Причины и признаки перегрева экономики

курсовая работа

2.2 Экономика России: между перегревом и падением температуры

Экономический кризис стал глобальным. До этого кризисные явления наблюдались только в развитых странах, прежде всего в США, и даже была распространена теория, согласно которой другие страны стали независимы от экономики США. Но в России, на мой взгляд, кризис вызван не только внешними, но и внутренними причинами.

Еще весной 2013 года в экономических кругах много говорили о перегреве экономики. Мы наблюдали очень высокие темпы увеличения основных макроэкономических показателей: ВВП, объемов кредитования, денежной массы, государственных расходов.

Все это - безусловные признаки перегрева экономики. И он должен был сыграть свою роль: через несколько месяцев или через несколько кварталов циклическое замедление темпов экономического роста было неизбежно. И это произошло. Причем по времени спад совпал с глобальным экономическим кризисом, что и усугубило ситуацию.

В результате сейчас мы видим снижение производства по широкому кругу секторов. Прежде всего замедление коснулось тех отраслей, которые зависят от состояния мировой экономики - сырьевых и экспортирующих.

Мировые цены на энергоносители и металлы по сравнению с летним периодом упали в несколько раз, и это вызвало сокращение, а в некоторых случаях и полную остановку производства.

В трудную ситуацию попали также кредитозависимые секторы, поскольку в условиях ухудшения доступа к финансовым ресурсам и падения стоимости активов их долговое бремя оказалось чрезмерным. Например, в строительстве собственники явно рассчитывали, что рост цен на жилье будет устойчивым и продолжительным, а следовательно, банки будут давать им новые и новые кредиты. Но цены перестали расти, и строительные организации остались без кредитной подпитки. Дело тут даже не в разразившемся в сентябре финансовом кризисе, а в том, что строителей невозможно кредитовать из-за очень высокого уровня заимствований. Долгов столько, что строители не в состоянии их обслуживать.

То же самое произошло и со многими отраслями, работающими на потребительский спрос, например, с производством товаров длительного пользования. Таковы, на мой взгляд, следствия глобального и российского циклических процессов.

Теперь рассмотрим причины перегрева российской экономики. Одна из главных - рост бюджетных расходов в преддверии выборов. Другой фактор - очень большой приток капитала из-за рубежа, с одной стороны, и замедленная реакция Центрального банка и правительства по выработке стерилизующих инструментов - с другой.

С начала 2010-х годов в России есть инструмент стерилизации нефтяных доходов (Стабилизационный фонд), а инструментов стерилизации притоков капитала в экономику не было. Это спровоцировало быстрый рост денежной массы, а он, в свою очередь, выразился в ускоряющейся инфляции, ставшей одним из серьезных симптомов перегрева.

Темпы инфляции начали снижаться к концу года в связи с падением нефтяных цен и замедлением темпов роста экономики.

Подобный процесс - замедление инфляции - происходит практически во всех странах мира. Однако в России он идет не так быстро. В предыдущие годы у нас происходила дедолларизация экономики, связанная со снижением инфляции и ростом денежной массы. Теперь мы видим обратный процесс - демонетизация экономики и ее долларизация, то есть уход экономических агентов из рублей в иностранную валюту.

В результате инфляция остается высокой, при том что рублевая денежная масса практически не растет. Центральный банк пытается одновременно удерживать валютный курс и увеличивать денежную массу, но большая часть вновь поступившей в экономику рублевой денежной массы так или иначе меняется на иностранную валюту.

При этом деньги даже не выходят из страны - просто люди и компании держат больше иностранной валюты, либо наличной, либо в виде депозитов в российских банках. Сейчас уже очевидно, что полностью выйти из кризиса и вернуться к периоду высоких темпов роста, такому как в начале 2000-х годов, Россия сможет только вместе с другими странами в результате окончания глобального кризиса. Но это не значит, что нужно просто сидеть сложа руки и ждать, что будет. Необходима антикризисная политика, которая поможет, во-первых, смягчить последствия глобального кризиса, во-вторых, решить проблемы, связанные с имевшим место перегревом российской экономики и, в-третьих, создать заделы для будущего роста. Одновременно чрезвычайно важно сохранить стабильный бюджет. В противном случае политика будет не антикризисной, а "прокризисной".

Поэтому, наряду с текущими расходами бюджета, нужна дополнительная помощь тем регионам и городам, где ситуация ухудшилась довольно резко. Но поддерживать надо аккуратно и выборочно, не нарушая стабильности бюджета. Необходимо продолжать инвестиционную политику, концентрируясь на тех проектах, которые одновременно решают проблемы спроса на рабочую силу и на продукцию смежных российских предприятий, а в будущем повысят конкурентоспособность российской экономики.

Проекты с длительными сроками окупаемости или низкой экономической значимости лучше отложить. Еще одна мера, которую придется принимать, - это рекапитализация и консолидация банковской системы.

Антикризисная политика нужна не только правительству, но и всем экономическим агентам. Складывается впечатление, что пока большинство из них так или иначе надеется на помощь государства. Но сколь бы велики ни были государственные запасы, на всех их не хватит. Поэтому надо действовать самим, самим искать пути выхода из кризиса.

Еще один момент, который нужно понимать: даже если глобальная экономика начнет выходить из кризиса уже через несколько кварталов, вернуться к такой стоимости сырья, активов и кредитов, как в 2012 - начале 2013 года, удастся еще не скоро. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Очевидно, что после этого кризиса экономика будет совершенно другой: финансовые ресурсы будут дороже, спрос на продукцию - меньше как минимум еще какое-то время. К этому надо готовиться и учиться жить не в ситуации перегрева, а в условиях нормальной экономики.

Многие российские предприятия сейчас столкнулись с падением спроса. Его повышению в какой-то мере сейчас будет способствовать снижение курса рубля. Российские производители, ориентированные на внутренний рынок, окажутся в лучшем финансовом положении, чем импортеры.

И этот фактор поможет удержать на плаву многие отрасли российской промышленности. Другое дело, что продукция многих предприятий была неконкурентоспособной и до кризиса, но в условиях всеобщего благоденствия это было менее заметно. А сейчас положение изменилось. Есть предприятия, которые не смогут выпускать конкурентоспособные товары никогда. Их надо либо закрыть, либо существенно реконструировать, то есть, по сути, создать новые предприятия, которые смогут производить конкурентоспособную продукцию. Нужны инвесторы, способные привнести новые современные технологии. Это в первую очередь прямые иностранные инвесторы - их нужно привлекать гораздо более активно, чем в предыдущие годы. А значит, необходимо улучшить бизнес-климат в стране. Он должен быть таким, чтобы компаниям было выгодно реализовывать масштабные проекты, направленные на повышение конкурентоспособности продукции. Безусловно, массовый приток иностранных инвестиций - вопрос не ближайшего полугодия, для этого нужно время. Но кризис - самое время, чтобы начать работать в этом направлении.

Экономисты согласны с тем, что экономику России сейчас нельзя назвать перегретой. Происходит явное охлаждение экономики: темпы роста снижаются, и даже инфляция вот-вот начнет замедляться.

Но в экономике есть отдельные точки перегрева - это, прежде всего, потребительское кредитование и рынок труда. О первом беспокоиться не стоит - ЦБ легко справиться с проблемой. Но рынок труда - это одна из важных структурных проблем российской экономики, которая сведет на нет все попытки ее подогреть искусственно.

Экономика России из-за этого похожа на тяжело больного человека: вроде бы его пора лечить, но лечение лишь обострит хронические болезни и пациенту станет хуже. [22, с.30].

Выпуск экономики находится ниже тренда. В базовых отраслях и в промышленности уровень загрузки мощностей ниже нормы, уровень полной загрузки считается при 85%, а в последние месяцы самый высокий уровень загрузки - 80%.

В целом, если проанализировать все показатели - сферу производства, внешнюю торговлю, приток инвестиций, загрузку мощностей, фондовый рынок, то видно, что о перегреве речь не идет. Преобладают индикаторы того, что экономика растет ниже долгосрочного тренда, можно сказать, в режиме "недогрева".

Исключение составляет индикатор инфляции, который находится выше таргетируемого уровня в 5-6% на этот год.

Еще одно исключение - высокие темпы роста потребительского кредитования. Но это перегрев, который сам собой пройдет, потому что он был вызван ростом зарплат в прошлом году в госсекторе перед выборами. Он вызвал зеркальный отклик в виде роста зарплат в частном секторе. Но сейчас таких шоков нет, никаких выборов нет, никому повышать зарплаты не надо. По крайней мере, не каждый год же повышают зарплаты силовикам, и работникам бюджетного сектора. Поэтому постепенно люди будут остывать к кредитам, задумываться, за счет чего будут их отдавать, и станут меньше занимать. Кроме того, ЦБ принял меры.

Если исходить из того, что уровень загрузки мощностей не 100% -ный, российская экономика, скорее, нуждается в стимулировании.

Но есть проблема в перегреве на рынке труда. Если стимулировать спрос, то будут расти опережающим образом зарплаты, что и произошло в конце года. Вот здесь возможен перегрев. Эта структурная проблема, которую можно разрешить через усиление мобильности рабочей силы между регионами.

Но пока проблема не решена, экономика будет перегреваться, если ее просто стимулировать деньгами или снижением ставок. Это будет приводить к росту зарплат, снижению конкурентоспособности и росту импорта. Деньги уйдут на покупку импортных товаров.

Эта сложная ситуация: экономика недогрета, но если ее начать подогревать, она тут же перегреется. Эта такая хроническая и одновременно острая болезнь.

Термин "перегрев" в отношении рынка труда не совсем уместен. Низкий уровень безработицы - это типичное неэффективное распределение трудовых ресурсов, связанное с тем, что у нас есть госсектор, который испытывает приток финансовый ресурсов в последние годы. В результате он может обеспечивать увеличение занятости, что приводит к снижению безработицы в масштабах всей экономики, а это увеличивает давление на зарплаты.

Но это связано не с тем, что экономика быстро растет, она, напротив, замедляется, а с тем, что ресурс используется более активно наименее производительными секторами. Это больше тема не перегрева, а эффективности распределения ресурсов.

В связи с этим стимулирование через бюджетные инструменты или через монетарные исключительно неэффективны. Это будет фактически направление ресурсов в те сектора, которые на самом деле должны повышать свою производительность и высвобождать ресурсы. Вместо этого их будут накачивать деньгами, что будет вызывать симптомы перегрева.

Рынок, о перегреве которого можно говорить - это рынок потребительского кредитования. Но здесь для решения проблемы достаточно мер Центрального банка по формированию резервных требований.

Всемирный банк регулярно диагностирует российскую экономику. Но его последний отчет получился особенно ярким. Хотя бы потому, что в 2012 году у нас, как показывает ВБ, было две экономики.

Одна - растущая, опережающая средние показатели других развивающихся рынков, не говоря уже о развитых странах с их долгами и рецессией, смело заглядывающая вперед. Вторая - споткнувшаяся, пораженная растущей инфляцией, отрывом роста доходов от роста производительности труда, замедляющаяся и опасно норовящая вовсе прилечь. И первая, и вторая - это одна и та же российская экономика, одна в первом полугодии 2012 года, вторая - во втором.

Разница, конечно, объясняется совсем не календарем. "В первом квартале объем реального ВВП увеличился на 4,9% благодаря высоким ценам на нефть и быстрому росту внутреннего спроса. Во втором квартале экономический рост замедлился до 4,0% вследствие снижения мировых цен на нефть и ослабления экспортного спроса. В целом в первой половине 2012 г. экономический рост составил 4,5%, что лишь немногим меньше темпов роста во второй половине 2011 г. (4,8%). Такая устойчивость роста отражает высокий внутренний спрос, обусловленный сокращением безработицы, быстрым ростом заработной платы и объемов кредитования, а также ростом госрасходов. В первом полугодии 2012 г. самым важным фактором роста оставалось потребление - это первое полугодие.

Но вот коварный излом. Ситуация изменилась в первой половине 2012 г., когда существенное замедление темпов роста мирового спроса привело к сокращению спроса на российский экспорт. В первом полугодии рост в торгуемых секторах экономики сократился до 2,4% (в 2011 г. - 4,8%), в то время как рост в неторгуемых секторах вырос до 6,6% (в 2011 г. - 2,8%). Чтобы стало понятнее: Темпы роста сельскохозяйственного производства увеличились до 2,2% в первой половине 2012 г. с ?3,9% в первой половине 2011 г. В течение того же периода произошло падение темпов роста в обрабатывающих отраслях (с 8,2% до 3,2%) и добывающей промышленности (с 1,6% до 1,2%).

Вот так. Эксперты из Вашингтона, где находится штаб-квартира ВБ, говорят, что все дело в потреблении. Когда же речь доходит до превращения благостно уверенной "фотографии" российской экономики в откровенно испуганную, выясняется, что потребление-то прежде всего не российское. Нефть и сырье - ну куда же от них денешься. Дальше получается, что сельское хозяйство и строительство должны заменить в качестве тягловой силы обрабатывающие и добывающие отрасли - но песок, как в очередной раз подтверждается, плохая замена овсу.

Так почему же все-таки год, начинавшийся за здравие, теперь вот-вот начнет заупокойную службу? На замедлении экономического роста сказываются пять факторов.

Во-первых, экономическая активность снизилась уже в первой половине 2012 г. Квартальные темпы роста с корректировкой на сезонность резко снизились с 1,6% в последнем квартале 2011 г. до 0,6% в первом квартале 2012 г. и 0,1% во втором квартале 2012 г.

Во-вторых, замедление темпов роста во второй половине 2012 г. также связано с эффектом базы, поскольку во второй половине 2011 г. темпы роста заметно ускорились по сравнению с первым полугодием 2011 г.

В-третьих, слабый внешний спрос оказывает негативное влияние на торгуемый сектор экономики.

В-четвертых, рост инфляции снижает покупательную способность потребителей и тем самым отрицательно влияет на экономический рост реального сектора.

И последнее, уровень загрузки производственных мощностей приблизился к докризисному уровню, поэтому дальнейший экономический рост потребует большего объема инвестиций".

Итог: "В августе 2014 г. индекс деловой активности (PMI) упал до самого низкого значения за последний год, а темпы роста основных производственных показателей сократились до самого низкого уровня с начала глобального финансового кризиса".

Из 5 предложенных 3 фактора замедления, пожалуй, решающие - это слабый внешний спрос, инфляция, которая "снижает покупательную способность потребителей", и загрузка производственных мощностей, из чего следует, что для их наращивания требуются отсутствующие инвестиции.

Внешний спрос - он и есть внешний. На него остается только молиться. Если же его не будет, то цены на российский экспорт пойдут вниз. А вот что дальше будет, как всегда, говорить не стоит.

Одно из главных реформаторских достижений российского ЦБ в посткризисные (с 2008-2009) годы - это отказ от таргетирования курса рубля в пользу таргетирования инфляции.

По сути, речь идет вот о чем: в кризис 2009 года, когда рубль "посыпался", ЦБ бросился ему на подмогу, стал продавать доллары из своих резервов и скупать рубли. Ну и что из этого вышло? В России был отток капиталов, банкам не хватало денег, кредитный рынок замер, а это и есть кризис ликвидности, за которым следуют неплатежи, банкротства, обманутые вкладчики и прочие "радости". ЦБ, спасая курс рубля, вытягивал с рынка столь необходимые ему рубли, тем самым усугубив удар кризиса. Теперь ЦБ контролирует прежде всего объем ликвидности, курс его интересует гораздо меньше. Итог явно позитивный: в 2011 году на фоне кризиса еврозоны рубль за август обесценился на 10%, но экономика продолжала рост, ни тебе кризиса, ни паники. Эта политика свободного валютного курса - один из демпферов удара падающих цен на нефть по российской экономике.

Фактор инфляции - привычная травма российской экономики. Самое печальное - она снижает не только потребительскую, но и инвестиционную активность, тем самым выступает в неразрывной паре с фактором отсутствия не загруженных мощностей и необходимости привлечения новых инвестиций.

Значит, борьба с инфляцией - приоритет экономической политики. Пока же она намерена не останавливаться на 6,1% - рекорде 2011 года, сейчас она уже превышает 6,4%, Минэкономразвития в прогнозе до конца года называет 7%. Но проблема не в одних цифрах.

Здесь есть как минимум две острые и очень трудно решаемые проблемы. Первая - госрасходы. С одной стороны, вроде ясность есть, как есть "бюджетное правило", о котором ВБ отзывается в возвышенных тонах. Оно ограничивает расходные аппетиты рамками доходов, получаемых бюджетом при средней за определенный период цене нефти + 1% ВВП. Но есть предвыборные обещания Путина, которые требуют большего, и президент, как показала демонстративная порка правительства 18 сентября, об этом не забыл. И есть амбиции. Войти в топ-пятерку мира по ВВП и главное - совершить технологический, а заодно диверсификационный рывок (в девичестве - модернизацию), но для этого нужны госрасходы, правда, скорее всего, не с нынешними военно-полицейскими приоритетами, а с упором на развитие человеческого капитала (наука, образование, здравоохранение).

Борьба с инфляцией - это показатель перегрева экономики, которую и диагностировал ВБ. Из перегрева не выйти, если двигаться в сторону каких бы то ни было амбициозных целей. Значит, спичрайтерам президента надо сменить привычные ходы своих опусов. [13, с.144].

Деловые круги России знают, что на протяжении многих перестроечных лет Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ) публикуют ежегодные доклады с оценкой экономического положения и перспектив развития нашей страны. Как правило, эти влиятельные международные организации нас поучают, критикуют, рисуют то радужные, то провальные прогнозы для нашей страны. Следует признать, что раньше даже самые неприятные оценки ВБ и МВФ не вызывали отторжения у правительственных чиновников и явно учитывались при принятии решений.

Представители ВБ и МВФ усматривают два типа рисков для России: внешний и внутренний. Они признают, что от внешних рисков страна сейчас надежно защищена: падение цены на нефть маловероятно, золото-валютные резервы накоплены больше, а нынешний финансовый кризис в мире в целом не оказал негативного влияния на российский рынок.

Главный риск - внутренний, и состоит он в том, что экономика России "перегревается".

Понятие "перегрев экономики" ВБ определяет, как неспособность производственных мощностей удовлетворять растущий совокупный спрос. Такое явление обычно характерно для экономики, темпы роста которой на конкретном временном участке превышают долгосрочный потенциал.

Упомянутые международные организации насчитали семь признаков перегрева экономики России, т.е. фактически весь набор признаков, обычно применяемых при анализе западными экономистами экономик других стран. Если смотреть на все эти признаки отдельно, то они подмечены в целом справедливо, оспаривать их не стоит, но вот ведут ли они к "перегреву" в совокупности - это спорный вопрос.

Признаки.

1. Налицо ускоренные темпы подъема экономики.

2. Сохраняется высокая инфляция, которая так и не "поддается" обузданию административными и другими мерами, и в 2013 году составит 14 %. Кстати, с этими прогнозами согласны и многие российские эксперты.

3. Почти максимума достигла загрузка производственных мощностей в большинстве основных производств. Это положение можно легко оспаривать.

4. Минимальный уровень безработицы (6,1 %), достижение высокого коэффициента использования трудовых ресурсов.

5. Стремительный рост номинальной заработной платы, опережающий инфляцию.

6. Низкая производительность труда (в 10 и более раз ниже, чем в развитых странах), рост удельных трудовых издержек на выпуск единицы продукции.

7. Наращивание бюджетных расходов, ведущее к тому, что тяжесть борьбы с инфляцией ложится на Центробанк, который вынужден, будет ужесточить денежно - кредитную политику (т.е. "ударить по тормозам"), что приведет к замедлению роста экономики.

В наличии и прочие признаки "перегрева": инфраструктурные ограничения, рост цен на недвижимость, рост импорта, ухудшение счета текущих операций.

Иными словами, спор вокруг "перегрева" экономики идет не только между российскими высокопоставленными чиновниками, с одной стороны, и специалистами из ВБ и МВФ, с другой, но и внутри Правительства России. Одну позицию представляют те, кто озабочен не только сегодняшним днем, но и тем, каким образом вброс дополнительных денег в экономику скажется на перспективах развития страны. Другие полагают, что инфляционных последствий бояться не стоит, поскольку "лишние" деньги поглощаются быстрорастущей экономикой. Российская сторона не оспаривает наличие выявленных ВБ и МВФ признаков возможного "перегрева" нашей экономики. Они, скорее всего, не видят угрозы самого "перегрева". Этим объясняется недоверие к выводам международных организаций. Для России не приемлем предлагаемый путь к "охлаждению" экономики через принятие таких шагов, которые непременно приведут к сокращению темпов развития страны. Кстати, мировая экономика знает и более быстрые темпы роста на более длительном интервале времени, которые не сопровождаются явными признаками перегрева (на протяжении последних 20 лет экономика КНР ежегодно растет на 10-12%).

Среди симптомов многие финансисты опять-таки подчёркивают переинвестирование в экономические фонды (товары и оборудование, услуги, капитал), вызванное низкой ценой заёмных денег (процентные ставки ЦБ), либо высоким потребительским спросом, либо международной рыночной конъюнктурой (состоянием цен), либо спекулятивным бумом, вызванным новыми инвестиционными возможностями в экономике или отдельных отраслях (бум доткомов 2012 - 2015 гг.). Перегрев экономики может сопровождаться как инфляцией (ростом цен) так и дефляцией (падением цен) в зависимости от денежной политики Центрального банка (государственный эмиссионный банк). Обычно он сопровождается высокими (значительно выше средних) темпами роста экономики, ростом товарных и фондовых (рынок ценных бумаг) рынков, и обязательно, умеренной или низкой ценой кредитных денег. Перегрев всей экономики вызывается чрезмерным влиянием государства через Центральный банк, на кредитный рынок. Планирование денежной политики государством в условиях свободного рынка не может отражать потребности и тенденции развития экономики, что приводит к переинвестированию капитала предпринимателями, ориентирующимися на банковскую процентную ставку и перепотреблению частными лицами, также ориентирующимися на ставки по кредитам. Перегрев экономики чреват экономическим спадом, безработицей, падением уровня жизни населения.

Симптомы, найденные Всемирным банком и ЦБ в России, пока не опасны. Но они могут стать губительными, если мир покатится в рецессию.

О том, что российская экономика перегрета, Всемирный банк сообщил в своем докладе, опубликованном 2 июня. Все признаки этого явления присутствуют, считают эксперты международной организации. Миссия МВФ поддерживает своих коллег из ВБ, только в более мягкой формулировке: в России обострились риски перегрева. [12, с.30].

Специалисты международных организаций не первые произнесли это слово вслух. Схожие опасения неоднократно звучали в ЦБ и Минфине. Однако единства во власти по этому вопросу все же нет: "горячую гипотезу" категорически отвергают в Минэкономразвития [12, с.24].

С формальной точки зрения мнение Всемирного банка выглядит вполне обоснованным. Инфляция в России действительно измеряется двузначными цифрами на фоне ускорения экономического роста. Согласно последним оценкам ведомства Эльвиры Набиуллиной, в январе-апреле ВВП увеличился на 8,3% относительно уровня в аналогичном периоде прошлого года. Экономика немного ускорилась даже по сравнению с успешным 2013-м, когда темпы роста составили 8,1%. Но разогнались и цены: только с начала года они увеличились уже на 7,7%, а за 12 месяцев к началу лета инфляция превышала 15%. При этом темпы роста денежной массы сокращаются: если в 2013 году агрегат М2 увеличился почти в 1,5 раза, то в начале мая 2014-го его годовой прирост составлял лишь 33%. Впрочем, трудно отрицать и то, что эффективность денежно-кредитной политики как инструмента борьбы с инфляцией имеет свои границы. По оценкам различных ведомств экономического блока, вклад монетарной составляющей в общий рост цен - чуть больше половины. К тому же в начале года беспорядок на мировых финансовых рынках вызвал отток капитала из России, и в этих условиях со стороны ЦБ было бы верхом безответственности "пережать" ликвидность: Россия получила бы полномасштабный банковский кризис.

Точки кипения. Сторонники версии перегрева правы в том, что российская экономика уже страдает от дефицита ресурсов для дальнейшего развития. Наиболее очевидна нехватка инфраструктуры, которая недоинвестируется в течение многих лет. Но проблемы не только в этом.

Явно накаляются и рынки труда, особенно в крупных городах, где ресурсы снижения безработицы уже исчерпаны или приближаются к нулю, а катастрофический дефицит квалифицированных кадров - одна из самых горячих тем обсуждения в деловых кругах. Причем непохоже, что проблема может "рассосаться" сама собой.

О перегреве можно говорить тогда, когда страна не собирается переходить на новую модель экономики. Если бы не было ожиданий роста промышленности, то можно было предполагать, что этот риск есть. Но, исходя из планов властей, мы должны перейти к принципиально другой экономической модели, с развитием новых отраслей промышленности, диверсификации старых. Риск заключается совсем в другом: государство взяло на себя слишком большую ответственность за развитие, отодвинув частную инициативу на второй план.

О каком перегреве вообще может идти речь? Само это понятие подразумевает, что при развитой инфраструктуре, банковской системе не происходит роста производительности труда и промышленности. У нас же пока ничего нет: слабый банковский рынок, слабый обрабатывающий сектор. Инфляция привезенная: все, что дорожало (за исключением бензина), дорожало не только у нас, но и во всем мире. А в структуре потребляемого нашими гражданами продовольствия 40-50% составляет импорт. Возможно, специалисты Всемирного банка проанализировали только рынок Москвы. Он действительно перегрет. Здесь обилие банков, рабочей силы, денежной массы. Однако это едва ли не несет угрозы всей России. Скорее экономика сама себя вылечит - уже есть такие тенденции. Банки выводят из Москвы свои структуры, например call-центры, рабочая сила постепенно перетекает в регионы, где наблюдаются высокие темпы роста зарплат при более медленном, чем в Москве, росте цен на услуги.

Как Всемирный банк предлагает России лечиться от инфляции? Для сокращения уровня избыточной ликвидности, охлаждения внутреннего спроса и снижения темпов заимствований частным сектором необходимо ужесточить бюджетную и денежно-кредитную политику. Этого можно добиться при помощи ужесточения бюджетной политики в краткосрочный период и поэтапного планирования расходов в долгосрочный период. Кроме того, будет необходимо дальнейшее ужесточение кредитно-денежных условий с использованием постепенного повышения процентных ставок и резервных требований в сочетании с более гибким обменным курсом, как уже было объявлено ЦБ".

Российские экономисты расходятся во мнении об адекватности подобных советов. Если бороться с "привезенной" инфляцией теми мерами, которые предлагает Всемирный банк, это приведет к замедлению темпов роста экономики и финансового сектора, что гораздо быстрее, чем перегрев, может загнать экономику в кризис, уверен Владимир Тихомиров.

Основной механизм - это резкое ужесточение бюджетной политики, дальнейшее аккумулирование нефтяной ренты в Фонде национального благосостояния и в Резервном фонде.

Есть в России перегрев или нет, обозначенные Всемирным банком проблемы не угрожают экономическому здоровью, пока внешняя конъюнктура хороша. А она не может оставаться благоприятной вечно. Снижение цен на энергоносители вполне возможно, если (а точнее когда) мировая экономика войдет в фазу циклического спада. В этом случае ситуация пойдет по крайне неприятному сценарию. Падение экспортных доходов будет особенно опасным в случае одновременного инерционного наращивания импорта или даже просто сохранения его на высоких уровнях. Тогда сальдо баланса по текущим операциям обнулится и уйдет в минус быстрее, чем предполагает Минэкономразвития. Неизбежно усохнет и приток капитала, и это немедленно отразится на инвестициях. Давление на рубль станет понижательным, что приведет и к сокращению ЗВР.

Россия окажется неготовой к таким рискам, если структурные реформы в силу разных причин завязнут или не дадут результатов. Тогда последствия могут быть очень серьезными. По оценкам Центра развития, если ситуация, сложившаяся в экономике сейчас, сохранится, то через четыре года рост ВВП может составить всего 4% или даже замедлиться до 1%.

Делись добром ;)