Особенности национальных моделей рынка ведущих стран мира

курсовая работа

1.3 Противоречия между развитыми странами

Почти 3/4 всего экспорта развитых стран предназначено для развитых стран. Иными словами, страны этой группы торгуют преимущественно друг с другом. В частности, в 2000 г. США и Канада направляли в развитые страны 65% своего экспорта, Япония - 49%, а страны Западной Европы (ЕС плюс Швейцария, Норвегия и Исландия) - 80%. При этом обнаруживается тенденция усиления роли внутрирегиональной торговли, когда внешнеторговые поставки не выходят за пределы одного региона (Западно-Европейского, Северо-Американского, Азиатско-Тихоокеанского). Западноевропейские страны: особенности социально-экономических моделей / Под ред. В.П. Гутника. - М.: Наука, 2002. - С. 89.

Причина этого феномена кроется в скрытом росте протекционистских настроений правящих кругов развитых государств. Идеология либерализации экономического сотрудничества, проповедуемая развитыми странами, входит в противоречие с реальными мерами, принимаемыми ими в своей внешнеэкономической политике и по сути направленными на ограничение притока товаров с относительно высокой долей добавленной стоимости (по сравнению с сырьем).

Дальше всех в этом направлении продвинулись США. В арсенал применяемых ими средств входят тарифные и различные нетарифные барьеры. В отношении некоторых сельскохозяйственных товаров, импортируемых из ЕС, США используют тарифные квоты. Нетарифные ограничения, используемые США против ЕС, состоят в следующем: требование предоставления дополнительного счета-фактуры на отдельные товары, непризнание европейского сертификата происхождения, запрет ввоза некоторых продуктов, расхождения в стандартах, требование дополнительной маркировки и описания товаров и т.п. Евросоюз принимает ответные меры: устанавливает количественные квоты по некоторым товарам, запрещает импорт из США отдельных товаров (в частности, генетически модифицированных) и т.д. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. - М.: Наука, 2002. - С. 95.

Япония также устанавливает заградительные барьеры перед импортом из развитых стран: длительную процедуру получения разрешения на ввоз; необходимость одобрения со стороны союзов (ассоциаций, федераций и т.п.) национальных производителей аналогичных товаров и т.д. Проникновение иностранных товаров в страну настолько затруднено, что США в 1990-х годах даже заключили ряд соглашений с Японией по расширению экспорта американских товаров в Японию (автомобилей, листового стекла, компьютерной техники, полупроводников и др.). Однако они носят формальный характер и практически не выполняются.

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

экономика американский японский европейский

Термин “страновая, или национальная модель” был введен в научный оборот относительно недавно, в последней четверти XX в., и пока не имеет исчерпывающего определения.

Само понятие “модель” имеет несколько трактовок. Среди них к реалиям мировой экономики применимы лишь две. В первой трактовке модель - это схематичное описание какого-либо явления или процесса в обществе. Во второй трактовке модель - это образец, служащий эталоном для воспроизведения. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общ. ред. А.В. Сидоровича - М.: Дело и сервис, 1998. - С. 84.

Понятие страновой модели используется в случае, если социально-экономическое и политическое развитие того или иного национального государства в течение достаточно длительного периода демонстрирует стабильность ключевых параметров, заложенных в основу модели. Если воспроизводство этих параметров нарушается, можно ожидать либо частичную модификацию модели роста, либо ее полную трансформацию

Не менее важным компонентом понятия страновой модели является характеристика ее особенностей, иными словами, ее специфика. Это дает возможность проводить сравнительный анализ национальных моделей, существующих в мировом хозяйстве с учетом его эволюционного развития. Сравнительные исследования проводятся по одному или нескольким выделенным критериям. Результатом таких разработок могут быть предложения по типологизации национальных моделей.

Несмотря на значительную однородность по отношению к внешним наблюдателям развитые страны обладают не менее значительной разнородностью по отношению друг к другу. В наиболее общем виде подобная разнородность проявляется в существовании трех систем (моделей) функционирования экономики: американской, японской и европейской. Каждая из них обладает набором неких единых свойств, характерных для всех развитых стран, а точнее - характерных для стран с развитой рыночной экономикой. К ним можно отнести отношения собственности, формы и традиции предпринимательства, формы и методы взаимодействия государства и бизнеса, механизмы регулирования экономических процессов, механизмы согласования интересов различных групп, обеспечение социальной стабильности и т.п. В целом, под моделью следует понимать комплекс хозяйственных институтов, определяющих характер хозяйственной и социальной систем, а также реальные механизмы, обеспечивающие дееспособность этих институтов.

Однако конкретно-исторические условия возникновения, развития и функционирования рыночных (капиталистических) отношений в каждой из рассматриваемых стран обусловили особенности нынешнего состояния их экономик.

2.1 Общая характеристика понятия национальной

модели экономики страны

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Барихин А.Б. Экономика и право: Энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - С. 188. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно. Критерии, по которым оценивается содержание модели экономического развития, и проводятся сравнения национальных экономических систем, весьма разнообразны. К ним относятся: Государство и рынок // Общество и экономика. - 1997. - №3. - С. 14.

· соотношение форм собственности;

· уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и ее отдельных сфер;

· границы и методы государственного воздействия на экономику;

· цели и средства проводимой экономической политики;

· источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм;

· структура капиталов компаний;

· система управления и организации труда на предприятиях;

· степень открытости экономики;

· динамика, структура и управление внешнеэкономическими связями.

Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:

· объем, структура и динамика ВВП;

· величина ВВП на душу населения;

· индекс роста потребительских цен;

· уровень производительности труда и другие.

Поскольку проведение сравнительного анализа преследует экспликативную цель, то на первый план выдвигается задача вычленения наиболее привлекательных сторон модели и главное - демонстрация причин их появления и механизма воспроизводства.

Эффективность той или иной экономической модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете, наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.

При всей своей устойчивости каждая национальная экономическая модель имеет своеобразный жизненный цикл. Достаточно длительные (обычно не менее 10 лет) периоды стабильного и динамичного роста той или иной страны, сопровождающегося прогрессивными преобразованиями в структуре экономики и ростом благосостояния, иногда называют “экономическим чудом”. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - С. 187.

Поскольку в самом понятии модели заложена ее оценочная функция, закономерным является появление своеобразного “рынка” страновых экономических моделей, участвующих в нем на основе своих “относительных преимуществ”. Спрос на этом “рынке” предъявляется со стороны научных, деловых и политических кругов.

Отличительной особенностью “рынка” страновых моделей на исходе XX в. является то, что все они (за исключением северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики, в которой именно рыночные отношения являются доминантой процессов производства и обмена. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование - необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами “смешанной экономики”, не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Необходимый политический атрибут такой системы - развитое гражданское общество.

Термин “смешанная экономика” используется применительно к национальным системам экономически развитых стран. Некоторые исследователи полагают, что такое определение распространяется исключительно на национальные модели западноевропейских государств, поскольку именно они демонстрируют динамизм рыночного хозяйства и социальную ориентацию, носителем которой выступают государство и другие общественные институты. Следует отметить, что границы и степень государственного участия в экономической жизни (масштаб государственной собственности, доля госбюджета и/или его расходной части в ВВП, финансирование государством социальной сферы, проведение макроэкономической политики и регулирование микроэкономической среды) - это наиболее важный критерий типологизации национальных моделей.

Делись добром ;)