Политика безопасности США и КНР в свете усиления конфронтации в регионе

контрольная работа

1. Американская политика в Юго-Восточной Азии и строительство многосторонних альянсов в регионе

В этой контрольной работе рассматривается политика безопасности США в Юго-Восточной Азии после распада биполярной системы и попытки построения многостороннего альянса со странами региона с точки зрения структурного реализма.

Гуамская Доктрина Президента Никсона долгие годы была своеобразным путеводителем для внешней политики США в АТР. Фактически, после распада биполярной системы, Соединенные Штаты на некоторое время снизили свою активность в регионе. Внешнеполитическая активность вращалась вокруг Северной Кореи, Тайваня, а также укрепления двусторонних связей с Южной Кореей и Японией. Трудные взаимоотношения наблюдались также между США и Южной Кореи, так как, в РК в начале девяностых годов наблюдалось активность сторонников движения, которые требовали вывод американских войск из страны. В целом же, несмотря на исчезновение главной - "советской угрозы" США при Клинтоне сохранили основной костяк своих вооруженных сил и военного присутствия периода глобального противостояния. Но, в то же время, вооруженные силы США в Юго-Восточной Азии быстро сокращались. К примеру, после распада биполярной системы, Юго-Восточная Азия первоначально потеряла свое военно-стратегическое значение. Крупнейшие военные базы США на Филиппинах были сравнительно безболезненно закрыты в 1992 г. под разрушительным воздействием вулкана и местного недовольства военным присутствием США. Маныкин А.С., Печатнов В.О. История внешней политики США. - М.: Изд-во «Международные отношения». - 2012. С. 564 Несмотря на это, при администрации Клинтона и Буша - младшего активно распространялись призывы Чарльза Краухаммера "вести за собой однополярный мир, без стеснений устанавливая правила этого миропорядкаи обеспечения их соблюдение". Практическим воплощением такого рода призыва можно увидеть в принятых официальных стратегиях США по внешнеполитической деятельности. Еще в "Четырёхлетнем оборонном обзоре" от 1997 года, а также в других докладах о стратегии национальной безопасности был обрисован новый и широкий реестр угроз безопасности Соединенных Штатов: а) угрозы регионального уровня, б) транснациональные угрозы - терроризм, международная преступность, незаконная торговля оружием, в) распространение ОМУ. Как отмечают В.О. Печатнов и А.С. Маныкин, в более долгосрочной перспективе (после 2015 года) не исключалось и появление нового "глобального конкурента" в виде имперской России или враждебного Китая. Маныкин А. С, Печатнов В.О. История внешней политики США. - М.: Изд-во «Международные отношения». - 2012. С. 565

Новая политика США в регионе многослойная, и для активного действия им будут мешать ряд сложностей, которых они не имели во время Холодной войны.

Сегодня Соединенные Штаты уделяют повышенное внимание Юго-Восточной Азии, особенно в свете роста важности региона в вопросах безопасности и экономического взаимодействия. Во многих отношениях, американские интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе практически не изменились по сравнению с предыдущими десятилетиями. Основные подходы США в региональной безопасности как отмечала бывший Госсекретарь США Хиллари Клинтон, заключаются в следующих сферах: Clinton H. Americas Pacific Century // Foreign Policy. (October 11, 2011) // [Электронный ресурс]: http: //foreignpolicy.com/2011/10/11/americas-pacific-century/

· Обеспечение безопасности для американских компаний, создание благоприятных условий для американской торговли;

· Широкое сотрудничество в нераспространение ОМУ;

· Сохранение и обеспечение безопасного и свободного судоходства:

Эксперты британского аналитического центра "Chatham House" разделяют американские интересы в региональной безопасности на четыре области: Dormandy X. Prepared for Future Threats? US Defense Partnerships in the Asia-Pacific Region // the Royal Institute of International Affairs, (2012) Р. 23

§ Стабильность

§ Процветание

§ Международные нормы

§ Поддержка американских союзников

Официальный Вашингтон всячески дает понять, что стабильность и процветание в АТР имеет важное значение для безопасности США и их национальных интересов. Соединенные Штаты видят угрозу безопасности в регионе в основном в следующих аспектах: Mauzy D. K., Job B. L. U. S. POLICY IN Southeast Asia Limited Re-engagement after Years of Benign Neglect // Harvard Kennedy School (Spring 2014) // [Электронный ресурс): https: //www.hks. harvard.edu/fs/pnorris/Acrobat/Burma_Mauzy_Job. pdf

v Ситуация в Южно-Китайском море, распространение ОМУ; рост гонки вооружения;

v Вопросы свободного судоходства;

v Исламский терроризм в ряде стран АСЕАН (Филиппины, Индонезия)

В Стратегии Национальной Безопасности NATIONAL SECURITY STRATEGY - 2015/ / White House. (February,2015) // [Электронный ресурс] https: //www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy. pdf США 2015 г. отмечается, что Соединенные Штаты были и остаются тихоокеанской державой, которая призвана в течении пяти лет влиять на стабильность в регионе. Следовательно, США в области безопасности ведут политику диверсификации отношений со своими союзниками, приоритетами которой являются модернизация вооруженных сил Филиппин, углубление партнерства с Индонезией, Малайзией и Вьетнамом, для того, чтобы эти страны были в состоянии быстро реагировать на региональные и глобальные вызовы. В стратегии национальной безопасности особо отмечается важность укрепления таких институтов как АСЕАН и Восточноазиатский Саммит.

Американский взгляд на вопросы безопасности в регионе во многом продиктован прагматическими соображениями. Давний геополитический постулат, о контроле границ и морских путей является основным двигателем для стремлений американской дипломатии в регионе. Если мы обратимся к фактам, то станет яснее, заинтересованность США к региону ЮВА. Крупный Малаккский пролив, как известно, занимает важное значение для всех региональных держав, так как через данный пролив пропускается приблизительно 90% всей нефти и газа для стран АТР. Michael McDevitt, «The 2006 Quadrennial Defense Review and National Security Strategy: Is There an American Strategic Vision for East Asia? » // Issues and Insights 7: 1 (January/February 2007), pp. 1-3.

Вашингтон, акцентируя внимание на свободном мореплавании, яростно пытается включить туда помимо торгового еще и военное судоходство. Данное положение не устраивает Китай, которая также в ответ наращивает свои военно-морские силы, увеличивает количества военных катеров, и военные подлодки с ядерными ракетами. Такая политика Китая побуждает стран ЮВА искать поддержку у Соединенных Штатов. В следствие, для США не составляет трудности включать их в свои альянсы стран Юго-Восточной Азии. Некоторые же страны Юго-Восточной Азии весьма заинтересованы в союзнических отношениях с Соединенными Штатами, надеясь, что Вашингтон поможет им выстоять против нарастающего, на их взгляд, давления Китая. Особенно восприимчива в этих вопросах Малайзия, которая является ключевым партнером США в регионе.

США и Малайзия постепенно расширяют сотрудничество в сфере безопасности. Так в апреле 2014 г. обе стороны подписали Договор о всеобъемлющем партнерстве, а также активно сотрудничают против угрозы ИГ* (запрещенная организация в России) в Юго-Восточной Азии. Борьба против исламизма является важным направлением политики безопасности США в регионе. Так, по мнению профессора З. Саипова Соединенные Штаты приступают к трансформации мусульманского мира на Ближнем Востоке, для этого им нужна страна, чья религия, более модернизированная и весьма гибкая. В этом отношение, модернизированный Ислам Индонезии и Малайзии является наиболее отвечающим современным тенденциям. Саипов З. Турбулентность: Ислам во внешней политике США. научная монография. - Т. - 2014. из-во УМЭД. Глава 5, С. 119

Данное мнение подтверждает Дэвид Хан из Сингапурского Национального Университета, который полагает что, модель модернизации Ислама Индонезии, Брунея и Малайзии играет важное значение в политике США. Han D. US-ASEAN Relations: Uncertainty and Opportunity. // International Politics and Security / Southeast Asia and ASEAN (March, 2016) [Электронный ресурс] https: //www.rsis.edu. sg/wp-content/uploads/2016/03/CO16050. pdf

Президент Барак Обама во время саммита США - АСЕАН в феврале 2016 года, высоко оценил именно этих три страны, чьи модели ислама являются важным лучшим примером умеренного Ислама в борьбе с международным терроризмом и инфильтрации региона от ИГ. Там же

Другая проблема, которая привлекает внимание США к региону, это конфликтное состояние в Южно-Китайском море. Как полагает Е. Канаев Канаев Е. А: Южно-Китайское море - пороховая бочка Азии? // Российский Совет по международным делам (РСМД). (ноябрь, 2012г.) [Электронный ресурс]: http: //russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/? id_4=211 "Проблема по Южно-Китайскому морю превратилась в арену острого геополитического соперничества между США и КНР".

По данному вопросу, американская сторона утверждает, что для процветания международной торговли в АТР, США призваны обеспечить свободное судоходство и защиту морских линий связи через Южно-Китайское море. США, как и было раньше, во времена Холодной войны, пытается выстроить единый альянс. В этом отношение, Вашингтон придает важное значение АСЕАН. Несмотря на то, что в вопросах безопасности, многие страны АСЕАН находятся между дилеммой, (не злить Китай, ценить экономические связи, и сохранить сотрудничество с США в сфере торговли и безопасности) особенно в вопросах сотрудничества в сфере безопасности, тем не менее, для них США остается очень важным партнером по обеспечению их безопасности.

Современные реалии в Юго-Восточной Азии ставят перед США новые задачи, которые обусловлены следующими факторам:

a) Произошла перемена в оценке угроз безопасности, следовательно, и в приоритетах оборонной политики. К примеру, если ранее главной угрозой считалось распространение коммунизма в регионе, то уже после окончания Холодной войны, появились новые угрозы безопасности - территориальные проблемы, терроризм и киберугрозы. Tony Tai-Ting Liu. U. S. Foreign policy in Southeast Asia under

the Obama Administration: explaining US. return to Asia and its strategic implications// USAK YEARBOOK

Vol. 5, Year 2012, pp 195-225 // [Электронный ресурс]: http: //www.usak.org. tr/images_upload/files/2012-Hung%20MING. pdf

b) Постепенно в регионе формируется своеобразный региональный порядок безопасности, где новая платформа в лице АСЕАН призвана стать активным участником в его строительстве., следовательно, данное положение не может не отразится на отношениях с США.

Вашингтон понимая центральное место региона АТР в международной политике и экономике, направляет большие усилия на укрепление своих позиций в Юго-Восточной Азии. Сами же региональные государства имеют понимания того, что существующие территориальные споры, а также растущая гонка вооружения в регионе, а также модернизационная политика военно-морских сил Китая, в состоянии подорвать региональную стратегическую стабильность, что нанесет существенный урон их экономическому процветанию. Lohman Walter. Key Asian Indicators: A Book of Charts Asian Studies Center *// The Heritage Foundation // (July 2014) P. 23

США использует как многостороннюю платформу, так и двухстороннюю. В первом случае диалог проходит в рамках АСЕАН и Совета Министров Обороны АСЕАН+8. Через эти структуры ведутся обсуждения по модернизацию вооруженных сил стран региона; вопросы по противостоянию терроризму; совместные усилия по быстрому реагированию вызовам различного уровня угроз (киберугрозы и морское пиратство). Сара Тео и Муршахид Али отмечают тот факт, что при администрации Билла Клинтона и Джорджа Буша младшего, США, в своей политике безопасности не придавали важного значения таким крупным диалоговым платформам в регионе, как: Совет Министров Обороны АСЕАН, Восточноазиатский Саммит. "Вашингтон не имел достаточного понимания и знания в том, что какие основные компоненты были нужны для безопасности и интересам США от этих платформ". Sarah Teo and Mushahid Ali: Policy Report Strategic Engagement in the Asia Pacific: The Future of the ASEAN Defense Ministers Meeting-Plus (ADMM-Plus). Rajaratnam School of International Studies (August 2013) //

(Электронный ресурс) http: //www.rsis.edu. sg/wp-content/uploads/2013/08/PR_Strategic-Engagement-in-the-Asia-Pacific. pdf

В Четырехлетнем оборонном докладе Пентагона отмечается, что США постепенно наращивают сотрудничество с такими странами АСЕАН как: Малайзия, Сингапур, Вьетнам в различных сферах региональной безопасности. Эти сферы охватывают кибербезопасность, противоракетную оборону, борьбу против морского пиратства, а также, сотрудничество по ликвидации последствий стихийных бедствий. Quadrennial Defense Review 2014. a legislatively-mandated review of Department of Defense strategy and priorities. Pentagon,// Washington DC 2014. // (Электронный ресурс) http: //www.defense.gov/pubs/2014_Quadrennial_Defense_Review. pdf Доклад отмечает, что сотрудничество в сфере безопасности с этими странами имеет важное значение, которое требует дальнейшее расширения.

Еще в 2013 г. США озвучили свои инициативы и приоритеты по углублению сотрудничества со странами АСЕАН в следующих аспектах:

I. Укрепление сотрудничества в сфере безопасности как многосторонних, так и в двухсторонних форматах;

конфронтация азия китайский американский

II. Взаимодействие стран региона по контролю и противодействию по отмыванию денег и усиления контроля для борьбы финансирования террористических организаций.

По мнению Жикун ЖуZhiqun Zhu New Dynamics in East Asian Politics: Security, Political Economy and Society. New York February 9, 2012. p 78-79 АСЕАН в среднесрочной перспективе останется важным партнером в политике США в регионе. По мнению эксперта, данные тесные связи, и заинтересованность развития отношений обуславливаются следующими двумя факторами:

v Фактор политический. Между сторонами существует заинтересованность в регулярных политических диалогах по вопросам регионального развития. В этом отношение, стороны будут вырабатывать конструктивные подходы по решению проблем безопасности в регионе.

v Фактор экономический. Заинтересованность Вашингтона в вопросах безопасности Юго-Восточной Азии заключается в том, что в будущем тесные экономические связи между США и АСЕАН будут только развиваться. Вопросы поставки энергетики и продажа вооружения занимают важное место на повестке дня США и стран Юго-Восточной Азии. Mahbubani K. Two giants with an opportunity for partnership FT. January 2015 // [Электронный ресурс]:

http: //www.mahbubani.net/articles%20by%20dean/Two%20giants%20with%20an%20opportunity%20for%20partnership%20_%20The%20Excha nge. pdf

Стоит отметить, что в феврале 2016 г. в Калифорнии проходил беспрецедентный саммит США - АСЕАН. Президент Обама пригласил лидеров этих десяти стран в США после прошлогоднего саммита в Малайзии, на котором было принято решение о создании "стратегического партнерства АСЕАН - США". Барак Обама пригласил к себе Юго-Восточную Азию // Коммерсант // [Электронный ресурс]: http: //www.kommersant.ru/doc/2918590

Джеймс Шоф не разделяя сомнения экспертов, которые склонны недооценивать такого рода масштабные мероприятия, полагает, что за официальными приемами скрываются реальные изменения: "США корректируют свою стратегию в Азии и укрепляют свои экономические и военные связи со странами региона". Шоф Джеймс. Саммит США - АСЕАН: новая стратегия в Тихом океане. // Московский Центр Карнеги. (февраль 2016г.). [Электронный ресурс]: http: //carnegie.ru/2016/02/19/ru-62820/iu7o

Для этого Вашингтон пытается вести политику не в одиночку, а совместно с ключевым союзником в АТР - Японией. Это, по мнению Джеймса Шофа, является важным шагом как для Юго-Восточной Азии, так и для Вашингтона и Токио, особенно если данное сотрудничество будет ясно обозначать свои приоритеты. Там же.

Делись добром ;)