Проблемы вступления России в ВТО

контрольная работа

4. Требования, предъявляемые России на переговорах по системным вопросам присоединения

Ход переговоров по присоединению России наглядно свидетельствует о том, что участники Рабочей группы предъявляют нам весьма жесткие требования. Заявления о политической поддержке присоединения России к ВТО, сделанные ведущими членами этой организации, никоим образом не свидетельствуют об их отказе от стремления добиться значительных преимуществ для собственных производителей и экспортеров, резко расширить свое присутствие на российском рыночном пространстве. Их основные задачи - получение свободного доступа к дешевым сырьевым ресурсам России и продвижение своих товаров и услуг на ее потенциально емкий рынок.

Согласно принятому ВТО регламенту, переговоры о присоединении нашей страны ведутся по четырем направлениям. Это:

тарифные переговоры, т. е. доступ на рынок товаров;

доступ на рынок услуг;

государственная поддержка сельского хозяйства;

системные вопросы присоединения.

При этом следует подчеркнуть, что российская сторона до сих пор была озабочена главным образом приведением отечественного законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, тогда как основополагающие системные вопросы, связанные с поддержкой российских производителей и превышением конкурентоспособности продукции, с общими условиями хозяйствования, а также с запрашиваемыми нашими партнерами в этих областях односторонними уступками, практически не рассматривались, хотя их значение для экономики страны трудно переоценить.

Имеющаяся информация о ходе переговоров по системным вопросам присоединения России к ВТО позволяет выстроить следующий перечень основных требований наших партнеров по переговорам, структурировав эти требования с использованием соответствующих принятых в этой организации категорий.

Применительно к общим обязательствам члена ВТО партнеры по переговорам требуют привести российское законодательство и правоприменительную практику в соответствие с нормами организации. Конкретно они предлагаю России принять на себя обязательства, которые можно классифицировать так.

«Стандартные» обязательства общего порядка, вытекающие из Соглашения об учреждении ВТО и основанных положений ГАТТ-94. Они содержат, во-первых, тот императив, что положения соглашений ВТО (в том числе Протокол о присоединении) применяются единообразно на всей таможенной территории РФ, включая регионы приграничной торговли, свободные экономические зоны и другие районы со специальным режимом налогообложения, регулирования и тарифов.

Во-вторых, Россия должна обеспечить участникам внешнеэкономической деятельности право апеллировать к независимым трибуналам и органам (в соответствии со статьей Х ГАТТ-94).

В-третьих, в плане обеспечения транспарентности Россия обязана оперативно публиковать все законы и меры регулирования, описанные в статье Х ГАТТ-94, а также предоставить все предусмотренные нормами ВТО первоначальные нотификации к моменту присоединения.

В-четвертых, с этого момента необходимо отменить меры нетарифного регулирования импорта (как противоречащие требованиям ВТО).

В-пятых, с момента присоединения надлежит предоставить нерезидентам национальный налоговый режим (в соответствии со статьей № ГАТТ-94):

акцизы на импорт и экспорт из стран СНГ должны быть эквивалентны акцизам на экспорт и импорт других стран;

принцип взимания НДС в стране назначения должен распространяться и на страны СНГ, включая Белоруссию, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.

«Стандартные» обязательства по обеспечению выполнения норм многосторонних соглашений ВТО. По большинству последних - о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), и др. - от России требуют выполнения с момента присоединения вытекающих из них обязательств в полном объеме и без предоставления какого-либо переходного периода. Равным образом от нас требуют привести в соответствие с нормами ВТО методы оценки таможенной стоимости.

«Специфические» обязательства, направленные на приведение торгово-экономического режима в соответствие с нормами многосторонних соглашений ВТО. Во-первых, с момента присоединения Россия не должна применять нынешние и вводить новые меры господдержки, являющиеся, согласно третьей статье Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам, (ССКМ), субсидиями, в том числе запрещенными (речь идет об отмене не только федеральных, но и региональных субсидий).

Во-вторых, в случае введения режима пред отгрузочной инспекции данная мера должна носить временный характер; Россия обязана гарантировать, что этот режим будет соответствовать нормам ВТО (в частности, соглашениям по пред отгрузочной инспекции, импортному лицензированию, таможенной оценке, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам).

В-третьих, в области таможенного регулирования и таможенных процедур от нас требуют:

с момента присоединения не применять к импортируемым товарам какие-либо сборы и пошлины, кроме обычных таможенных, а также фиксировать все сборы за таможенное оформление и обработку грузов;

обеспечить соответствие правил таможенной оценки требованиям Соглашения по таможенной оценке, а также решениям ВТО по учету процентных ставок в таможенной оценке программных носителей для оборудования по обработке информации.

В-четвертых, Россия обязывается применять законы и нормативные акты, регулирующие деятельность государственных торговых и иных предприятий, наделенных специальными или эксклюзивными привилегиями (связанными с госзаказом, закупками для федеральных госнужд, с выполнением межправительственных соглашений по поставкам, и т. п.), в соответствии с требованиями ВТО (включая статью 17 ГАТТ-94).

В-пятых, России придется предложить другим сторонам либо привести «соглашения о добровольном ограничении экспорта» в соответствие с требованиями ВТО, либо прекратить их действие с момента присоединения.

В-шестых, с этого момента наша страна должна следовать нормам ВТО (включая требования статьи 24 ГАТТ-94) в отношении своего участия в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах.

В-седьмых, нам предстоит отменить норму о локальном компоненте в законодательстве, касающемся соглашений о разделе продукции (как противоречащую требованиям статьи 3 ГАТТ-94).

В-восьмых, нужно будет привести порядок лицензирования алкоголя и фармацевтической продукции в соответствие с положениями Соглашения по импорту лицензированию.

Что касается «льгот» по общим обязательствам ВТО (выполнение которых для присоединяющейся страны может быть отложено, т. е. осуществлено в течение переходного периода или обусловлено определенными требованиями), то Россия может попытаться добиться согласия на введение переходного периода по каким-либо многосторонним соглашениям ВТО или на определенные изъятия из их требований на этот период. При этом важно иметь в виду: из запросов наших вопросов на данном этапе переговоров следует, что по собственной воле никаких льгот нам предоставлять никто не собирается.

Применительно к дополнительным обязательствам (т. е. выходящим за рамки общих обязательств ВТО, вытекающих из текстов многосторонних соглашений) наши партнеры по переговорам выдвигают к России следующие основные требования:

установить к моменту присоединения все экспортные пошлины на уровне 5% таможенной стоимости товаров;

отменить практику двойного (в смысле различий внутренних и мировых цен) ценообразования на газ и электроэнергию, а также минимизировать роль государства в установлении цен на энергоносители, электроэнергию, перевозки, и т. п. (эти цены должны определяться исключительно коммерческими условиями);

в конкретно определенные сроки устранить все ограничения на иностранные инвестиции, особенно в отношении авиационной промышленности, энергетики, а также оборота алкогольной продукции (в том числе устранить законодательные нормы, запрещающие иностранные инвестиции в импорт, разлив и распространение спиртных напитков крепостью свыше 12 градусов и в производство спиртных напитков;

либерализовать нынешний режим валютного регулирования, сохраняющий обязательную продажу валютной выручки, депозиты под импорт и другие ограничения свободы операций с валютой;

ликвидировать практику установления фиксированных цен (в том числе на водку) как противоречащую требованиям статьи 7 ГАТТ-94;

дать обязательство отменить количественные ограничения на импорт и экспорт (включая неавтоматическое лицензирование) в торговле драгоценными металлами и камнями, этиловым спортом, алкогольными напитками и продукцией фармацевтики.

В плане иных обязательств вступающей страны Россию вынуждают присоединиться к соглашениям ВТО с ограниченным кругом участников; речь идет, прежде всего, о Соглашении по торговле гражданской авиационной техникой (СТГА), Соглашении о правительственных закупках (СПЗ) и «секторальных инициативах». Причем ряд членов Рабочей группы (в первую очередь США и страны ЕС) требуют нашего присоединения к СТГА без изъятий и переходного периода.

В качестве обязательств периода присоединения от России требуют:

представления данных, необходимых органам ВТО для оценки выполнения новым членом условий присоединения;

обеспечения транспарентности приватизационного процесса (в том числе подготовки ежегодных докладов о его ходе) и других направлений экономической реформы.

В области «добровольных» ограничений члена ВТО от нашего государства требуют не применять меры по защите своего рынка до тех пор, пока мы не сделаем соответствующие механизмы адекватными Антидемпинговому кодексу, ССКМ и Соглашению по защитным мерам. Кроме того, Россию вынуждают принять обязательство, позволяющее подходить к ней как к стране с нерыночной экономикой и в течение длительного переходного периода продолжать в отношении нее практику интенсивных антидемпинговых и компенсационных расследований. Одновременно выдвигается условие нераспространения, нанес действия статей 27-29 ССКМ, предусматривающих ряд льгот для стран с переходной экономикой и возможность сохранения действующих на момент присоединения программ промышленной поддержки.

Поскольку переговоры по системным вопросам находятся в начальной стадии, пока не представляется возможным оценить, какие дополнительные обязательства членов ВТО по отношению к России могут быть приняты (обычно такого рода обязательства касаются процедур и сроков отмены различного рода торговых ограничений). Трудно оценить также вероятность задействования какими-либо членами организации против России вышеупомянутого права на отказ от использования в двухсторонних отношениях с присоединяющейся страной норм ВТО. Однако поскольку прецеденты применения статьи 13 оглашения об учреждении ВТО известны, подобная угроза существует, и к такому повороту событий надо быть готовыми. [18; с. 27]

Делись добром ;)