logo
Пути экономической интеграции Республики Казахстан в Шанхайскую организацию сотрудничества

1.2 Перспективы и проблемы ШОС

Смена власти в Кыргызстане и андижанские события в Узбекистане оказали существенное влияние на состояние и перспектив развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ранее Пекин склонялся к тому, чтобы рассматривать ШОС в качестве сформировавшегося механизма, способного влиять на процессы, происходящие в Центральной Азии. Однако последние события показали неготовность ШОС к энергичным действиям в экстремальных ситуациях и выявили ряд проблем относительно неопределенности форм и способов решения возложенных на Организацию задач.

На данный момент перспективы ШОС здесь напрямую связывают со стабильностью в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР), к которому относятся четыре из шести государств-членов Организации. События весны 2005 года привели к определенному замедлению темпов развития ШОС, так как смена власти в Кыргызстане сказалась на полноценном участии Бишкека в международных делах и последовательности его действий. В то же время вынужденный пересмотр приоритетов внешней политики Узбекистана после известной реакции Запада на андижанские события подтолкнул его к более активным действиям в рамках ШОС. Однако при этом не исключается, что под влиянием США, других западных стран и международных организаций, особенно ОБСЕ отдельные государства региона в целях получения их «благосклонности» могут постепенно дистанцироваться от ШОС или проявить некоторую пассивность.

Тем не менее, подключение к ШОС в качестве наблюдателей трех крупных государств как Индия, Иран и Пакистан способствовало определенному повышению авторитета Организации на международной арене, как самой крупной по охвату территории и самой многочисленной по количеству населения, проживающей на ней. В этой связи здесь считают важным как можно скорее согласовать порядок взаимодействия с государствами-наблюдателями, скорейшее и полноценное подключение которых только повысит эффективность сотрудничества в рамках ШОС. Вместе с тем, раздаются голоса о целесообразности уже сейчас определиться с вопросом о принятии новых наблюдателей, включая подавшую заявку Беларусь, так как существуют опасения, что Организация может превратиться в пристанище для «стран-изгоев». Для недопущения подобного хода развития событий надо наладить диалог с США, Турцией, Афганистаном, ЕС и другими государствами и международными организациями, которые проявляют интерес к сотрудничеству с ШОС.

Для дальнейшего развития Организации самым актуальным является вопрос координации интересов сторон и согласованность приоритетных направлений сотрудничества, что связано с заинтересованностью отдельных стран развивать военную составляющую, некоторых других - экономическое направление. Сам факт участия в ШОС двух крупных государств как Россия и Китай уже приковывает всеобщее внимание и вызывает подозрения в формировании противовеса американскому влиянию. В связи с чем надо не акцентировать внимание на военном сотрудничестве, а уделять должное внимание борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. При этом не исключается борьба с нетрадиционными угрозами как транснациональная преступность, контрабанда наркотиков, незаконная торговля оружием и отмывание денег, которые приобрели террористический характер и оказывают негативное влияние на безопасность региона.

С учетом данного обстоятельства для Казахстана видится важным предельно осторожно подходить к стремлениям КНР рассматривать «уйгурский вопрос» с позиций терроризма. Китай считает террористическими практически все уйгурские организации, созданные по этническому принципу, независимо от позиции мирового сообщества, особенно в рамках ООН. Наибольшая активность проявляется в вопросе формирования перечня террористических организаций по линии Региональной антитеррористической структуры. Кроме того, Пекин целенаправленно работает над тем, чтобы втянуть вооруженные силы ЦАР в антитеррористическую деятельность путем проведения совместных антитеррористических военных учений.

В этой связи надо задать вопрос, не дублирует ли ШОС взаимодействие в рамках ОДКБ и ЕврАзЭс. Во всех трех организациях практически представлены одни и те же государства. Поэтому с учетом схожести сфер сотрудничества (безопасность и экономика) они гипотетически не исключают возможности их слияния и поддерживают налаживание контактов ШОС с этими двумя организациями.

Китай, который вначале вместе с Россией скептически отнесся к инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева о развертывании экономического направления ШОС, в последние годы все больше выступает за его активизацию и призывает приступить к практической реализации Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества и других соглашений в этой сфере, что способствовало бы повышению эффективности и практичности Организации. В этой связи Пекин призывает как можно скорее начать реализацию намеченных пилотных проектов и выражает готовность более гибко подойти к условиям предоставления льготного товарного кредита на сумму в 900 млн. долл. США. http://www.mfa.kz/rus/search/search.php Последнее было отчасти доказано согласием китайской стороны, по настоянию Астаны, работать без гарантий Правительства РК напрямую с финансовыми и инвестиционными институтами развития Казахстана.

Стремлением активизации торгово-экономического сотрудничества было продиктовано проведение Правительством КНР под эгидой ШОС Евразийского экономического форума в Сиане в ноябре 2005 года. Китайская сторона активно поддерживает усилия по запуску Делового совета, межбанковского объединения и Фонда развития ШОС, а также весьма настойчиво лоббирует подписание Соглашения по созданию благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Кроме того, Правительство КНР выделило 75 млн. юаней для обучения в Китае в течение 3 лет 1500 специалистов государств-членов ШОС по разным направлениям. там же

По утверждению китайских экспертов, в случае успешной экономической интеграции в рамках Организации, она к 2020 году будет обеспечивать до 30 процентов глобального ВВП. При этом делается ссылка на данные Всемирного банка, о том, что за 2003 год общий объем ВВП стран ШОС достиг 70 процентов подобного показателя стран Евросоюза. Они считают, что после принятия новых государств-наблюдателей ШОС создал серьезные предпосылки для формирования в будущем на ее основе Евразийского механизма сотрудничества в области безопасности. В контексте постепенной активизации «нового Шелкового пути» и евразийского экономического сотрудничества ШОС, также имеет шансы перерасти в трансрегиональный механизм экономического сотрудничества.

Торгово-экономическое сотрудничество с Китаем в рамках ШОС необходимо развивать, учитывая усиливающееся стремление Пекина к ведению агрессивной «экономической экспансии». Сама идея выделения Правительством КНР кредита на 900 млн. долл. (по неофициальным сведениям, китайская сторона в случае «успешного» освоения этой суммы рассматривает возможность дополнительного выделения 1 млрд. долл.) http://www.mfa.kz/rus/search/search.php преследует цель непосредственного китайского участия от этапа финансирования и строительства до последующей совместной эксплуатации объектов стратегического значения региона. Пекин в частности намерен финансировать под гарантии правительств государств ЦАР крупномасштабные проекты в области строительства инфраструктуры, включая проекты, направленные на создание в регионе энергетических, транспортных, телекоммуникационных, информационных и иных сетей. С учетом сложного экономического положения отдельных государств региона, нельзя исключать того, что наименее состоятельные из них, не погасив во время кредит, в будущем могут попасть в прямую экономическую зависимость от Китая.

Кроме того, китайская сторона довольно активно поддерживает сотрудничество в других областях, включая культурно-гуманитарную сферу. С 2005 года в ВУЗах Китая (г. Сиань) начали обучаться студенты из других государств-членов, направленные непосредственно по линии ШОС. Китайские артисты приняли участие в Фестивале народного творчества в Астане в июле 2005 года. Проведены несколько художественных выставок «Дети рисуют сказки народов государств-членов ШОС».

Китай поддерживает необходимость повышения роли и усиления функций Секретариата ШОС и Региональной антитеррористической структуры, наделив их соответствующими полномочиями. Не исключается при этом возможность увеличения в разумных пределах штата исполнительных органов Организации и привлечения к их работе местных вольнонаемных, но основной упор делается на сохранение стабильности системы органов ШОС. Китайская сторона поддержала казахстанские предложения о переименовании должности Исполнительного секретаря в Генерального секретаря, увеличения количества его заместителей на одну единицу и их утверждения на Совете глав государств по представлению Совещания министров иностранных дел, а также об образовании в Секретариате департаментов, включая создание нового департамента анализа. В то же время, китайская сторона считает необходимым сохранить разделение на должностных лиц и сотрудников Секретариата, воздержаться от передачи части функций национальных координаторов постпредам государств-членов, так как по ее мнению, в настоящее время не имеется таких условий.

Необходимо акцентировать внимание на целесообразности повышения прозрачности деятельности ШОС, так как стремительное развитие Организации может вызвать подозрения и настороженность со стороны внешних сил. ШОС необходимо развивать международные контакты, при этом своевременно и четко доводить до мировой общественности стратегические цели Организации, чтобы избежать возможных неверных суждений и догадок о ней. Для этих целей предлагается широко использовать «вторую дорожку» или Форум ШОС, который является неправительственной структурой с участием ученых. Существуют отдельные мнения, по возможности, частично публиковать для внешнего мира годовые отчеты деятельности Организации и содержание некоторых совещаний.