2. Влияние оффшорных финансовых сетей на развитие российской экономики
Можно сказать, что оффшоры вряд ли получили бы такое широкое распространение сегодня, если бы не давали такого большого экономического эффекта, а также других преимуществ как предприятиям, так и отдельным частным инвесторам.
Далее перечислим основные мотивы при легальном использовании оффшоров именно в абсолютно произвольном порядке, так как приоритеты данных мотивов у разных так называемых потребителей оффшорных услуг кардинально различаются. При построении своей оффшорной сети предприятие, как правило, руководствуется определенными мотивами. Рассмотрим их более подробно:
- продажа своих активов;
- оптимизация налогов;
- хранение своего богатства;
- пользование своими активами;
- управление своими активами;
- привлечение инвестиций с помощью размещения акций, а также долговых ценных бумаг на иностранных фондовых рынках;
- укрытие информации об участниках сделки или же владельцах собственности;
- осуществления зарубежной экспансии, а также использование для международных инвестиций;
- инвестирование в нашу страну;
- разделение рисков и прочее.
Можно сказать, что именно налоговое планирование именно с использованием оффшорных зон является основным мотивом, который очень часто сопровождается и прочими причинами. На основе заключенных соглашений нашей страной с зарубежными странами компании получают легальные возможности для облегчения налогового бремени. А с помощью этого они увеличивают доходы своего предприятия.
Владение активами через организации, которые зарегистрированы в оффшорах, позволяет предприятиям быть более уверенными в их своеобразной защищенности в условиях проведения не достаточно однозначной государственной политики в данной области на протяжении всех последних лет в нашей стране. Сегодня предприятиям в нашей стране вполне ясны так правила, а развитые юридические институты в оффшорах создают достаточно комфортную среду для ведения своего бизнеса.
Предприятия в нашей стране предпочитают структурировать свои активы именно с помощью создания больших холдингов, центральные звенья которых находятся именно в оффшорах. Так, например, передача активов под контроль оффшорной организации достаточно сильно облегчают их реализацию, так как позволяют продавать не сами активы, а владеющую ими именно через российскую структуру оффшорную организацию.
Можно говорить, что использование оффшорных схем при структурировании своего бизнеса усиливает правовую защищенность активов предприятия, а также повышает их привлекательность на международном рынке. Именно поэтому иностранные инвесторы сегодня предпочитают вкладывать средства в нашу страну именно с помощью приобретения актива, владельцем которого является зарегистрированное в оффшоре предприятие.
Можно сказать, что оффшорные компании дают возможность сохранять в тайне участников различных сделок. Это является особенно актуальным, если речь идет именно о малом или же среднем бизнесе.
Как показал опыт нашей страны, в оффшорных схемах могут быть также заинтересованы и старые владельцы собственности, то есть так называемые представители элиты страны, которые сами владели данной собственностью именно через оффшорные организации. Информация об участниках данных крупных сделок все равно когда-нибудь становится известной.
Также с помощью оффшорных организаций появляется возможность устанавливать контроль над активами, которые появляются в результате международных поглощений и слияний предприятий.
Вообще оффшорные организации, в которых оседают российские активы, очень часто используются именно для получения дополнительных источников финансирования за счет размещения корпоративных облигаций и акций на зарубежных рынках.
Можно также отметить тот факт, что именно с помощью оффшорных организаций в страну частично возвращаются ранее вывезенные из нее капиталы. Так, например, по оценке Минэкономразвития, которая была сделана в середине 2007 г., примерно 27% притока инвестиций в Россию было обеспечено именно возвращенным из-за границы капитала российских компаний, которые ранее были вывезены из-под национального налогового контроля в оффшоры.
Хотелось бы также отметить и то, что использование оффшоров российскими предприятиями оказывает сильное положительное влияние на развитие экономики нашей страны. Так, например, можно сказать, что данные стратегии повышают конкурентоспособность предприятий как в национальной, так и в мировой экономике. Они создают условия для разделения инвестиций, а также расширения доступа финансированию. Данные стратегии заставляют государство снижать налоговое бремя в стране.
Однако можно сказать, что создание оффшоров связано также с оттоком капитала из нашей страны, а также с сокращением общей налоговой базы в бюджете.
Огромные потери связаны именно с невыплатой налогов граждан в бюджет РФ. Об этом можно говорить в первую очередь по оценкам экспертов Boston Consulting Group. Так, по данной оценке стоимость принадлежащих миллионерам из России активов, которые размещены в оффшорах, на конец 2007 г. составляла примерно 32% общей стоимости всех их активов.
А как утверждает швейцарский Национальный банк, на тот же 2007 г. на счетах российских граждан, а также предприятий и банков из нашей страны в стране хранилось около 31,6 млрд. шв. франков.
Вообще использование оффшоров ведет не только к налоговым потерям, но также и к серьезным деформациям в структуре государства. Так, одним из самых ярких примеров здесь можно признать ситуацию с российскими морскими судами. Так, если в 1992 г. под флагом нашей России плавали 1080 судов, то на 2003 г. их осталось всего 209.
Можно сказать, что негативные последствия как от легального, так и от нелегального использования оффшорных зон свидетельствуют о необходимости проведения такой политики, которая бы четко ограничивала их негативное влияние на развитие экономики РФ.
Сегодня именно такую так называемую антиоффшорную политику проводят многие страны мира, а также и многие серьезные международные организации, которые занимаются вопросами развития мировых финансов, а также и борьбой с отмыванием денег и финансированием террористов.
- Тема 6. Оффшорный бизнес
- 29) Проблема вступления России в вто.
- Глава 2. Россия и вто.
- 3. Проблемы и перспективы совершенствование государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России в условиях членства Российской Федерации в вто
- 4.3 Оффшорный бизнес и его типичные схемы
- 28. Россия и вто.
- 44 Вопрос. Россия и вто: проблемы и перспективы
- 3. Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним