logo
Проблемы экономических отношений Канады и России

2.1 Проблемы и потенциальные угрозы развитию экономического сотрудничества Канады и России

Сложность и противоречивость отношений двух стран с наглядностью проявляется в их взаимодействии в Арктике - регионе, к которому в последнее время усиливается внимание большого числа государств На протяжении долгого времени (холодной войны) Арктика оставалась зоной милитаризации и борьбы сверхдержав Сегодня данный регион является очень привлекательным в силу своих ресурсов, облегчающегося доступа к ним, связанного с изменением климата и таянием арктических льдов, открывающихся возможностей транспорта и сокращения себестоимости перевозок Использование Арктики с целью получения экономических выгод, с другой стороны, создает угрозу экологической безопасности этого региона с хрупкой экосистемой, что вызывает обеспокоенность всего мирового сообщества Таким образом, Арктика сегодня - это регион, где сталкиваются как противоположные интересы государств по отстаиванию своих собственных национальных интересов и суверенных прав, так и сфера огромных возможностей сотрудничества в тех сферах, где решение проблем в одностороннем порядке невозможно. В этом контексте изучение Канады, как одной из крупнейших арктических держав, представляет собой интересный объект исследования При этом еще более интересными представляются ее взаимоотношения с другой крупнейшей арктической державой Россией.

Россия и Канада, обладающие наибольшими по площади арктическими территориями, исторически были заинтересованы в развитии данного региона. Канада, постоянно находясь в поиске своего «я» на международной арене, часто подчеркивала свою северную идентичность, рассматривая Арктику, как нечто «свое» Активизация российской деятельности по освоению Арктики в последнее время вызвала резкую негативную оценку со стороны Канады, которая усмотрела в действиях России притязания на свои суверенные права и не раз обвиняла Россию в агрессии. В этом контексте интересным представляется проследить динамику развития отношений России и Канады и проанализировать возможные перспективы их взаимоотношений в дальнейшем.

Внешняя политика Канады, в силу воздействия на ее формирование и реализацию различных факторов и обстоятельств, является сложным и комплексным явлением. Основными подходами к ее анализу являются либеральный интернационализм, периферическая зависимость и комплексный нео-реалистический подход, каждый из которых представляет собой полноценную, всестороннюю и состоявшуюся теорию. В практической реализации внешнеполитический курс Канады сочетает в себе элементы всех трех подходов, что, в частности, можно наблюдать при правительстве С. Харпера.

Изменения, произошедшие в международных отношениях в последние годы, показавшие несостоятельность статуса державы «среднего ранга», привели к тому, что канадская внешняя политика стала более прагматичной. Особенно изменения коснулись понимания и подхода к обеспечению суверенитета страны, основные угрозы которому нынешнее канадское правительство видит в арктическом регионе.

Используя комплексное понимание суверенитета, Канада перенесла проблему его обеспечения в Арктике в сферу «традиционной безопасности», где центральное место занимает «жесткая военная сила». Возможно, это связано с тем, что, утратив свое влияние в тех сферах, которые традиционно считались «фирменной маркой» канадской дипломатии (миротворчество, оказание помощи международному развитию), Канада не хочет ослабить свои позиции еще и в регионе, который она традиционно считала «своим», подчеркивая свою «северную» идентичность. Поэтому страна отстаивает свои права как с помощью усиления военного присутствия, так и проводя активную экологическую и экономическую политику, расширяя, например, действие своего экологического законодательства, или оказывая государственную поддержку ннуитам, традиционно проживающим на северных территориях, чтобы обосновать принцип «исторических вод» [8].

Отстаивать свои права на Арктику Канада готова даже в отношениях с традиционными партнерами, например, с США. Поэтому неудивительно, что каждое действие других государств в Арктике, особенно которые могут пошатнуть позиции Канады в регионе, вызывает резкую критику со стороны Канады. В частности, речь идет о России [9].

После успешной российской экспедиции на Северный полюс в 2007 году, политические отношения Канады и России, до сих пор считавшиеся, в отличие от экономических, вполне благополучными, обострились. И если до недавнего времени, судя по внешнеполитическим документам Канады, отношение к России улучшалось (в частности, из официальных канадских заявлений исчезли слова о России как об угрозе), то сейчас канадское правительство открыто обвиняет Россию, в агрессии и посягательства на суверенитет Канады. Хотя в действительности Россия, как и Канада, пытается защитить свои права в данном регионе.

При этом интересно отметить, что в ряде вопросов по развитию Арктики, по которым у стран достигнут глубокий уровень взаимопонимания, Россия и Канада успешно сотрудничают. В частности, это касается таких областей, как энергетика, транспорт, экология. Потенциальной областью сотрудничества является ситуация вокруг Северо-Западного прохода и Северного морского пути в Канаде и России соответственно. Страны являются потенциальными союзниками по определению статуса данных транспортных путей и достижению признания этого статуса со стороны международного сообщества.

Реализуя государственную политику в Арктике, и Канада, и Россия руководствуются, прежде всего, своими национальными интересами. Определенное соперничество, выражающееся во взаимных действиях стран в виде научных исследований континентального шельфа с целью определения его границ, усиления военного присутствия в Арктике и политических скандалах, явно имеет место. Однако, говоря о возможных сценариях развития российско-канадских отношений в данном регионе, следует отметить, что при реализации и защите своих суверенных прав на арктические территории обе страны основываются на международном праве, что исключает возможность открытого конфликта между ними.

Также экономическое сотрудничество между Россией и Канадой на сегодня затруднено рядом причин:

1) Несовершенство российской системы налогообложения. Система налогообложения настолько "нелогична и усложнена", а налоги (иностранцы же предпочитают их честно платить) настолько высоки, что многие фирмы еще не уходят из России только по соображениям своего престижа и в надежде на просвет в будущем.

К сожалению, и новые меры правительства в этой области (а иностранцы с пониманием отнеслись к ужесточениям налоговой политики) не выглядят логичной проработанной системой, направленной в конечном итоге на развитие национального производства.

2) Несовершенство системы таможенного регулирования, усложненное "субъективными" факторами: медлительная процедура, частая смена правил. Завышенные размеры и нечеткий порядок взимания таможенных пошлин и платежей.

3) Криминогенная ситуация, под которой канадские бизнесмены (в отличие от российских) имеют в виду не столько прямое насилие, сколько разнузданную коррупцию. Основной причиной коррупции российских официальных лиц опрошенные считают сохранившуюся по традиции систему при которой для того чтобы предпринять любой шаг, требуется разрешение чиновников. Такая система - “приглашение к взятке”. Лучшим средством борьбы с этим явлением были бы даже не РУБОП или ОМОН, а неукоснительное, буквальное исполнение уже принятых процедур, основанных только на регистрационном (уведомительном) принципе, как того и требует официально принятые законы.

4) Трудности доступа к источникам финансирования, неразвитость российского финансового рынка, ненадежность банков и трудности в получении иностранных займов для россиян. Им просто не доверяют западные кредиторы и требуют такое количество гарантий и документации, что заем теряет смысл.

5) Нехватка квалифицированного персонала, особенно в провинции. По оценке з канадских предпринимателей, в России складывается парадоксальная ситуация: при обилии образованных людей остро не хватает людей, квалификация которых была бы совместима с требованиями современного рыночного хозяйства. Речь идет не только о современной юридической, экономической, экологической подготовке, но также о знании принятого в западном мире деловой этики, владении языками международного общения.

6) Недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры. Этот фактор, хотя и отмечен американскими предпринимателями, совсем не смущает канадцев, которые видят здесь скорее потенциальное поле своей деятельности. Именно в области создания социальной инфраструктуры (в особенности жилищного и гражданского строительства) наиболее заметен и успешен канадский вклад в освоение, например, такого богатейшего региона России, как Республика Саха (Якутия).

Разногласия у России и Канады имеются и по вопросу о современных событиях в Сирии. В октябре 2011 г. Россия и Китай наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, осуждающую режим Б. Асада и предусматривающую санкции против него. Руководство РФ оценивает ситуацию в Сирии как неравнозначную ливийской из-за использования оппозицией силовых методов с самого начала конфликта. Кроме того, Россия считает принятие такого документа контрпродуктивным, т.к. оно может повлечь за собой действия стран НАТО по ливийскому образцу [10].

Канада, напротив, безоговорочно поддерживает принципы, содержащиеся в проекте резолюции СБ ООН, возлагая всю вину за жестокость и насилие на правительство Б. Асада. Оттава дополнила международные санкции против него собственными, более жесткими (расширен круг лиц, чьи счета были заморожены, и тех, кто подпадал под запрет на въезд в Канаду). Россия, являющаяся сторонницей коллективных согласованных акций, подвергает критике такие односторонние меры.

В отличие от России, Канада выступает против принятия Палестинской автономии в ООН и ЮНЕСКО. В знак протеста против включения ПА в состав членов ЮНЕСКО Канада вслед за США прекратила финансирование этой международной организации (ежегодный взнос Канады составлял 10 млн. дол.).

К сказанному выше добавим, что Россия не подписала так называемую Оттавскую конвенцию 1999 г. (о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении), которая была одной из самых известных инициатив Канады в области разоружения. РФ не присоединилась и к Конвенции о запрещении кассетных боеприпасов 2010 г., которую активно лоббировала Канада.

Российско-канадское взаимодействие на многосторонних форумах в целом отражает сложный спектр сходств и различий во взглядах руководства двух стран на будущую модель международных отношений, на механизмы и институты многостороннего сотрудничества, на использование силы и оружия в нынешнем тысячелетии. При всех имеющихся в современном мире предпосылках успешного развития российско-канадских контактов по вопросам международной безопасности на его пути существуют заметные сложности и препятствия. Их причинами являются, прежде всего, различные для России и Канады задачи в области экономики и внутренней политики, от решения которых зависит формирование внешнеполитических курсов; сохраняющееся до сих пор наследие холодной войны; силовые акценты в современной военно-политической стратегии НАТО, членом которой является Канада. Вместе с тем, российско-канадский диалог прошел испытание временем и, несмотря на имеющиеся сложности, обладает неплохим потенциалом для дальнейшего развития.

экономическое сотрудничество канада россия