Основные тенденции развития экономики Франции

курсовая работа

2.1 Внешнеторговая политика Франции

На формирование внешнеторговой политики Франции оказали, существенное влияние следующие факторы и особенности:

· основная часть партнеров - это промышленно развитые государства;

· предметом внешней торговли служат промышленные товары;

· структурный характер внешней торговли;

· высокая зависимость от импорта энергетических и сырьевых ресурсов из развивающегося мира;

низкая обеспеченность природными ресурсами. Такой расклад предопределил две цели, которые были положены в основу внешнеторговой политики страны:

· снижение внешней сырьевой зависимости;

· создание условий для наращивания экспорта и расширения сферы функционирования собственной экономики на международной арене.

Для ослабления внешней сырьевой зависимости правительство Франции стала проводить политику экономии и стимулирования национального производства энергии, диверсификацию источников ее импорта. В целях реализации этой стратегии было использовано три экономических рычага:

· а) снижение роста спроса на энергию, что могло быть обеспечено ростом цен на нее;

· б) регулирование роста потребления энергии;

· в) осуществление сознательной политики для стимулирования экономии энергии (пропаганда в средствах информации, использование премиальной системы для инвестиций, обеспечивающих ее экономию, льготного кредитования и налогового преимущества) (Приложение М)

Эта политика касалась не только производственного сектора, но и жилищного. Последствиями данной стратегии явился прирост ВВП. Одновременно осуществлялась политика, направленная на наращивание национального производства энергии. При этом следует отметить такую особенность, как наличие наибольших возможностей маневра, поскольку национальное производство энергии контролировалось государственным сектором. С 2000 -х годов французское правительство пристальному вниманию подвергло национальное производство угля, поскольку затраты на его добычу были чрезмерно высоки по сравнению с другими странами, и это вызывало необходимость наращивания субсидий для его производства[31]. Добыча угля снизилась с 43,2% до 10%.

Аналогичная ситуация складывалась с национальным производством газа и нефти. Для достижения энергетической независимости французское правительство осуществило реализацию широкомасштабной программы ядерной энергетики, которая позволила обеспечить 60% производства энергии и 30% потребления. Этому способствовали импорт ураносодержащего сырья, а также обеспеченность собственным обогащенным ураном. Рост задолженностей, связанных с долгими сроками амортизации ядерных электростанций, стимулировал поиск новых источников энергии (геотермальная, энергия солнца, ветра). В результате всех принятых мер энергетическая зависимость страны ослабла. Наряду с вышеназванными рычагами была задействована и стратегия диверсификации географических источников импорта энергии. Главной задачей ее явилось стремление снижения зависимости от стран ОПЕК. Основным средством служило наращивание долгосрочных контрактов с Саудовской Аравией на поставку нефти, природного газа - с постсоветскими странами, Алжиром, урана - с Нигером и Габоном[32].

В целях снижения риска от перебоя поставок политика была нацелена на аккумулирование запасов нефти в объемах четырехмесячного национального потребления. И если запасы нефти периодически претерпевали уменьшение, запасы же урана всегда поддерживались на высоком уровне. Следующий вектор политики Франции был направлен на обеспечение внешней независимости и по другим товарным группам, в частности, независимости от минерального сырья. Рычагами ее явились ограничение импорта, диверсификация источников снабжения, ужесточение контроля над использованием, создание гарантийных запасов. Задачи ограничения импорта были решены многочисленными путями, среди которых приоритетными являлись: рациональное использование сырья, стимулирование экономии, наращивание вторичного использования. Они были решены путем использования фискальных мер, льготных кредитов и субсидий.

Сужение внутреннего спроса и ограниченное проникновение на внешний рынок является узловым в системе внешнеэкономической политики Франции с конца второй мировой войны, поскольку из нескольких десятков тысяч французских предпринимателей лишь 500 обеспечивают экспортные поставки. Система органов как государственного, так и парагосударственого уровней взяли под жесткий контроль определение торговой политики, меры по продвижению экспортных предложений, информационную и консультационную помощь, оказание технической помощи для повышения конкурентоспособности, страхование внешнеэкономической деятельности, а также выдачу экспортных кредитов. Помимо поддержки государственными органами экспорта французская внешнеэкономическая политика обладает стройным механизмом, способствующим наращиванию экспортного потенциала страны. Это прежде всего:

· гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита от политических рисков, войн, революций, валютного контроля и природных катастроф. При этом страховые взносы экспортеров являются невысокими и не отягощают конкурентоспособность, а основные трудности ложатся на плечи государства;

· широкий комплекс гарантий экспортерам, позволяющий нести расходы на исследовательские работы, организацию выставок за рубежом и т.п. не предприятиям, а государству;

· страхование предложений, "инжиниринг";

· гарантия экономического риска, которая защищает предприятие от роста внутренних цен, а "франшиза" превращает эту гарантию в скрытую экспортную субсидию;

· финансирование на льготных условиях, целью которого является помощь развитию и росту продаж за рубежом;

· экспортные кредиты. Причем, наряду с обычными они позволяют экспортерам предлагать не только продажу, но и осуществлять финансирование покупки. За последние 15 лет кредиты, позволяющие сделать отсрочку платежа, существенно снижаются, соответственно сокращаются и льготы специализированных кредитов. Экспортные кредиты ограничивают вмешательство государственной власти и являются объектом свободной конкуренции банков. Некоторые преимущества в кредитной политике продолжают существовать при финансировании экспорта оборудования (твердые процентные ставки, процедура прогрессивных платежей).

По данным российской статистики, Франция занимает среди стран Европы - основных торговых партнёров России восьмое место по объёму товарооборота, уступая таким странам, как Германия, Нидерланды, Италия, Финляндия, Польша, Великобритания и Швейцария. Российско-французская торговля отличается высоким динамизмом: так, в 2001-2008 гг. наш товарооборот вырос более, чем в 5 раз (Приложение Б, 3).

По данным российской статистики показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009 гг. характеризуются следующими данными (млн. долл. США):

Таблица 1 Показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009 год

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

январь-май 2009г.

Товарооборот

5 843,0

7 493,1

9 784,0

13 537,8

16 443,4

22 250,2

5 591,7

Экспорт

3 495,7

4 424,3

6 110,8

7 675,2

8 681,2

12 193,2

2901,3

Импорт

2 347,3

3 068,8

3 673,2

5 862,6

7 762,2

10 057,0

2 690,4

Сальдо

+1148,4

+1355,5

+2437,5

+1812,6

+919,1

+2136,2

+210,9

По итогам 2008 г. российско-французский товарооборот увеличился на 35,3%, в том числе, российский экспорт вырос на 40,4 %, а импорт из Франции - на 29,6%. В силу изменения мировой экономической конъюнктуры по итогам первых пяти месяцев 2009 г. российско-французский товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократился на 37%, в том числе российский экспорт снизился на 43,1 %, импорт из Франции - на 26,7%.

По данным французской статистики показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009 гг. характеризуются следующими данными (млн. евро):

Таблица 2 Показатели товарооборота между Россией и Францией за 2003-2009 год

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

январь-март 2009г.

Товарооборот

8 915

10 485

10 485

14 738

16 737

20 707,6

3 145

Экспорт

6 126

7 337

7 337

10 026

11 083

13 681,5

2 034

Импорт

2 789

3 148

3 148

4 712

5 654

7 026

1 110

Сальдо

+3 337

+4 189

+4 189

+5 214

+5 429

+6 655,5

+924

Таким образом, по данным французской статистики, в 2008 г. товарооборот между Россией и Францией вырос по сравнению с 2007 г. на 23,7%, в том числе, экспорт из России во Францию - на 23,4%, импорт из Франции - на 24,3%. По итогам первого квартала 2009 г. темпы роста данных показателей по отношению к аналогичному периоду 2008 г. составили, соответственно, -32,4% (оборот), - 35 % (экспорт, - 27 % (импорт).

По данным таможенной статистики Франции, объём российско-французского товарооборота превышает российские показатели. Это связано, в частности, с тем, что французская таможенная статистика включает в объём экспорта из России товары, поставляемые через третьи страны, а также отдельные поставки в Россию машин, оборудования, парфюмерно-косметических и электробытовых товаров, изготовленных дочерними предприятиями иностранных компаний во Франции, которые учитываются в российской статистике как импорт из соответствующих стран. Также, с января 2005 года французская таможенная статистика засчитывает поставки природного газа по последней стране транзита (в случае с Россией - это Бельгия и Германия).

По итогам 2008 года наиболее крупными товарными позициями российского экспорта во Францию являются: топливо минеральное, нефть и продукты (10,4 млрд. долл. США), продукция химической промышленности (1,06 млрд. долл. США), металлы, изделия из них (0,3 млрд. долл. США), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (0,1 млрд. долл. США), машины, оборудование, транспортные средства (0,1 млрд. долл. США).

Структуру импорта из Франции в Россию в 2008 г. формируют, главным образом, три товарные группы: машины и оборудование, транспортные средства (4,7 млрд. долл. США), продукция химической промышленности, включая фармацевтическую и парфюмерную (3,2 млрд. долл. США), продовольственные товары и с/х сырье (1, 3 млрд. долл. США).9СМ . ПРИЛОЖЕНИЕ Г,Д)

Таким образом, мы рассмотрели внешнеторговую политику Франции.

Делись добром ;)