Пути повышения эффективности экспортной деятельности ОАО "Химволокно"

дипломная работа

1.2 Анализ состояния и перспектив российского рынка химической промышленности

Россия, лидируя в добыче и экспорте сырьевых ресурсов, по совокупному выпуску химической продукции в 2009 г. занимала лишь 20-е место в мире (на уровне Канады), а российские предприятия произвели всего 1,1% мирового объема химической продукции. Крупнейшая же отечественная газонефтехимическая компания "Сибур" замыкает шестой десяток химических компаний мира. Доля химической и нефтехимической продукции в общероссийском экспорте в 2009 г., по данным Инпромэнерго, составила лишь 4,4%, а в импорте - 7,9%. В 2009 г. на химическую отрасль приходилось около 6% всего российского промышленного производства (5-е место после топливной промышленности, энергетики, металлургии и машиностроения). Удельное производство и потребление химической продукции на душу населения в России существенно отстает от развитых стран.

Так, Россия в разы уступает США, Китаю, Японии, Германии и Франции, т.е. участие химического комплекса в международном интеграционном процессе весьма незначительно (менее 1%). Вместе с тем на отдельных товарных рынках Россия занимает одну из лидирующих позиций. К таковым относятся рынки хлорида калия, аммиака, карбамида: в 2009 г. доля российской продукции составила 22%, 14,8 и 13% мировых продаж данной продукции соответственно. На отмеченных товарных рынках достаточно твердые позиции занимают такие российские компании, как МХК «ЕвроХим», ОАО «ФосАгро», ОАО «Акрон», ОАО «Уралкалий», причем последняя в целях укрепления своих позиций в 2006 г. объединилась с «Белорусской калийной компанией» (выкупила 50% акций).

Как известно, экспортная номенклатура определяется структурой производства, а поскольку российский химический комплекс еще с советских времен ориентирован на выпуск крупнотоннажной продукции неглубокого передела сырья, товарная структура экспорта химической и нефтехимической продукции традиционно изобилует именно такой продукцией.

Вследствие превалирования в экспорте химического комплекса РФ продукции с невысокой добавленной стоимостью валютная выручка в расчете на одного работника отрасли в России в 2009 г. составила 21,8 долл., в то время как в США - 1 293 долл., т.е. в шесть раз больше (!), и это в условиях, когда экспортная составляющая в России вдвое больше американской (40 и 20% соответственно).

О том, что российский химический комплекс поставляет на мировой рынок главным образом товары с невысокой добавленной стоимостью, говорится уже много лет. Однако именно продукция невысокой степени переработки сырья конкурентоспособна на мировом рынке, и поэтому многие предприятия химического комплекса заинтересованы в реализации своей продукции за рубежом.

Среди экспортной продукции химического комплекса наибольшей рентабельностью характеризуется экспорт хлорида калия (в 2009 г. - 343%), спрос на который опре¬деляется отсутствием во многих странах мира собственных запасов калийных солей. Эффективен также экспорт газохимической продукции - аммиака и метанола. В группе синтетических каучуков наиболее рентабелен экспорт изопренового каучука.

За период с 2003 по 2009 г. экспорт химической и нефтехимической продукции в стоимостном выражении возрос в четыре раза - до 27,05 млрд. долл., причем основной взлет произошел в 2007-2008 гг. вследствие беспрецедентного роста мировых цен (в среднем в 2,0-2,5 раза). Прирост экспорта в натуральном выражении был более умеренным (не более чем на 30%), а по такому продукту, как аммиачная селитра, произошло сокращение объема поставок. Таким образом, отмеченный выше четырехкратный рост валютной выручки химического комплекса имел конъюнктурный характер в связи с резким удорожанием углеводородной продукции.

Важно отметить, что относительно некоторых видов российской химической продукции в некоторых странах введены протекционистские меры (главным образом в виде антидемпинговых пошлин), которые сужают рынки сбыта и снижают эффективность продаж. Перечень российских химических и нефтехимических товаров, подпадающих под ограничения экспорта, пополняется новой продукцией. В настоящее время ограничительные меры действуют в отношении карбамида, хлорида калия, аммиачной селитры, раствора карбамидо-аммиачной смеси (КАС), ПВХ, трихлорэтилена, оксиспиртов, политетрафторэтилена (фторопласта), эпихлоргидрина.

Среди стран, вводящих протекционистские меры относительно российских химикатов, - США, государства Евросоюза, Китай, Индия, т.е. страны с емким рынком сбыта. В 2008 г. география действия ограничительных мер расширилась за счет страны - члена СНГ - Украины: с 28 июня 2008 г. относительно российской аммиачной селитры начала действовать пятилетняя антидемпинговая пошлина, дифференцированная по производителям (ОАО «Дорого-буж» -9,79%; МХК «ЕвроХим» - 10,78; другие - 11,01%).

Протекционизм широко используется в мировой торговле и в соответствии с правилами ВТО применяется при недобросовестной конкуренции. Однако относительно российской продукции назначение антидемпинговых пошлин иногда носит дискриминационный характер. В целях защиты своих интересов производители продукции, относительно которой протекционизм носит дискриминационный характер, ведут работы по устранению или смягчению таможенных барьеров. Особенно активно действуют МХК «ЕвроХим» и ОАО «Уралкалий», которые в результате переговоров добились определенных таможенных послаблений, позволивших продолжать экспортные поставки. Снижение рентабельности и рост цен на природный газ привели к консолидации российских экспортеров азотных удобрений в борьбе за пересмотр протекционистских мер. В процессе пересмотра антидемпинговых пошлин относительно карбамида и аммиачной селитры в Евросоюзе к МХК «ЕвроХим» присоединились ОАО «Акрон», ОАО «Минудобрения» (Пермь) и ОАО «Дорогобуж».

Глобальный финансово-экономический кризис привел к резкому снижению спроса практически на всех мировых товарных рынках, в том числе на рынках химической и нефтехимической продукции, и вызвал падение цен. Например, мировая цена на лидирующий экспортный товар химического комплекса - карбамид - упала с 800-825 долл./т в августе 2008 г. до 260-270 долл./т в феврале 2009 г. и до 235-242 долл./т в июне 2009 г.

В результате воздействия отмеченных факторов в I полугодии 2009 г. экспорт химической и нефтехимической продукции сократился почти вдвое по сравнению с тем же периодом предыдущего года и составил 6.54 млрд. долл. При этом 1/3 валютных поступлений определялась продажами азотных и фосфатных удобрений, для которых с 1 февраля 2009 г. были отменены ранее действующие вывозные пошлины. В условиях падения спроса со стороны стран-импортеров резко упали объемы экспорта основных товарных позиций химического комплекса, таких как калийные и фосфорные удобрения, метанол, сода кальцинированная, моноэтиленгликоль, стирол, бутадиеновый каучук.

В тяжелых условиях развития глобального финансово-экономического кризиса российских экспортеров химической и нефтехимической продукции ждут дополнительные испытания. Прежде всего - это введение в ЕС технического регламента REACH, обязывающего всех поставщиков химической и нефтехимической продукции (в том числе российских экспортеров) проходить дорогостоящую процедуру тестирования на безопасность и последующую регистрацию в специально созданном Европейском химическом агентстве (ЕСНА).

Другой серьезной проблемой являются ужесточение конкуренции в связи с выходом на мировые рынки новых игроков и усиление позиций традиционных экспортеров в результате наращивания экспортного потенциала. В качестве основных конкурентов следует рассматривать продуцентов из стран Ближнего и Среднего Востока, обладающих запасами дешевого сырья и использующих новейшие технологии по производству продукции, входящей в экспортную номенклатуру российского химического комплекса. Например, до 2012 г. в Арабском регионе мощности по выпуску аммиака планируется расширить с 11 до 17 млн. т, по карбамиду - с 14 до 20 млн.т.

Особую роль будет играть Китай, который уже в настоящее время стал крупнейшим в мире производителем метанола, азотных и фосфатных удобрений, моноэтиленгликоля, т.е. продуктов, составляющих основу экспорта химического комплекса России. По отмеченным продуктам Китай уже вышел на мировой рынок и активно завоевывает Азиатско-Тихоокеанский регион, который для российских экспортеров представляет интерес вследствие огромной емкости.

В жесткой борьбе за покупателя выигрывает тот поставщик, у которого издержки производства, транспортировки и реализации продукта ниже. Поэтому российские производители химической и нефтехимической продукции должны переходить на энерго- и ресурсосберегающие технологии, при сооружении новых мощностей использовать мега-проекты (мощностью более 1 млн. т/год), которые уже работают в Саудовской Аравии (по выпуску аммиака и карбамида), Аргентине (по выпуску аммиака), Тринидаде (по выпуску метанола). Рассматривается еще целый ряд мега-проектов (например, по сооружению в Индии производства этилена мощностью 1,65 млн. т/год).

Казалось бы, в условиях финансового кризиса поднимать вопросы создания крупных производственных объектов не имеет смысла. Вместе с тем в китайской химической промышленности даже при негативных проявлениях кризиса процесс реализации новых проектов не прекращается, особенно в секторе производства удобрений. По имеющимся данным, инвестиции в этот сектор составят 55,1% от инвестиций, запланированных для 230 новых объектов, при этом основной сферой вложения капиталов являются проекты по выпуску фосфатных удобрений. Важно, однако, отметить, что проблемы инвестирования в химической промышленности Китая в значительной степени решаются за счет привлечения иностранного капитала, создания совместных с иностранными компаниями предприятий и при поддержке государства, которое достаточно гибко регулирует деятельность этой отрасли.

Российским экспортерам химической и нефтехимической продукции представляется целесообразным шире использовать кооперационные связи, заинтересовывать иностранных покупателей их товаров в инвестициях (в виде поставок современных технологических линий или вложений прямого капитала, как это было в 70-х годах прошлого столетия, когда за счет компенсационных сделок отечественная химическая индустрия укрепила свой производственный потенциал и пробила брешь на многих мировых товарных рынках).

Сейчас все отрасли химического комплекса, за редким исключением, находятся в таком состоянии, что сохранить нынешние позиции через один-два года уже будет непросто, несмотря на то, что Россия располагает колоссальными ресурсами нефтегазового сырья, а уровень оплаты труда, нормативные штрафы за выброс загрязняющих веществ, стоимость сырья, и энерготарифы у нас намного ниже, чем, например, в США, Японии или ФРГ. Фактор ценовой конкурентоспособности постепенно исчерпывается. Если раньше именно поставки россиян формировали нижнюю границу мировых цен, то в ближайшие годы эту роль возьмут на себя компании из стран Персидского залива и Северной Африки, где цены на природный газ уже ниже среднероссийских, но при этом минимальны издержки на транспортировку до экспортных портов.

Российских химиков теснят на внешнем и внутреннем рынках. Для прорыва на внешнем рынке не хватает сырья, а на внутреннем - технологий и брендов. Ближайшие годы станут решающими для российской химии, при этом необходимо преодолеть ряд фундаментальные проблемы российского химпрома:

· Высокий уровень износа оборудования и устаревшие технологии

· Предельный уровень загрузки мощностей важнейших видов химической и нефтехимической продукции

· Экспортно-импортный баланс: сильная зависимость ключевых отраслей от экспорта

· Нарастающая экспансия иностранцев на наиболее прибыльные сектора внутреннего рынка

· Недостаток инвестиций (недостаточная эффективность инвестиционного процесса)

· Недостаточная консолидация активов

· Риски, связанные с повышением цен на энергоносители и сырье

· Дефицит сырья

· Инфраструктурные ограничения, большие расходы на транспортировку

· Кадровые и социальные риски

· Недостатки нормативно-правового регулирования

· Техногенные и экологические риски

В 2008 г. Минпромэнерго была принята Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности до 2015 г. Стратегия включает следующие ключевые направления:

· государственное инвестирование в крупные проекты в части подготовки необходимой инфраструктуры;

· создание равных условий на внутреннем рынке для российских производителей и совместных предприятий с иностранным участием;

· переход на единый тариф грузовых перевозок;

· участие государства в создании вертикально-интегрированных структур для развития таких направлений, как производство химических волокон, красителей, изделий из пластмасс и ряда других с последующей передачей части акций на вложенный капитал в собственность государства;

· поддержка выпуска специальной химической продукции, необходимой для обеспечения интересов оборонного комплекса;

· государственная поддержка академической, вузовской и отраслевой науки, создания пилотных установок и опытных образцов, в том числе за счет прямого финансирования из федерального бюджета;

· предоставление льгот сельхозпроизводителям на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

· поддержка малого бизнеса.

Делись добром ;)