Развитие механизмов государственного регулирования внешней торговли России в условиях членства в ВТО (изменение таможенных пошлин)

курсовая работа

1.2 Регулирование внешнеторговой деятельности РФ

Внешнеторговая деятельность является объектом пристального внимания со стороны государства. За последние 20-25 лет в государственной внешнеторговой политике произошли большие изменения. Государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики. На смену тотальному контролю государства за внешнеторговыми связями пришел механизм государственного регулирования таких связей с использованием инструментов и методов, традиционных для стран с рыночной экономикой [20, c.51].

Особую значимость подчеркивает законодательство в сфере регулирования внешнеторговой деятельности. Общественные отношения здесь урегулированы Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом о валютном регулировании и валютном контроле, Законом о таможенном тарифе, Законом о техническом регулировании, Законом об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности и др.

Анализ данного законодательства позволяет сделать вывод, что политика нашего государства направлена на [21, c.62]:

защиту экономического суверенитета, под которым понимается полнота государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств;

обеспечение экономической безопасности;

стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику.

Но, прежде всего, политика России направлена на установление сотрудничества и налаживание связей с мировым сообществом.

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством тарифных и нетарифных регуляторов, причем применение данных регуляторов зависит от курса политики государства. Согласно правилам Всемирной торговой организации (далее - ВТО), приоритет имеют именно тарифные регуляторы; нетарифные регуляторы признаются лишь отчасти. Страна-участница ВТО должна привести национальное законодательство в соответствие с данными требованиями.

В течение 18 лет Россия добивалась вступления в ВТО. Мнения российских политиков и экономистов о возможном вступлении разделись: одни выступали за участие России в ВТО, другие - против. У каждой позиции есть свои обоснованные аргументы [30, c.25].

Причины стремления России вступить в ВТО лежат скорее в политической плоскости, чем в экономической. Часто, говоря о минусах, указывают, что многие российские предприятия имеют устаревшее оборудование и неэффективную систему управления, а им придется конкурировать с крупнейшими корпорациями. Приток дешевого импорта может привести к закрытию ряда слабых производств или к их поглощению зарубежными компаниями.

Это в свою очередь приведет к росту уровня безработицы в стране. В то же время некоторые исследователи данного вопроса выделяют и плюсы - "перспектива конкуренции с мировыми брендами должна стимулировать наши предприятия к модернизации, оптимизации системы управления, внедрению энергосберегающих технологий, бережному отношению к ресурсам, созданию эффективных производств".

До вступления России в ВТО можно было с уверенностью говорить, что наша страна придерживалась политики протекционизма. Таким образом, отказ во вступлении в ВТО был связан с тем, что политика Российского государства не соответствовала рыночным отношениям международного сообщества: большое количество ограничений, усиленный таможенный режим - все это затрудняло осуществление торговли иностранными компаниями в рамках России. Наиболее выгодные условия установлены именно для национального производителя. Такая политика не соответствует стандартам ВТО. Российское законодательство содержит в ряде случаев нормы, регулирующие таможенные отношения иначе, чем это предусмотрено международными конвенциями.

В связи с этим долгое время Российской Федерацией разрабатывался пакет соглашений, в котором четко прописывались изменения в данной области [6, c.85].

Для вступления в ВТО необходимо согласие всех стран ее участников. Итак, в декабре 2011 г. было дано последнее согласие страны-участницы ВТО - Грузией, что в конце концов разрешило столь серьезный вопрос. Было подписано соглашение объемом в 2 тома, в котором говорится, как именно должна осуществляться политика нашего государства в дальнейшем.

Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря в Женеве.

В итоге политика нашего государства будет претерпевать изменения.

Обложение ввозимых и вывозимых товаров таможенными платежами использовалось в той или иной мере во все времена и всеми странами. На современном этапе развития нашего государства, в связи с вступлением в ВТО, изменятся тарифные ставки. Прежде всего выиграет потребитель. За счет снижения импортных тарифов многие товары должны стать дешевле, а их ассортимент - расшириться. Средний тариф на товары после вступления в силу всех соглашений снизится до 7,8% по сравнению с 10% в 2014 году. Об этом говорится в протоколе о присоединении России к ВТО.

При этом на сельскохозяйственные товары пошлины снизятся с 13,2 до 10,8%, на товары обрабатывающей промышленности - с 9,5 до 7,3%. В частности, средняя ставка российских пошлин на молочную продукцию будет снижена до 14,9% (с текущего уровня в 19,8%), злаки - до 10,0% (с 15,1%), масличные культуры и растительные масла - до 7,1% (с 9,0%) [18, c.8].

На химическую продукцию пошлины снизят с 6,5% до 5,2%, на автомобили - с 15,5% до 12,0%, на электрооборудование - с 8,4% до 6,2%, на бумагу и древесину - с 13,4% до 8,0%. Импортная пошлина на сахар-сырец будет снижена до 223 долл. за тонну (с текущих 243 долл. /т). Россия также обнулит импортные пошлины на хлопок и продукцию сектора информационных технологий. Но следует отметить, окончательный уровень "связывания" импортных пошлин будет устанавливаться постепенно: на первом этапе сокращение ставок коснется одной трети всех тарифных позиций, через 3 года вступят в действие новые тарифы еще по четверти позиций. Самый продолжительный имплементационный период установлен для мяса птицы (8 лет), легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов (7 лет).

Что касается нетарифных регуляторов, то в соответствии с требованиями ВТО Россия должна полностью отказаться от неколичественных ограничений. Количественные же ограничения от части должны быть смягчены. Так, через 4 года после вступления в ВТО перестанет действовать 49-процентное ограничение иностранного участия в уставном капитале телекоммуникационных операторов. Иностранные страховые компании получат право учреждать отделения в России через 9 лет после присоединения РФ к ВТО. Кроме того, не будет ограничений на иностранное участие в капиталах отдельных банковских учреждений, хотя общее иностранное участие в банковском секторе РФ будет ограничено 50%. Возникают опасения, что государство под видом заботы о потребителе, развития внешнеторговой деятельности делает это в ущерб национальным производителям.

Таким образом, в свете произошедших событий, нельзя не отметить возросшую роль государственного регулирования внешнеторговых сделок. В связи с этим, не вызывает сомнения возможность выделения на теоретическом уровне данного направления в качестве самостоятельной функции государства.

Делись добром ;)