Позиция РФ по ситуации в Ираке

реферат

1. Общий анализ политики РФ по отношению к Ираку в начале XXI века

российский иракский сотрудничество

К 2002 г. российским властям удалось наладить достаточно активное сотрудничество и с иракским руководством, благодаря чему решались, прежде всего, различные проблемы двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Основным приоритетом Москвы было налаживание диалога между Ираком и ООН, целью которого был допуск в Ирак инспекторов ООН, выявление и уничтожение возможных иракских запасов оружия массового поражения (ОМП) и упразднение международных экономических санкций, введенных в отношении этой страны еще в 1990 г.

В этот же период происходит процесс корректировки американской политики на Ближнем Востоке, в частности в отношении Ирака. Американское руководство, в 2001-2002 гг. поставившее перед собой задачу свержения режима С.Хусейна в качестве первоочередной на Ближнем Востоке, начало проводить активную военную, политическую, информационную, дипломатическую подготовку для ее осуществления. Основными обвинениями режима С.Хусейна были: создание ОМП, поддержка международного терроризма, отказ от сотрудничества с ООН и другие Юрченко В.П. Ирак: пять лет после Саддама (некоторые итоги)// Институт Ближнего Востока. http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html.

Действия России, направленные на предотвращение военной операции в Ираке, оказались безуспешными, что определялось следующими причинами:

1) с самого начала кризиса США явно демонстрировали свою готовность провести военную операцию в Ираке самостоятельно в опоре на ближайших союзников, даже в случае негативной реакции СБ ООН;

2) сама позиция России в отношении иракского режима была достаточно неопределенной, что зачастую приводило к непоследовательным действиям российского руководства. Отсутствие единой позиции российского руководства в отношении режима С. Хусейна в конечном итоге не позволило России сыграть значимую роль в урегулировании иракского кризиса в 2002-2003 гг Гусейнов В.А., Денисов А.П., Савкин Н.П., Демиденко С.В. Большой Ближний Восток: стимулы и предварительные итоги демократизации. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007, с. 88..

Проанализируем позицию России в отношении иракского кризиса в период осуществления военной операции и формирования новой системы государственной власти в Ираке. Данный период выделяется в качестве отдельного этапа иракского кризиса и российско-иракских отношений.

По мнению Президента РФ В.В. Путина проведение данной операции явилось «большой политической ошибкой» американского руководства. Российское правительство отметило, что проведение военной операции США и их союзников в Ираке крайне негативно повлияло на сложившуюся систему международных отношений на региональном и на мировом уровнях Прелов, В.В. Российско-иракские отношения - современность и перспективы// Регионоведение. - 2008, № 10, с. 11..

Нельзя не отметить, что в период очередного иракского кризиса 2003 г. российская внешняя политика оставалась достаточно неповоротливой, медленно, хоть и достаточно гибко, реагировала на изменение обстановки. Война в Ираке выявила огромные недостатки и в работе российских аналитиков и экспертов, особенно военных. Их оценки, зачастую, не выдерживали проверку временем, что, во многом, предопределяло медленную реакцию со стороны российских властей.

России, несмотря на существующие проблемы двусторонних отношениях и противодействие со стороны США, удалось наладить контакты с новым руководством Ирака, сформировавшимся в 2003-2005 гг., а также заручиться достаточно серьезной поддержкой международного сообщества:

1) в период иракского кризиса Россия получила поддержку ООН, выступив в защиту позиции международной организации, с осуждением отнесшейся к политике военной интервенции США в Ираке;

2) России в иракском вопросе удалось наладить конструктивное взаимодействие с ключевыми странами ЕС - Германией и Францией;

3) осуждение российским руководством действий США было положительно воспринято в арабском мире;

4) российскому руководству удалось наладить сотрудничество с иракскими властями, пытающимися в последние годы установить активные международные связи с традиционными партнерами Ирака в преддверии возможного сокращения в стране американского военного присутствия Жданов С.В. Арабские страны в мировой экономике. - М.: Изд. Дом «Панорама», 2008, с. 54.

Значительное укрепление международных позиций РФ в период иракского кризиса выразилось в обретении стратегически важных внешнеполитических партнеров. Усилившаяся позиция России на Ближнем Востоке вызывает раздражение Вашингтона, что выражается в различных громких заявлениях негативного содержания известных американских политиков, в которых подвергаются критике различные аспекты российской внутренней и внешней политики, что отрицательно сказывается на сотрудничестве с Ираком. Крайне негативно на развитии двустороннего сотрудничества также сказалась трагедия, связанная с захватом и убийством террористами сотрудников российского Посольства в Ираке летом 2006 г.

В 2007-2008 гг. США столкнулись с необходимостью постепенного сокращения (вплоть до полного вывода) вооруженных сил из Ирака. Эти требования различных американских общественных организаций и политиков, особенно громко зазвучавших в период предвыборной кампании в США 2008 года, заставляют руководство страны трансформировать свои подходы в отношении проблем иракского урегулирования, рассматривать различные варианты по привлечению к участию в них помощи со стороны, в том числе России Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. - 2008, № 2, с. 31..

Исходя из анализа российско-американских отношений и национальных интересов России, можно придти к выводу, что последняя не заинтересована в провале США в Ираке, прежде всего исходя из проблем обеспечения национальной безопасности РФ и угрозы, которую представляет Ирак как источник перманентной нестабильности, находящийся вблизи южных границ СНГ Богатуров А.Д. Плюралистическая однополярность и интересы России // Свободная мысль. - 2008, № 2, с. 35..

В настоящее время умиротворение Ирака без участия Соединенных Штатов не представляется возможным. В этой связи перспективным направлением российской политики можно считать оказание поддержки США в деле обеспечения безопасности, налаживание конструктивного диалога с американскими и особенно с иракскими властями по вопросам возвращения (возможно частичного) российских компаний на иракский рынок. Одновременно с этим перспективным можно считать обеспечение максимальной поддержки со стороны международного сообщества позиции России, заключающейся в необходимости определения окончательного срока вывода оккупационных сил из Ирака. Также одним из наиболее важных направлений следует считать укрепление взаимоотношений между российским руководством и Правительством Ирака, что уже стало происходить в 2007-2008 гг. (активизация экономических контактов, открытие российского консульства в иракском г. Эрбиль, возобновление работы Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству и так далее) Юрченко В.П. Ирак: пять лет после Саддама (некоторые итоги)// Институт Ближнего Востока. http://www.iimes.ru/rus/frame_stat.html.

Одной из ключевых проблем в развитии двусторонних отношений являлось наличие международных санкций в отношении Ирака.

С. Хусейн рассчитывал на поддержку России в вопросе снятия с Ирака международных санкций. В этой связи Россия получала определенные преимущества по сравнению с другими странами, по сотрудничеству с Ираком в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Принципиальной позицией России здесь было - добиваться отмены санкций ООН по мере выполнения Ираком требований резолюций ООН.

Уже после свержения С.Хусейна, по условиям Резолюции №1483, принятой Советом Безопасности ООН в 2003 г., действие экономических санкций в отношении Ирака было отменено. В российском МИДе с удовлетворением восприняли принятие этой резолюции. В то же время, принятие резолюции №1483 (чего Россия добивалась с 1990-х гг.) было осуществлено практически без содействия с российской стороны. Санкции стали просто неактуальными и ненужными.

После войны в Ираке в 2003 г. России пришлось налаживать связи с правительством, которое в огромной степени зависит от США. Тем не менее, частичная отмена в 2003 г. режима санкций ООН открывает перед Россией, имеющей огромный опыт сотрудничества с Ираком, значительные перспективы дальнейшего развития торгово-экономических отношений. Российское руководство, часто с помощью политических методов, добивалось расширения экономического сотрудничества с Ираком. Удалось установить позитивные отношения с новым руководством этой страны, попутно решив и ряд проблем двустороннего сотрудничества.

Одной из них стала проблема урегулирования многомиллиардной задолженности Ирака России, образовавшейся еще в период существования СССР. Проблема иракского долга России рассматривается в качестве одного из ключевых проблемных вопросов экономического и политического сотрудничества России и Ирака Гудков А. Россия спишет иракский долг без торга// Коммерсантъ. - 2007, 10 августа, с. 8.

В свое время внимание крупных российских компаний привлекал вариант частичного выкупа иракских долгов за счет предоставления крупных контрактов российской стороне. После свержения режима С. Хусейна российское руководство выдвигало эту идею в качестве основной - списание иракского долга обуславливалось возвращением российским компаниям аннулированных новыми властями Ирака контрактов по строительству экономических объектов и разработке месторождений нефти. Однако в результате давления американской стороны, настаивавшей на безвозмездном списании долга, и учитывая заинтересованность России в укреплении отношений с новым иракским правительством, в феврале 2008 г. было подписано соглашение об урегулировании иракской задолженности России по ранее предоставленным кредитам. Россия списала Ираку 90% долга - 12,9 млрд. долларов. Москва не получила никаких ответных гарантий с иракской стороны по допуску российских компаний на местный рынок, однако российским руководством подписание соглашения рассматривается в качестве основы для установления дружественных двусторонних отношений Гудков А. Россия спишет иракский долг без торга// Коммерсантъ. - 2007, 10 августа, с. 9.

Делись добром ;)