Основные факторы и проблемы функционирования индийского государства в условиях современного этапа глобализации (в 1980-90-х гг. - начале XXI-го века)

дипломная работа

Глава II. Развитие экономической Индии - от этатистской модели к либерально рыночной

В 1949 г. на съезде ведущей политической партии Индии Индийский национальный конгресс (ИНК) была принята формулировка программного характера, вошедшая в преамбулу ее Устава: «Целями Индийского национального конгресса является улучшение благосостояния народа и прогрессивное развитие Индии, построение мирными и законными средствами общества всеобщего благоденствия, основанного на равенстве политических, экономических, социальных возможностей и стремящегося к сотрудничеству, к миру во всем мире» Кашин В. Пандит Джавахарлал Неру // Азия и Африка сегодня (ААС). 2005. № 6. С. 44-45. Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру, убежденный сторонник гандизма считал, что для его страны неприемлемы капиталистическая система с ее социальным неравенством и тоталитарный социализм с его безраздельной властью государства над личностью и пришел к пониманию необходимости построения в Индии «общества социалистического образца» как своеобразного синтеза всего рационального в той и другой системах и учитывающего индийскую национальную традицию. Индийский лидер был убежден, что молодое неокрепшее государство не может строиться на конфронтации социальных групп, и предложил путь реформ, компромиссов, конвергенции, направляемой и регулируемой государством. «Демократия... означает не только равенство в избирательном праве, но и экономическое и социальное равенство», - говорил он Мартышин О.В. Политические взгляды М.К. Ганди. М., 1970. С. 254-258. Под демократическим устройством общества он подразумевал сосуществование разных экономических укладов и разных форм собственности.

В 1955 г. ИНК принял резолюцию, которую можно считать исторической. В ней провозглашалось, что целью партии является построение в Индии общества «социалистического образца», в котором все его члены будут иметь равные возможности получения материальных благ и самосовершенствования Шаститко П. Социализм Джавахарлала Неру // ААС. 1994. № 6. С.39.. В экономической области предполагалось задействовать два мощных фактора: первый - развитие государственного сектора экономики в промышленности, энергетике и транспорте; второй - плановое ведение народного хозяйства с целенаправленными инвестициями в государственный сектор Там же. С.40..

Д. Неру называют в Индии «архитектором госсектора». Госсектор планировался и создавался как передовой рубеж развития Индии с уклоном в перспективе в сторону социализма. В первых двух пятилетних планах экономического развития (1951-1961 гг.) планировалось перевести все ключевые, в том числе стратегические, отрасли экономики в государственный сектор. Результаты реформ, призванных преобразовать колониальное общество в общество, в котором сочетались бы элементы капиталистического и социалистического укладов, были впечатляющими. Если в конце колониального периода средний ежегодный прирост продукции находился на уровне 0,6 %, то в годы первой пятилетки - 6,5 %, второй - 7,3 %, третьей -7,8 %. К середине 1960-х гг. объем промышленного производства вырос в 2,5 раза. И в последующие годы Индия имела устойчивый и значительный рост экономики. В период с 1980 по 1991 г. он составлял ежегодно 5,4 %. Индия благодаря государственному сектору экономики вышла в ряд развитых индустриально-аграрных стран, в создании которого, кстати, активно участвовал иностранный капитал Чичеров А.И. Джавахарлал Неру и независимая Индия. М., 1990. С.124-125..

В 1970-е гг. в экономике Индии начала крепнуть новая тенденция - прямое сотрудничество госсектора с частным капиталом, выражающаяся в развитии совместного предпринимательства. Главными направлениями политики всех правительств ИНК были: а) усиление государственных капиталовложений в базовые отрасли промышленности; б) ослабление государственного регулирования частного сектора, расширение налогово кредитных льгот крупному частнокапиталистическому предпринимательству; в) упрочение национальной валютной системы и финансов, укрепление национального рынка. При Д. Неру, и при его преемниках социально-экономические преобразования, проходившие в отсталой стране, с отсталым населением, с низкой политической культу рой граждан, переживших два века колониализма, осуществлялись трудно. Опасной болезнью Индии была коррупция. Реформы, действительно, вывели страну в разряд самых динамично развивающихся стран мира. Но плодами экономического роста воспользовались далеко на все. Доля граждан, живущих за чертой бедности, сократилась более чем в два раза, но их численность осталась примерно той же - 300 млн. человек Куценков А. Индия: роль негосударственных организаций в решении социальных проблем // ААС. 2007. № 6. С.25..

Активное и плановое реформирование сельского хозяйства началось с середины 1960-х гг. Были закуплены высокоурожайные сорта продовольственных сортов, в первую очередь пшеницы. Государство дало крестьянам кредиты, на индийских полях появились машины. Результаты реформ («зеленая революция») сказались быстро и эффективно. С 1978 г. Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного самообеспечения (ранее она ежегодно ввозила до 10 млн. тонн зерна, а в настоящее время экспортирует сельскохозяйственную продукцию) Шаститко П. Социализм Джавахарлала Неру // ААС. 1994. № 6. С.40..

Итак, рожденная Д. Неру концепция индийского общества социалистического образца, включающая в себя смешанную экономику при приоритете государственного сектора, плановость народного хозяйства, плюрализм общественной мысли - все это в целом оказалось жизненным и придало развитию Индии устойчивую динамичность. Однако практика государственного этатизма постепенно стала приводить к усилению автократических централизаторских тенденций в руководстве ИНК. Стали проявляться негативные тенденции, которые выразились в антиэкспортном торговом режиме, жестком протекционизме национальной промышленности, сокращении государственных накоплений, росте финансового дефицита и увеличении внешнего долга с 23 млрд. долл. в 1980-1981 гг. до 82 млрд. долл. в 1990-1991 гг. Юрлов Ф. Индийский Национальный Конгресс во власти и в оппозиции // ААС. 2004. № 2. С.40.. Все это сопровождалось неблагоприятными внешними факторами, в частности, очередным нефтяным кризисом начала 1991 г. В итоге в Индии разразился острый финансовый кризис.

Кризисные процессы в индийском обществе стимулировали поиск альтернативных путей развития. Принцип консенсуса стал уступать место принципу альтернативности в формировании концепции капиталистической модернизации. Причинами новой экономической стратегии были следующие: 1) изменение основы индустриализации с импортзамещения на форсированное производство на экспорт; 2) перенесение упора в соотношении науки и технологии; 3) необходимость ликвидировать бюрократические препоны при внедрении современной технологии в производство; 4) изменение характера частного сектора и преобразование его в национальный индийский сектор; 5) необходимость пересмотра отношения к нерентабельным предприятиям государственного сектора.

Седьмой пятилетний план (1985-1990 гг.) предполагал развитие государственного сектора без новых капиталовложений, за счет собственных накоплений. Крупные предприятия подлежали приватизации. Доля государственного сектора впервые была запланирована меньше, чем доля частного сектора. Это означало изменение официальной концепции государственного сектора: на смену командно-административным методам управления экономики приходила концепция «экономического федерализма», предполагающая развитие свободной рыночной конъюнктуры. Социалистическая риторика ИНК все больше стала уступать место рассуждениям о новой технологической революции, «прыжке в XXI век» Там же. С.41.. В последнее десятилетие XX - начале XXI в. экономика и население Индии отчетливо разделилось на два сегмента -патриархально-аграрный, включающий в себя почти 60 % населения Индии, и современный, в том числе и постиндустриальный Мазин А. Индийский ВПК и амбиции Дели // ААС. 2006. № 12. С.2.. Премьер-министр Раджив Ганди, в поисках путей модернизации, в конце 1980-х гг. взял курс на интенсивную либерализацию экономики и ее интеграцию в мировое хозяйство, в частности, на ослабление государственного контроля над производством и распределением продукции, смягчение ограничений на импорт, поощрение независимости предприятий, входивших в госсектор. А правительство премьер-министра Нарасимха Рао в первой половине 1990-х гг. взяло курс на осуществление широких рыночных реформ. С 1991 г. в Индии стала осуществляться программа стабилизации и структурных преобразований, предложенная и финансируемая МВФ, Всемирным банком, Азиатским банком развития и отдельными странами Юрлов Ф. Индийский Национальный Конгресс во власти и в оппозиции // ААС. 2004. № 2.С.37.. Правительство Индии взяло на себя обязательство осуществлять более эффективные мероприятия в социальной сфере.

С момента введения процесса реформ в начале 1990-х Индия стала свидетелем значительного увеличения трансграничных потоков капитала, и эта тенденция представляет собой явный разрыв с предыдущими десятилетиями. Чистый приток капитала увеличился с 7,1 млрд долл в 1990-1991 гг до 45,8 млрд.долл США в 2006-2007гг, и далее 108,0 млрд. долл США в 2007-2008 гг Ломакин В.К. «Мировая экономика: Учебник для вузов». - М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000г. С.253.. Индия страна с самым высоким чистым притоком капитала из формирующейся рыночной экономики Азии.

В целом, преобразования по либерализации экономики и ограничению роли государственного сектора в Индии в 1990-х гг. продолжали и развивали то лучшее, что было уже завоевано в годы правления Д. Неру - И. Ганди, а не проходили под лозунгом отказа от прошлого. По-прежнему правительство делало главную ставку на внутренние ресурсы страны.

В последние десятилетия в Индии произошли значительные изменения. Их двигателем послужила сфера услуг, доля которой поднялась с 40% в 1990 на 50% в 2004г Там же. С.254.. Быстрота, качество и сложность типа выставляемых на продажу услуг повышаются и стремятся соответствовать международным стандартам.

Наиболее быстрыми темпами развивались торговля, гостиничное дело, транспорт и связь. Правительство рассматривает сектор информационно-компьютерных технологий как один из ведущих секторов для укрепления позиций страны в мировом хозяйстве. Индия быстро становится главной силой в секторе информационных технологий. Потенциал все более и более выявляется всемирными программными гигантами, такими как: Microsoft, Hughes, и Computer Associates, которые сделали существенные вложения в Индии.

Быстро развивается рынок капитала. Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании, предприятия рискового капитала. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи, с более чем 9,000 зарегистрированных компаний, объем капитализации составляет 26% ВВП Там же. С.254.. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для некоторых акций, торги через интернет и т.д.

Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной экономики.

Прирост ВВП в 2009-2010 - около 1,3% . При пересчете по методологии ООН по «паритету покупательной способности» Индия по объему ВВП занимает четвертое место в мире после США, КНР и Японии. Объем ВВП Индии по «паритету покупательной способности» составляет порядка 3,23 трлн. долл.США, объем ВВП на душу населения по этому показателю - около 3045 долл. США Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юрист», 2001г. С.73..

Делись добром ;)