logo
Причины и проблемы международной миграции населения

1.3 Последствия международной миграции населения для экономики стран

На рубеже тысячелетий в большинстве развитых стран стала вновь обнаруживаться общая и структурная недостаточность трудовых ресурсов. Сокращение численности и старение населения, изменение пропорций между его трудоспособной и нетрудоспособной частями в пользу второй - эти ныне уже четко обозначившиеся процессы, теперь уже невозможно решить без привлечения в развитые страны мигрантов.

Система экономических связей, возникающих между государствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Для страны, принимающей рабочую силу, это ведет к повышению конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы. Помимо этого можно отметить следующее:

- иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

- при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

- иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;

- иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ. [3]

По мнению специалистов организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), иммигранты улучшают демографическую карту развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции в семьях переселенцев появляется 10 % всех новорожденных, в Швейцарии - 24 %, Люксембурге - почти 38 %. Вместе с тем, хотя общий темп старения населения замедляется, на соотношение рождаемости и смертными у коренных жителей эта статистика не влияет никоем образом. [21]

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональную неприязнь и др.

Основная выгода состоит в том, что экспорт рабочей силы рассматривается как весьма важный источник валютных поступлений.

Имеются три основных прямых источника валютных доходов от экспорта рабочей силы:

- налоги на прибыль фирм-посредников;

- личное инвестирование мигрантов (привоз на родину средств производства и предметов длительного пользования, наличных средств, используемых на инвестиционные цели).

- переводы мигрантов на родину на поддержку семей и родственников;

Денежные переводы мигрантов для многих стран являются стабильным источником внешнего финансирования, а только в 2010 году мигранты перевели на родину около 300 миллиардов долларов. Что свидетельствует о возобновлении роста их объема после снижения, отмечавшегося в 2009 года. В 2008 году общий объем полученных денежных переводов мигрантов достиг 443 миллиардов долларов США (отправленных или исходящих - 296), что примерно вдвое превосходит объем 2003 года. Однако в связи с развернувшимся глобальным экономическим кризисом объем поступлений средств от эмигрантов снизился в 2009 году на 6,1% - до 416 миллиардов долларов США (исходящих - на 4,5%). [22] По оценке экспертов Всемирного банка, в 2010 году объем полученных денежных переводов мигрантов составит 440 миллиардов долларов США, что на 5,8% больше, чем в 2009 году, хотя и несколько меньше, чем в предшествующем 2008 году. (Рис 3.)[26]В ближайшие годы рост сохранится, составив 5,4% в 2011 году и 7,5 в 2012 году. Такие данные обнародовала пресс-служба Секретариата ООН по итогам заседания Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). [23] Однако, как подчеркивается в сообщении пресс-службы, это только официальные данные. В них не учитываются средства, которые люди, работающие за границей, передают своим родным через друзей и знакомых. Многие отказываются посылать деньги через официальные каналы с тем, чтобы избежать больших платежей и целого ряда других барьеров. В среднем, на денежные переводы мигрантов приходится 2 процента ВВП в развивающихся странах.

Рис 2. Основные потоки денежных переводов международных мигрантов. *Оценка 2010 года; 2011-2012 - прогноз [14]

Основными странами-получателями денежных переводов мигрантов стали: Индия, Китай, Мексика, Филиппины. Причём во всём рейтинге, 13 стран являются развитыми по классификации ООН. А около трети объема полученных денежных переводов пришлась на крупнейшие развивающиеся страны (Рис 3.) Крупнейшими странами-отправителями стали: США, Саудовская Аравия, Швейцария, Россия, Германия, Италия. Причём в десятку стран входят некоторые развитые страны с высокими доходами - прежде всего, Франция, Германия, Бельгия, Испания, - в которые эти финансовые потоки поступают из других развитых европейских стран. Однако, будучи весомыми, по своей абсолютной величине, эти средства незначительны для данных стран по отношению к объему произведенного в них валового внутреннего продукта (Рис 3.) [16]

Рис. 3. Основные страны-получатели денежных. Рис 4. Основные страны-отправители денежных переводов (по абсолютной величине) переводов (по абсолютной величине оценка за 2010 год).

По данным Международного Валютного Фонда, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, а услуг - 50%. По расчетам некоторых российских экономистов, валютная эффективность экспорта рабочей силы минимум в пять раз выше валютной эффективности товарного экспорта. [25]

Влияние миграции на бюджет оценивается как относительно необходимое и тоже носит неоднозначный и дифференцированный характер. Оно различается в долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местных уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности пребывания мигрантов в принимающей стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится к статье расходов, связанных с миграцией, однако, вряд ли учитывается то, что через какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как мигранты.

Средний мигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждаются ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.

Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние бюджета благотворно действует повышение доли высокообразованных и снижение доли малообразованных мигрантов. [10]

Глава 2. Международные миграции населения в России