование предпринимательства;

2. стимулирование инновационной деятельности;

3. повышение занятости, квалификации рабочей силы [1, с. 47].

4. улучшение транспортного сообщения и условий окружающей среды.

Меры поддержки стратегии направлены в первую очередь на Восточную и Северную Финляндию, а также на проблемные территории Южной и Западной Финляндии.

Наиболее важным изменением на новый программный период стала прямая привязка региональной политики к Лиссабонской стратегии повышения конкурентоспособности, занятости и темпов экономического роста. Ресурсы финских программ структурных фондов уже сейчас почти на 80% ориентированы на приоритеты Лиссабонской стратегии.

Структурные фонды - не единственный инструмент осуществления целей региональной политики ЕС. Национальная региональная помощь также оказывает существенное влияние на национальную региональную политику, поскольку регулирует допустимые размеры помощи, выделяемой национальным правительством менее развитым регионам.

Финляндия участвует в 9 программах ЕС по региональному сотрудничеству и трех программах в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства. Финляндия сотрудничает с Швецией, Эстонией, Латвией и Норвегией в трансграничных программах Север, Ботния-Атлантика и Центральная Балтика, которые поддерживают взаимодействие в сфере предпринимательства, туризма, охраны окружающей среды, культуры, инфраструктуры, здравоохранения, образования. Участие в транснациональных программах Балтика и Северная Периферия направлено га поддержку инноваций, охрану окружающей среды, развитие транспорта и устойчивое развитие городов. Межрегиональное сотрудничество строится на принципах охватывающих весь ЕС [3, с. 149].

Таким образом, для современного этапа регионального развития Финляндии характерны ряд особенностей:

1.сравнительно высокий уровень развития финских регионов, отсутствие явно отстающих, депрессивных регионов;

2.оказание на региональное развитие факторов глобализации, из-за чего главный упор делается на повышение инвестиционной привлекательности каждого региона в отдельности и развитие "ноу-хау";

3.присутствие географического и исторического факторов развития - наиболее развитыми регионами Финляндии остаются южные и западные провинции;

4. осуществление региональной политики не только в рамках внутригосударственных, но и в рамках общей региональной политики Европейского союза.

Делись добром ;)