Основы внешней экономической деятельности
Задание 6. Организационные формы выхода на зарубежные рынки
1. Изучите организационно-правовые аспекты выхода на внешние рынки компаний в зависимости от объемов инвестирования.
2. Рассмотрите инструменты регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации.
3. Определите необходимые источники информации о внешних рынках для компаний экспортеров, для компаний производителей, для компаний посредников, для компаний импортеров.
4. Определите преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки в следующих формах:
- экспортер;
- ассоциированная компания;
- зависимая компания;
- дочерняя компания;
- зарубежный филиал;
- совместное предприятие.
5. Исследуйте роль инноваций и организационные формы их распространения на внешние рынки.
Решение:
Организационные принципы построения внешнеторговой фирмы зависят от функций внешнеэкономической деятельности, отраженных в ее уставе. Устав внешнеторговой фирмы содержит следующие разделы: общие положения и сведения, предмет деятельности, цели и задачи фирмы, ее права и обязанности, принципы управления фирмой и организации ее работы, порядок заключения внешнеторговых сделок, реорганизации и ликвидации, организации документооборота и отчетности. Статус юридического лица дает право на подписание контракта руководителю внешнеторговой фирмы или уполномоченным доверенным лицам. Заключение внешнеторгового контракта от имени и по поручению предприятия предполагает две подписи: директора фирмы и лица, уполномоченного руководителем предприятия.
Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ».
В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:
1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации.
2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Система регулирования включает принятие нормативных актов, которые содержат стимулирующие и ограничительные меры, формирование контролирующих государственных органов, дополнительные меры (заключение международных договоров, участие в страховании иностранных инвестиций, финансирование перспективных проектов, разного рода организационная и информационная поддержка).
Поскольку все большее число предприятий нашей страны самостоятельно выходит на внешний рынок, их интересует информация о зарубежных предприятиях, рынках и ценах, а также о стандартах качества, научно-технических достижениях. Хозяйственный руководитель может иметь полную информацию об инофирмах, инвестиционном климате и рынках зарубежных стран - достаточно научиться работать со справочниками, годовыми отчетами компаний, деловой экономической литературой, газетами, журналами и другими источниками средств массовой информации, справочниками банков и кредит-бюро, а также с современными электронными картотеками банков и кредит-бюро, картотеками-терминалами информационных компьютерных сетей.
В Российской Федерации необходимую информацию могут предоставить следующие организации.
1. Торгово-промышленная палата РФ - ведущая общественная организация, содействующая развитию внешнеэкономических связей нашей страны. В состав ТПП РФ входят Главное управление по координации, Договорно-правовое управление, Управление подготовки внешних связей и международных организаций. Валютно-финансовое управление, Управление бухгалтерского учета и отчетности, Управление капитального строительства и материально-технического снабжения, Информационно-аналитическое управление, Центр исследований и общественных связей, Управление аккредитации и протокольной службы.
В состав ТПП РФ входят также семь внешнеэкономических организаций:
"Союзпатент" (патентование за границей отечественных изобретений);
"Внешэкономсервис" (консультационные услуги экономического характера, содействие в поиске партнеров, переводческие, рекламные, информационные услуги, обучение специалистов, проведение симпозиумов, конференций, семинаров, создание за границей смешанных обществ);
"Союзрегион" (изыскание новых экспортных ресурсов);
"Союзэкспертиза" (проверка качества экспортных и импортных товаров в России и за границей, экспертиза на соответствие российских товаров требованиям внешнего рынка);
"Северс" (прежнее название "Внешторгреклама") - рекламный центр;
"Совинцентр" (обеспечение условий для работы инофирм в России, представление их интересов в стране, предоставление им рекламных, информационных, транспортных, коммунальных, культурных, других услуг);
"Экспоцентр" (проведение выставок, оказание экспонентам рекламных, транспортных услуг).
2. Банки, имеющие лицензии на валютные операции (прежде всего Внешэкономбанк, Внешторгбанк), в картотеке которых несколько тысяч иностранных организаций, фирм и банков.
3. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт МВЭС РФ (ВНИКИ). Библиотека ВНИКИ имеет огромный фонд материалов по любым коммерческим вопросам, контактам, конъюнктуре и ценам.
4. Национальный автоматизированный банк обмена информацией на ВЦКП ТПП РФ; автоматизированная информационно-поисковая система "Фирмы" МВЭС РФ, международные компьютерные сети организаций, например «Новости», внешнеэкономические объединения МВЭС РФ, министерств, ведомств.
5. Некоторые совместные предприятия, в сфере деятельности которых консультирование, маркетинг, поиск партнеров.
6. Общественные организации, международные объединения.
Определим преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки в следующих формах:
Таблица 8
Преимущества и недостатки проникновения на внешние рынки
Формы |
Преимущества |
Недостатки |
|
Экспортер |
Вывоз, реализация товаров (услуг) за границу без участия посредников, что удешевляет товар |
Большая доля риска и затрат |
|
Ассоциированная компания |
Самостоятельность при разработке оперативных решений на местном уровне (оперативность); Имидж местной компании, к которой доверие населения и местных предпринимателей может быть больше (“свои не убегут”); Покровительство местной власти или свое лобби в ее законодательных или исполнительных структурах. |
Зависит от экспортера за рубежом (он владеет 20-50% уставного капитала). |
|
Дочерняя компания |
размывание доли миноритарных акционеров, отсечение их от управления предприятием, выкачивание ресурсов из материнской компании. |
||
Зависимая компания |
Головная компания имеет возможность влиять на решения |
||
Зарубежный филиал |
Создавая региональные филиалы за рубежом, предприятие стремится к объединению производственных, снабженческих, торговых, сервисных, монтажных и других структурных единиц, что представляет вертикальную интеграцию по продуктовой линейке |
Каждый зарубежный филиал несет на себе груз юридической ответственности материнской компании |
|
Совместное предприятие |
Снижение издержек и распределение коммерческого риска |
Разветвленная структура, что мешает управлению |