Основы внешней экономической деятельности

контрольная работа

Задание 6. Организационные формы выхода на зарубежные рынки

1. Изучите организационно-правовые аспекты выхода на внешние рынки компаний в зависимости от объемов инвестирования.

2. Рассмотрите инструменты регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.

3. Определите необходимые источники информации о внешних рынках для компаний экспортеров, для компаний производителей, для компаний посредников, для компаний импортеров.

4. Определите преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки в следующих формах:

- экспортер;

- ассоциированная компания;

- зависимая компания;

- дочерняя компания;

- зарубежный филиал;

- совместное предприятие.

5. Исследуйте роль инноваций и организационные формы их распространения на внешние рынки.

Решение:

Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы зависят от функций внешнеэкономической деятельности, отраженных в ее уставе. Устав внешнеторговой фирмы содержит следующие разделы: общие положения и сведения, предмет деятельности, цели и задачи фирмы, ее права и обязанности, принципы управления фирмой и организации ее работы, порядок заключения внешнеторговых сделок, реорганизации и ликвидации, организации документооборота и отчетности. Статус юридического лица дает право на подписание контракта руководителю внешнеторговой фирмы или уполномоченным доверенным лицам. Заключение внешнеторгового контракта от имени и по поручению предприятия предполагает две подписи: директора фирмы и лица, уполномоченного руководителем предприятия.

Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».

В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:

1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации.

2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Система регулирования включает принятие нормативных актов, которые содержат стимулирующие и ограничительные меры, формирование контролирующих государственных органов, дополнительные меры (заключение международных договоров, участие в страховании иностранных инвестиций, финансирование перспективных проектов, разного рода организационная и информационная поддержка).

Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также о стандартах качества, научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран - достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей.

В Российской Федерации необходимую информацию могут предоставить следующие организации.

1. Торгово-промышленная палата РФ - ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. В состав ТПП РФ входят Главное управление по координации, Договорно-правовое управление, Управление подготовки внешних связей и международных организаций. Валютно-финансовое управление, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Управление капитального строительства и материально-технического снабжения, Информационно-аналитическое управление, Центр исследований и общественных связей, Управление аккредитации и протокольной службы.

В состав ТПП РФ входят также семь внешнеэкономических организаций:

"Союзпатент" (патентование за границей отечественных изобретений);

"Внешэкономсервис" (консультационные услуги экономического характера, содействие в поиске партнеров, переводческие, рекламные, информационные услуги, обучение специалистов, проведение симпозиумов, конференций, семинаров, создание за границей смешанных обществ);

"Союзрегион" (изыскание новых экспортных ресурсов);

"Союзэкспертиза" (проверка качества экспортных и импортных товаров в России и за границей, экспертиза на соответствие российских товаров требованиям внешнего рынка);

"Северс" (прежнее название "Внешторгреклама") - рекламный центр;

"Совинцентр" (обеспечение условий для работы инофирм в России, представление их интересов в стране, предоставление им рекламных, информационных, транспортных, коммунальных, культурных, других услуг);

"Экспоцентр" (проведение выставок, оказание экспонентам рекламных, транспортных услуг).

2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции (прежде всего Внешэкономбанк, Внешторгбанк), в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков.

3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (ВНИКИ). Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и ценам.

4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ; автоматизированная информационно-поисковая система "Фирмы" МВЭС РФ, международные компьютерные сети организаций, например «Новости», внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.

5. Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.

6. Общественные организации, международные объединения.

Определим преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки в следующих формах:

Таблица 8

Преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки

Формы

Преимущества

Недостатки

Экспортер

Вывоз, реализация товаров (услуг) за границу без участия посредников, что удешевляет товар

Большая доля риска и затрат

Ассоциированная компания

Самостоятельность при разработке оперативных решений на местном уровне (оперативность);

Имидж местной компании, к которой доверие населения и местных предпринимателей может быть больше (“свои не убегут”);

Покровительство местной власти или свое лобби в ее законодательных или исполнительных структурах.

Зависит от экспортера за рубежом (он владеет 20-50% уставного капитала).

Дочерняя компания

размывание доли миноритарных акционеров, отсечение их от управления предприятием, выкачивание ресурсов из материнской компании.

Зависимая компания

Головная компания имеет возможность влиять на решения

Зарубежный филиал

Создавая региональные филиалы за рубежом, предприятие стремится к объединению производственных, снабженческих, торговых, сервисных, монтажных и других структурных единиц, что представляет вертикальную интеграцию по продуктовой линейке

Каждый зарубежный филиал несет на себе груз юридической ответственности материнской компании

Совместное предприятие

Снижение издержек и распределение коммерческого риска

Разветвленная структура, что мешает управлению

Делись добром ;)