Прямые иностранные инвестиции: сущность, роль и современные тенденции

реферат

3. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦЫИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Текущий финансово-экономический кризис позволяет по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны, глубже проанализировать условия и источники ее устойчивого развития в будущем. В перспективе посткризисное восстановление российской экономики должно зависеть не столько от динамики мировых цен на нефть, сколько от модернизации на основе инновационной стратегии развития. Комиссия Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию российской экономики, первое заседание которой состоялось в июне 2009г., обозначила пять основных направлений инновационного прорыва России: ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии; энергоэффективность и энергосбережение. Развитие вышеперечисленных инновационных направлений потребует существенных инвестиционных ресурсов, в первую очередь средств отечественных инвесторов, а также мер государственной поддержки. Однако в современном мире ни одна страна не может эффективно решать задачи модернизации своей экономики лишь собственными силами. Сегодня это тупиковый путь развития, неприемлем он и для России.

В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы. Следует отметить, что объем иностранных инвестиций, поступающий в Россию, конечно, не решает проблему модернизации отечественной экономики. Однако данного рода вложения особенно в условиях сложившейся кризисной ситуации, нужны российской экономике. Так как помимо финансовых ресурсов они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду, в результате чего создается база для расширения производственных возможностей страны и ее экономического роста.

В настоящее время возникшая экономическая ситуация удерживает крупных иностранных инвесторов от вложения капитала в российскую экономику и более того наблюдается его отток, что типично для страны экономика которой находится в кризисе. Так, по информации Росстата, на 01.01.2011. в экономику России поступило прямых иностранные инвестиции в общем объёме 42846 млн. долларов США, что на 6346 млн. долларов США больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (таблица 3.).

Таблица 3 Динамика прямых инвестиций Российской Федерации (сальдо операций платежного баланса, млн. долларов США)

В рассматриваемый период 2010 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. В число основных стран-инвесторов входят: Люксембург (16,7%), Нидерланды (11,2%), Кипр (8,9%), Германия (8,9%), Великобритания (6,7%). На эти пять стран приходится 52,4% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран-инвесторов невелика. Следует уделить внимание тому факту, что инвестиционная активность Кипра в России на порядок превышает его экономический потенциал. Существуют разные точки зрения в отношении этого феномена. Считается, что инвестируемый капитал имеет российское происхождение. Однако однозначного заключения в отношении причин данного факта нет. Необходимо отметить, что доля прямых иностранных инвестиций в структуре поступивших вложений, без учета кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в общем объеме поступающих в российскую экономику не превышает 12%. Во многом такие результаты объяснятся сложными политическими и макроэкономическими условиями, в которых происходило привлечение иностранного капитала. Вместе с тем в значительной мере подобные неудачи связаны с недостатками самой политики в области привлечения иностранных инвестиций. Мы находимся в «инвестиционной ловушке», когда при острейшей нужде в инвестициях и наличии свободных финансовых ресурсов нет условий для их прибыльного использования, реальный сектор недостаточно восприимчив к инвестициям. Иностранным компаниям, готовым инвестировать реальный сектор, российские предприятия часто не могут предложить проекты, доведенные до серьезных программ и бизнес-планов развития. Многие предприятия по своей структуре и уровню менеджмента еще не способны эффективно использовать полученные средства. Нередки случаи, когда предприятия, нуждаясь во внешних инвестициях, не обеспечивают прозрачности своей деятельности для потенциальных инвесторов. Несмотря на формальное признание приоритетности задач по стимулированию зарубежных вложений, реальная деятельность государственных органов нередко прямо противоречила декларируемым целям, фактически создавая дополнительные барьеры на пути вкладчиков. В результате иностранные инвесторы сталкиваются с множеством законодательных и административных барьеров, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Наряду с проблемами, связанными с количеством приходящих в нашу экономику иностранных инвестиций, существуют и проблемы, связанные с их распределением по отраслям и регионам. Наблюдается ярко выраженная дифференциация регионов Российской Федерации по объемам притока иностранных вложений. Большая часть инвестиций традиционно приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область, а также на ключевые нефтедобывающие регионы - Сахалинскую и Тюменскую область и Республику Коми. Уровень развития отдельных регионов различается практически в десять раз.

Делись добром ;)