Организация международных перевозок в сфере внешнеэкономической деятельности. Базисные условия поставки

дипломная работа

1.3 Базисные условия поставок. Международные правила интерпретации коммерческих терминов - ИНКОТЕРМС - 2010

В результате проведенной работы по унификации базисных условий поставок, основанных на международной торговой практике и торговых обычаях, Международная торговая палата издала Правила толкования международных торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (InternationalCommercialTerms (INCOTERMS)) 2010 года.

При заключении внешнеторгового контракта ключевое значение имеют базисные условия поставки. Именно они влияют на формирование состава расходов организации, и соответственно, на финансовый результат по экспортно-импортным операциям.

Базис поставки - это специальные условия, определяющие обязательства сторон внешнеторговой сделки по доставке товара от продавца до покупателя и устанавливающие момент перехода рисков случайной гибели или повреждения товара от поставщика к покупателю, а также момент исполнения экспортером или импортером обязательств по поставке товара. Базисные условия устанавливают основу контрактной цены.

Кроме того, базисные условия поставок влияют на структуру затрат, включаемых в таможенную стоимость товара, совместно с применяемыми формами расчетов, указанных во внешнеторговом контракте, оказывают влияние на организацию учета расчетов с иностранными поставщиками.

Достоинством «Инкотермс 2010» является то, что сторонам сделки не нужно отдельно прописывать в контракте полный перечень их прав и обязанностей по договору. Дело в том, что унифицированное толкование терминов позволяет достичь такого взаимопонимания, при котором у сторон внешнеторгового договора не возникнет разногласий в отношении его условий. Нормы «Инкотермс 2010» носят рекомендательный характер и применяются по договоренности сторон. Если в контракте при определении базисных условий поставки сделана ссылка на конкретный «Инкотермс 2010», то они приобретают юридическую силу и соблюдение включенных в контракт условий становится для сторон обязательным.

В то же время, если в контракте сделана ссылка на базис поставки по «Инкотермс 2010», а какие-то пункты контракта не соответствуют используемым условиям поставки «Инкотермс 2010», то применяются положения контракта, а не «Инкотермс 2010». В этом случае считается, что стороны сделки оговорили такие изъятия из «Инкотермс 2010» в толковании отдельных условий поставки [8].

Сфера действия «Инкотермс 2010» распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. В основном базис определяет обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавца к покупателю, указывают, как распределены обязанности сторон по перевозке и страхованию, обеспечению соответствующей упаковки товара, выполнению погрузо-разгрузочных работ, установлению момента перехода риска случайной гибели или повреждения товара; по получению экспортных и импортных лицензий, выполнению таможенных формальностей для вывоза и ввоза товара; порядок извещения покупателя о поставке товара и предоставления ему необходимых транспортных документов.

В Таблице приведено, что обозначают термины базисных условий поставок и какой вид термина следует использовать для определенного вида транспорта.

Таблица 2 - Правила для любого вида или видов транспорта [8]

EXW

ExWorks

Франко завод

FCA

FreeCarrier

Франко перевозчик

CPT

CarriagePaidto

Перевозка оплачена до

CIP

Carriage and Insurance Paid to

Перевозка и страхование оплачены до

DAT

DeliveredatTerminal

Поставка на терминале

DAP

DeliveredatPlace

Поставка в месте назначения

DDP

DeliveredDutyPaid

Поставка с оплатой пошлин

Правильное использование обновленных Правил Международной торговой палаты «Инкотермс 2010» значительно упрощает процесс составления договора и позволяет избежать или, по крайней мере, в значительной степени сократить неопределенность различной интерпретации торговых терминов в различных странах.

Предшественниками первых Инкотермс были шесть правил, которые были разработаны Комитетом по торговым терминам при поддержке национальных комитетов МТП в 1923 году. Это были FOB, CIF, FAS, FOT, FOR и C&F. Позже с принятием первых правил Инкотерм в 1936 году в них несколько раз вносились дополнения и поправки, задача которых была адаптация правил к новым потребностям рынка и сферы международной торговли. Поправки делались в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах. Можно предположить, что новая версия Инкотермс выйдет в свет в 2020 году, если только развитие информационных технологий не заставит раньше пересмотреть устоявшиеся правила [8].

В «Инкотермс 2010» нет положений о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте. В противном случае этот вопрос будет решаться на основе норм применяемого права.

В базисных условиях устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Риск гибели или повреждения товара так же, как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят от продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара.

Таблица 3 - Правила для морского и внутреннего водного транспорта

FAS

FreeAlongsideShip

Cвободно вдоль борта судна

FOB

FreeonBoard

Свободно на борту

CFR

CostandFreight

Стоимость и фрахт

CIF

CostInsuranceandFreight

Стоимость, страхование и фрахт

В «Инкотермс 2010» выделены четыре группы видов контрактов. В основу этой классификации положены следующие принципы:

1.определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара;

2.увеличение обязанностей продавца.

Таблица 4 - Структура инкотермс - 2010 [8]

Категория E Отгрузка

EXW

любые виды транспорта

EX Works( ... namedplace) Франко завод ( ...название места). Переход рисков: В момент передачи товара на складе продавца. Экспортные, импорт. таможенные формальности: Ответственность покупателя

Категория F Основная перевозка не оплачена продавцом

FCA

любые виды транспорта

FreeCarrier (...namedplace) Франко перевозчик (...название места)Переход рисков: В момент передачи перевозчику на складе продавца Экспортные, Импортные таможенные формальности: Ответственность продавца

FAS

морские и внутренние водные перевозки

FreeAlongsideShip (... namedportofshipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки).Переход рисков: В момент размещения товара вдоль борта судна. Эксп. таможенные форм-сти: Ответ-сть продавца Имп.тамож. форм-сти: Ответ-сть покупателя

FOB

морские и внутрен. водные перевозки

FreeOnBoard (... namedportofshipment) Франко борт (... название порта отгрузки) Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна. Экспортные тамож.форм-сти: Ответ-сть продавца. Имп.тамож. форм-сти: Ответ-сть покупателя

Категория C Основная перевозка оплачена продавцом

CFR

морские и внутренние водные перевозки

CostandFreight (... namedportofdestination) Стоимость и фрахт (. название порта назначения) Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна. Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя

CIF

морские и внутренние водные перевозки

Cost, InsuranceandFreight (... namedportofdestination) Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) Переход рисков: С момента полной погрузки на борт судна Эксп. таможенные форм-сти: Ответст-ость продавца. Импорт.таможенные форм-сти: Ответственность покупателя

CIP

любые виды транспорта

CarriageandInsurancePaidТo (... namedplaceofdestination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...назв.места назначения)Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя

CPT

любые виды транспорта

CarriagePaidTo (... namedplaceofdestination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения) Переход рисков: В момент доставки/передачи перевозчику Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя

Категория D Доставка

DAT

любые виды транспорта

DeliveredAtTerminal (... namedterminalofdestination) Поставка на терминале (.название терминала) Переход рисков: В момент доставки товара на терминал покупателя Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца Импортные таможенные формальности: Ответственность покупателя

DAP

любые виды тр-та

DeliveredAtPiont (.namedpointofdestination) Поставка в пункте ( название пункта)Риски: В момент доставки товара в пункт указанный покупателем. Эксп.таможенные форм-сти: Ответс-сть продавца Имп. таможенные форм-сти: Ответ-сть покупателя

DDP

любые виды транспорта

DeliveredDutyPaid (... namedplaceofdestination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения) Переход рисков: В момент передачи товара в распоряжение покупателя Экспортные таможенные формальности: Ответственность продавца Импортные таможенные формальности: Ответственность продавца

При внешнеэкономической сделке базисные условия поставок «Инкотермс 2010» указывают условия поставки товара и определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров. В зависимости от базиса поставки контрактная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочные расходы, страхование, пошлины и иные сборы.

Поэтому при формировании цен, исполнении контракта и определении расходов, которые несет экспортер и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные, необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на поставщика, исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Например, при заключении контракта на условиях «Франко-перевозчик» (…название места)» (FCA) в цену товара входит стоимость товара, расходы по таможенному оформлению груза, стоимость погрузки товара на транспортное средство. Считается, что продавец выполнил свои обязательства по отношению к покупателю, если он оформил грузовую таможенную декларацию, «затаможил» груз и передал его организации-перевозчику или покупателю, который самостоятельно доставляет груз до своего склада или иного места назначения.

Для покупателя наиболее эффективным является базис DDP. Продавец по условиям поставки DDP исполняет максимальные обязанности - несет расходы и риски по доставке, таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов (при экспорте, импорте и транзите, через третьи страны). При указанном базисе покупатель обязан по просьбе продавца оказать ему за его счет и за его риск полное содействие в получении любой импортной лицензии или другого официального свидетельства, требуемого для импорта товара.

При базисных условиях поставки CIP на поставщика ложится больше обязанностей. Именно он обязан предоставить товар названному им перевозчику, осуществить страхование груза, а также произвести таможенную очистку товара для экспорта. Покупатель может заключить договор страхования с большим покрытием. На покупателя возлагаются все расходы на выполнение таможенных формальностей, подлежащих оплате при импорте товара. Расходы по таможенному оформлению и уплате таможенных пошлин, налогов и сборов при транзите через третьи страны могут ложиться и на покупателя, и на продавца в зависимости от условий контракта. При применении «доставки грузов морским или речным путем» для продавца наиболее приемлема реализация товара на условиях FOB и CIF. В обоих случаях продавец снимает с себя риск случайной гибели или повреждения товара с момента погрузки товара на судно и получения коносамента в порту отправления. Продавец получает платеж сразу после поставки товара и предъявления банку соответствующих документов, то есть задолго до получения покупателем отправленного ему товара.

Таким образом, на основании указанных во внешнеторговом контракте базисных условий «Инкотермс 2010» рассчитывают контрактную (экспортную) цену товара, определяют обязанности продавца и покупателя по представлению и оплате коммерческих документов, распределяют между сторонами риск потери или повреждения товара [9].

В «Инкотермс 2010» нет положений о моменте перехода права собственности на товар. Это положение необходимо специально предусматривать во внешнеторговом контракте. В противном случае этот вопрос будет решаться на основе норм применяемого права.

В базисных условиях устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя. Риск гибели или повреждения товара так же, как и обязанности по оплате соответствующих расходов, переходят от продавца на покупателя с момента выполнения продавцом обязанности по поставке товара.

В контракте лучше определить, что переход права собственности на экспортируемые товары происходит в момент передачи товара перевозчику, то есть в момент выполнения поставки при данном базисном условии.

Делись добром ;)