Пути повышения эффективности экспортной деятельности ОАО "Химволокно"
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях активной интеграции российской экономики в структуру мирового хозяйства и вступления в ВТО ключевым направлением развития отечественных предприятий становится ориентация на внешние рынки сбыта продукции. Проведенная в начале 1990-х годов общеэкономическая реформа в стране и реформа внешнеэкономической деятельности предоставили промышленным предприятиям широкие возможности в сфере экспортной деятельности. Именно повышение эффективность экспортной деятельности во многом определяет коммерческий успех предприятия на внешнем рынке.
Практическое решение этой задачи напрямую зависит от правильно выбранной и реализованной стратегии управления экспортной деятельностью, сформированной структуры управления экспортной деятельностью, а также от качественного учета и контроля экспортной деятельности предприятия. В настоящее время у предприятий, осуществляющих экспортную деятельность, как правило, отсутствуют стратегии сбыта продукции на внешних рынках, а планирование экспортной деятельности ограничивается лишь оценкой будущих продаж без какой-либо привязки к производству.
Характер трудностей, возникающих при изучении данной проблемы, во многом объясняется отсутствием комплексных научно-обоснованных подходов и методов к анализу экспортного потенциала и взаимосвязи между производственными процессами и экспортной деятельностью предприятия.
В связи с приватизацией государственной собственности и ликвидацией системы государственного планирования, а также переориентацией потребителей из стран ближнего зарубежья на другие рынки, многие промышленные предприятия рассматривают внешний рынок как целевой и практически безальтернативный для сбыта своей продукции и поэтому сохраняют высокую мотивацию по развитию экспортного производства.
Актуальной является оценка эффективности экспортной деятельности российских предприятий, изучение её динамики и целесообразности осуществления. Её значимость заключается в том, что она позволяет найти пути и разработать систему мер по повышению эффективности экспортоориентированного производства, маркетинговой политики, по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия, определить оптимальную структуру внешнеторговых операций, а также сравнительные конкурентные позиции продукции на том или ином рынке, сформировать стратегию повышения эффективности экспортной деятельности и принять обоснованное решение в корректировке внешнеторговой политики предприятия.
Российские производители конкурентоспособной продукции формируют новые подходы к организации экспортной деятельности. Актуальной задачей становится её совершенствование и повышение эффективности для продвижения производимой продукции на сформировавшиеся мировые рынки и его новые сегменты.
При этом, с одной стороны, преследуются такие цели, как получение валютной выручки для технического перевооружения предприятия, освоение новых рынков сбыта продукции.
С другой стороны, осуществление российскими предприятиями экспортной деятельности содействует повышению конкурентоспособности их продукции, уровня управления и хозяйствования, росту занятости и повышению квалификации работников.
Состояние изученности проблемы. В экономической литературе традиционно рассматриваются такие вопросы как роль внешних факторов в развитии экспортной деятельности, критерии эффективности экспортной деятельности. Однако большая часть исследований посвящена изучению отдельных элементов экспортной деятельности: развитие экспортного производства и воздействие на него внешних и внутренних факторов; изучение международных рынков сбыта; формирование экспортно-сбытовой политики фирмы; разработка международной стратегии предприятия и т.д.
Вместе с тем отсутствуют комплексные экономические исследования, посвященные проблемам эффективного управления экспортной деятельностью как основному фактору развития отдельного предприятия. Недостаточная проработанность данных проблем и их высокая практическая значимость для экономики России обусловили выбор темы исследования.
Объектом исследования являлась экспортная деятельность ОАО «Химволокно».
Предметом исследования выступала совокупность организационно-экономических и управленческих решений повышения эффективности экспортной деятельности ОАО «Химволокно».
Цель исследования: анализ путей повышения эффективности экспортной деятельности предприятия.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- охарактеризовать экспортную деятельность производственного предприятия в условиях рыночной экономики;
- выявить факторы, определяющие эффективность функционирования системы экспортной деятельности производственного предприятия;
- рассмотреть организацию экспортной деятельности производственного предприятия;
- провести анализ текущей ситуации на рынке химических волокон;
- провести анализ экспортной деятельности предприятия ОАО «Химволокно» и организации международного маркетинга в ОАО «Химволокно»;
- предоставить рекомендации по разработке стратегии повышения эффективности экспортной деятельности и управлению экспортным потенциалом предприятия ОАО «Химволокно».
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы и публикации отечественных и зарубежных ученых и практиков, занимающихся проблемами конкуренции, внешнеэкономической деятельности предприятий, международного менеджмента и маркетинга.
В основу проведения исследования положен системный подход как общенаучная методология с использованием методов сравнительного, структурно-функционального, статистического анализа, а также другие методы изучения, обобщения и обработки информации, обусловленные конкретными задачами исследования.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена данными официальной статистики, публикациями в периодической печати, первичными фактическими материалами о производственной и внешнеэкономической деятельности исследуемой организации.
Научная новизна исследования заключается в постановке и решении важной народнохозяйственной задачи разработки механизма эффективного управления экспортной деятельностью предприятия.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов промышленными предприятиями всех форм собственности, заинтересованными в развитии экспортного производства.