Развитие торговых отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в условиях формирования единого экономического пространства

курсовая работа

2.2 Проблемы интеграции в торговой сфере

Вместе с тем, в 2006 году Российская Федерация инициировала повышение цены на поставляемый в Республику Беларусь газ и ввела пошлину на экспорт в Беларусь российской нефти. Эти действия, а также односторонний выход Российской Федерации из межправительственного Соглашения о создании равных условий в области ценовой политики, подписанного 12 апреля 2002 г., расходятся с основными договоренностями между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий для субъектов хозяйствования, в первую очередь Договором о создании Союзного государства.

Наибольшие трудности Россия и Беларусь испытывают в выработке единой таможенно-тарифной политики. Об этом говорится в заявлении полномочного представителя президента Беларуси в РФ Василия Долголёва.

Василий Долголёв отмечает, что наиболее значимые расхождения проявляются в вопросах унификации национальных таможенных тарифов и создания единого таможенного тарифа Союзного государства. Так, разница в ставках экспортных таможенных пошлин составляет, по оценке белорусской стороны, около 175 товарных позиций, российской - 229. По ввозным таможенным пошлинам - соответственно 1708 и 1798 товарных позиций. Есть также разница в подходах к применению согласованных принципов предоставления таможенных льгот. [4]

Ключом к преодолению существующих проблем белорусско-российского торгово-экономического сотрудничества стала договоренность о подписании межправительственного Соглашения о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества (подписано 23 марта 2007 г.). Предполагается, что путем реализации Соглашения будет урегулирована часть проблемных вопросов торгово-экономического сотрудничества, в особенности тех, которые вызывают обеспокоенность российской стороны (вопросы субсидий, квотирования поставок рыбы, табачных изделий и других товаров). Россия обязуется отменить взимание платы за регистрацию в таможенных органах при въезде в Россию белорусских автотранспортных средств. Подписанием Соглашения Беларусь продемонстрировала свои искренние намерения в скорейшем преодолении сложной ситуации в белорусско-российских отношениях. В целом, Соглашение направлено на достижение прогресса в выработке единой торговой и таможенно-тарифной политики. [8, c.25]

Периодически в средствах массовой информации появляются сообщения о так называемых торговых войнах, происходящих на таможенной границе Беларуси и России. Вспомним наиболее резонансные из них.

Первое что вспомним - это февральское прекращение подачи сжиженного газа в Беларусь в 2004 году. Тогда велись достаточно продуктивные переговоры по согласованию цены на российский газ для Беларуси. Неожиданно для всех в ночь с 14 на 15 февраля 2004 года российская сторона прекратила подачу газа в нашу республику. Этот конфликт был быстро преодолён, были так же сделаны и кадровые выводы в правительстве Российской Федерации.

Вторая ситуация так же связана с энергоносителями. 1 января 2007 года экспорт российской нефти в Белоруссию стал облагаться вывозной пошлиной так же, как и для стран, не входящих в состав Таможенного союза. Решение, подписанное председателем правительства Российской Федерации, принято "в целях защиты экономических интересов России". С января 2007 года поставщики нефти в Белоруссию из России неожиданно стали платить стандартную экспортную пошлину - сейчас это $180 за тонну нефти. [2, c.98]

Решением премьер Михаил Фрадков закрыл "белорусский нефтяной офшор", возникший по соглашению России и Белоруссии 12 мая 1995 года. Соглашение предполагало, что пошлины на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии, получаемые белорусским бюджетом, будут делиться между бюджетами двух стран. Пропорция раздела не оговаривалась - последний вариант, предлагавшийся 24 ноября рабочей группой МЭРТа и Минфина РФ, предусматривал передачу России 85% собранных пошлин и оставление в белорусском бюджете 15% пошлин.

Белорусская сторона отказалась согласовывать порядок раздела на уровне министерств, и понятно почему: с 1995 года бюджет Белоруссии ни разу не перечислял какой-либо доли пошлины в бюджет России. Прямой экспорт российской нефти через Белоруссию в ЕС не распространен: практически вся поставленная нефть перерабатывается на двух НПЗ Белоруссии и далее экспортируется. При этом экспортная пошлина на нефтепродукты в Белоруссии всегда ниже, чем в России,- сейчас она составляет $75,8 за тонну легких дистиллятов и газойлей против пошлин в $134 за тонну той же продукции при экспорте из России. [3, c.37]

В конце концов вопрос был решён следующим образом: был определён трёхлетний период, в течение которого доля белорусской стороны в экспортной пошлине на нефтепродукты будет снижаться с 30% в 2007 году, до 15% в 2010 году.

Рассмотрим так же ситуацию, которая сложилась в апреле-мае 2005 года с экспортом белорусского сахара в Российскую Федерацию. По существующим межправительственным соглашениям, Беларусь может экспортировать в Россию на льготных условиях только сахар, произведенный из сахарной свеклы. Однако россияне подозревали, что под видом собственного продукта белорусы ввозят и большое количество сахара, произведенного из сахарного тростника. В феврале 2005 министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев заявил, что из-за "серого" импорта сахара из Беларуси может быть закрыт рынок между странами. [1, c.56]

Российская сторона полагала, что Беларусь ввозит в Россию намного больше сахара, чем производит из своей сахарной свеклы, и продает его по ценам ниже внутрироссийских (по 480 USD за тонну при средней себестоимости российского свекловичного сахара около 530 USD/т). В 2004 г. Россия импортировала 680 тыс. тонн рафинированного сахара, из этого количества, по подсчетам россиян, более 400 тыс. тонн пришлось на РБ, которая из собственной сахарной свеклы произвела только 300 тыс. тонн белого сахара.

После почти месячного простоя железнодорожных эшелонов с белорусским сахаром на границе России ситуация разрешилась подписанием соглашения о самоограничении со стороны белорусской стороны экспорта сахара в Россию. [6, c.154]

2.3 Перспективы развития торговых отношений

Перспективы развития торговых отношений Республики Беларусь и Российской Федерации невозможно рассматривать в отрыве от создания Союзного Государства Беларуси и России. В первой главе данной курсовой работы мы уже частично освещали этот вопрос, теперь же остановимся в большей степени на перспективах экономического сотрудничества в рамках Союза. [5, c.100]

В ближайшем будущем мы будем наблюдать наращивание интеграционных процессов на всех уровнях. Они будут развиваться как сверху вниз, так и снизу - от реальных связей субъектов хозяйствования, от региональных программ к общегосударственным. При этом главный приоритет будет отдан расширению и углублению рыночных основ интеграции, повышению роли предпринимательских структур в хозяйственном взаимодействии стран. Локомотивом и катализатором развития торгово-экономических связей станут транснациональные корпорации, которые способствуют развитию межгосударственной торговли, расширению сбыта продукции на всей территории России и Белоруссии путем создания дочерних предприятий, производственных и торговых филиалов. [10, c.33]

Нынешняя стратегия развития торгово-экономических связей России и Белоруссии включает основные принципы: прагматизм, совпадение интересов, взаимовыгодность двухстороннего сотрудничества.

На сегодняшний день ощутимыми темпами растет взаимный товарооборот между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, что является свидетельством необратимости процесса экономической интеграции двух стран. Ожидается, что в 2008 году объём товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Беларусь превысит 30 млрд. долларов. Итоги торгово-экономического сотрудничества России и Белоруссии за последние годы свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое падение показателей в 2005 году, в целом тенденция к росту объемов товарооборота между Россией и Беларусью укрепилась. Темпы роста взаимной торговли в отличие от 2005 года, когда ее падение составило 10,6 %, в 2006 году были высоки и сопоставимы с темпами роста товарооборота Республики Беларусь со странами дальнего зарубежья, с которыми темпы роста традиционно высоки из-за небольших объёмов сотрудничества. [8, c.24]

По данным Министерства статистики Республики Беларусь, по итогам 2007 года поступление иностранных инвестиций в Беларусь по сравнению с 2005 годом увеличилось в 2,2 раза и составило более 4,0 млрд. долл. США. Объем инвестиций из России в экономику Беларуси составил 398,7 млн. долл. США. Несмотря на мировой экономический кризис, в 2008 году объёмы инвестиционного сотрудничества только возрастали. За период январь-октябрь российские инвестиции в экономику Республики Беларусь составили 937,6 млн. долларов США. Из них в реальный сектор 699,1 млн. долларов. На белорусский рынок банковских услуг приходят такие крупные игроки как «Банк-ВТБ», бывший Внешторгбанк и Сбербанк России. Так же совсем недавно Беларуси был предоставлен государственный кредит на поддержание курса национальной валюты в размере 2 млрд. долларов США. Кредит будет переведён двумя траншами по 1 млрд. долларов, один из которых уже состоялся, а второй планируется на февраль 2009 года. [3, c.43]

Принципиально новым моментом в сотрудничестве России и Беларуси может стать поддержка совместных экспортных проектов. Одним из направлений должно стать также коллективное, союзное участие в международных выставках и ярмарках. Целесообразно создание Торгово-промышленной палаты для выдачи сертификатов происхождения товаров ("сделано в Союзном государстве") и Хозяйственного суда Союзного государства для разрешения коллизий, возникающих в российско-белорусской торговле. [1, c.61]

Надо отметить, что простой обмен товарами между нашими странами малоперспективен и может привести к деградации промышленности, сельского хозяйства и экономики в целом. Необходимо развивать инвестиционное сотрудничество. Российские инвестиции в экономику Беларуси, как уже упоминалось, постоянно возрастают. Накопленные белорусские инвестиции в экономику России на начало 2008 г. также представляют собой крупную сумму - 709,7 млн. долл. Однако в основном инвестиционный процесс в рамках Союзного государства концентрируется вокруг совместных программ, финансируемых из союзного бюджета, которые имеют в основном оборонную и социальную направленность. В 1999 - 2008 гг. реализовано 103 совместных программы, на реализацию которых из союзного бюджета направлено 19,6 млрд. росс. руб.. Это весьма ценный опыт, но делать это надо более системно. К сожалению, такого подхода к формированию союзных программ не наблюдается, а порядок разработки и реализации программ государственного сотрудничества постоянно устаревает и требует регулярной доработки. [8, c.25]

Делись добром ;)