Организация и техника импортных операций по поставке продукции потребительского назначения (на примере ЗАО "Регата")

дипломная работа

1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции

Алкогольный сектор в России с давних пор представляет особое значение, как с социальной точки зрения, так и с позиции российской экономики в целом. Он занимает лидирующие позиции среди других секторов, относимых к сельскохозяйственной и пищевой промышленности. Несмотря на то, что за последние пятнадцать лет доля алкогольной продукции уменьшилась в общем объеме товарооборота России более чем в три раза, алкогольный сектор по-прежнему остается одним из самых значимых секторов с традиционной социальной точки зрения, а также является одним из важных источников поступления доходов в российский бюджет, так как основная масса алкогольной продукции производимой в России и поставляемой из-за рубежа является акцизной, что позволяет государству получать дополнительные доходы от любых видов реализуемой на территории России алкогольной продукции.

Современное состояние и перспективы развития российского рынка алкогольной продукции определяются мировой ситуация и общемировые тенденции. Это связано не только с открытием российского рынка для импорта различных видов алкогольной продукции, но также и с распространением общемировой тенденции взаимосвязанности рынков отдельных стран и начала образования глобальных региональных рынков в рамках общемирового глобального рынка.

На сегодняшний день основными тенденциями российского рынка являются:

1) постепенное восстановление физического объема рынка легальной водки и ликероводочных изделий (ЛВИ);

2) восстановление «гармонизации» и баланса рынков отечественной и импортной алкогольной продукции на алкогольном рынке России

3) начало формирования рынка российских алкогольных брендов, компаний и предприятий;

4) на водочном рынке - постепенное снижение роли импортной водки и отсутствие синергетического эффекта при размещении иностранного производства водки в России;

5) повышение минимальных цен на некоторые группы крепкого алкоголя

6) самое перспективное направление развития алкогольных компаний- создание групп многопрофильных (водка, ЛВИ, коньяк, вино) заводов в регионах

7) межрегиональная и региональная консолидация алкогольных компаний

8) алкогольный рынок России продолжает оставаться самым дорогим алкогольным рынком легального дешевого алкоголя в Европе и эта тенденция только возрастает;

9) рост потребления дорогой алкогольной продукции происходит наряду с ростом потребления алкоголя в сегменте дешевой водки, переходящей в нелегальный сегмент;

10) диверсификация бизнеса алкогольных компаний: расширение ассортимента российских производителей (присоединение предприятий по выпуску алкогольной продукции других видов; производство новых алкогольной продукции в рамках своих предприятий);

Несмотря на ряд проводимых сегодня мер по регулированию алкогольного рынка этот сегмент по-прежнему является "проблемной зоной" российской экономики, которую можно охарактеризовать следующим:

1) недопустимо высокий уровень теневого нелегального рынка - 40 - 50%; высокий уровень фальсифицированной, контрафактной и низкокачественной продукции;

2) наличие многочисленных административных барьеров с тенденцией к их нарастанию с нарушением единого экономического пространства страны;

3) высокая степень предложения и потребления населением суррогатов спиртных напитков;

4) высокая степень криминализации и коррупционности алкогольного рынка (уход от уплаты примерно 50% акцизов и других налогов в бюджет);

5)недобросовестная конкуренция на рынке, незащищенность операторов алкогольного рынка. [20.с.35]

Последние 5 лет на российском рынке наблюдается относительно стабильная ситуация с точки зрения производства легальной и доли нелегальной продукции, а также проведения государственных реформ в отношении алкогольного рынка. Но 2010 год стал для алкогольного рынка России во многом переломным. Год начался со старта антиалкогольной кампании, главным инструментом реализации которой выступила созданная в 2008 году федеральная служба Росалкогольрегулирование. Была введена минимальная розничная цена на водку, на предприятиях отрасли начались массовые проверки, что привело к приостановке лицензий у целого ряда производителей.

Главная тенденция 2010 года - сокращение в результате мер Росалкогольрегулирования нелегальной водки и ЛВИ в системе легальной розничной торговли. По итогам года объем легального алкогольного производства составит 235 млн. дал и увеличился в 2010 г. на 10% относительно 2009.

Из всей алкогольной продукции в 2010 году наибольший рост продемонстрировало игристое и столовое вино -- 15,3% (22,4 млн. дал) и 14,5% (45,1 млн. дал) соответственно. Из крепкого алкоголя выросло производство только водки на 3,7% -- 95,4 млн. дал. Сильнее всех упало производство ЛВИ: выпуск продукции крепостью менее 25 градусов снизился на 37% (3,4 млн. дал), продукции крепостью более 25% -- на 42,1% (7,5 млн. дал). Выпуск коньяка в 2010 году также сократился -- на 28,8% (9 млн. дал).

Рис. 1.1 Объем производства алкогольной продукции по основным товарным группам за 2010 г., в млн. дал.

Производство легального крепкого алкоголя упало в начале 2010 г. на 14,2%, во 2 квартале - на 15,1%; однако уже в 3 квартале спад прекратился и начался процесс «относительного роста» - по итогам января - сентября спад вышел на уровень 14,6%. По итогам года производство легальной продукции в группа крепкой алкогольной продукции в целом составит около 114,3 млн. дал.

Более трети всего объема российского производства водки и ликеро-водочных изделий приходится на Центральный федеральный округ. В Приволжском федеральном округе производится 21% данной продукции. Доля Южного федерального округа (включая Северо-Кавказский ФО) составляет более 16%.

Рис.1.2 Производство водки и ЛВИ по Федеральным округам России

Регионами с наибольшими объемами производства водки и ликероводочных изделий в 2010 году стали: Московская область, г. Москва, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская область, Республика Татарстан, г. Санкт-Петербург и Республика Башкортостан. Лидирует Московская область, производящая около 20% всей отечественной водки и ликероводочных изделий, в г.Москве выпускается около 10% данной продукции, производимой в России. Третье место занимает Кабардино-Балкарская Республика, производящая более 9% этой продукции. [17.с.25]

Рис. 1.3 Производство водки и ЛВИ по регионам России, в %

Крупнейшими российскими производителями водки и ликероводочных изделий являются ЗАО «Ликероводочный завод «Топаз», ОАО "Московский завод "Кристалл", ООО "Омсквинпром", ОАО "Татспиртпром" и ОАО "Башспирт". Наибольшая доля в структуре российского производства принадлежит ЗАО "Ликероводочный завод "Топаз" (более 10%), ОАО "Московский завод "Кристалл" занимает второе место по объемам выпускаемой водки и ликероводочных изделий в России, производя около 8% данной отечественной алкогольной продукции, третье место принадлежит ООО "Омсквинпром" - почти 5% производства отечественной водки и ликероводочных изделий.

Производство коньяка в 2010 году составило 676 тысяч декалитров, что практически на треть (28,4%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года. За восемь месяцев 2010 года производство коньяка сократилось на 21,6%.

На российском рыке наблюдается постепенное объемное восстановление в производстве низко алкогольной продукции. Если в 1 квартале 2010 падение составило 14,6%, то к концу года уже 11,3%. В целом объем легального производства составит по итогам 2010 г. около 109,7 млн и дал. Объем производства вина и винодельческих изделий в 2010 году возрос на 4% по сравнению с предыдущим годом. В России вино занимает третье место по популярности среди алкогольных напитков после водки и ликероводочных изделий, а также пива. В 2010 году емкость рынка столовых вин оценивалась в 155 млрд. рублей. Около трех четвертей всего объема российского производства виноградных вин приходится на Южный федеральный округ (включая Северо-Кавказский ФО). Центральный федеральный округ занимает 13% производства, на Северо-Западный ФО приходится 9,0%.

Рис. 1.4 Производство вина по Федеральным округам России, в %

Регионами с наибольшими объемами производства вина и винодельческих изделий в 2010 году стали: Краснодарский край, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Ленинградская и калужская области. Лидирует Краснодарский край, производя около 43% всего отечественного виноградного вина. В Кабардино-Балкарской Республике выпускается 11% всего виноградного вина, производимого в России. Третье место занимает Ставропольский край, производящий 10% данной продукции.[17.с.23]

В отношении потребления алкогольной продукции наблюдается смещение потребительских предпочтений с высоких ценовых сегментов в низкие. Кроме этого, произошли изменения и в структуре потребления алкоголя. Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия соотношение между крепким и слабым алкоголем изменялось в пользу легких напитков.

Рис. 1.5 Объем продаж отдельных видов алкогольной продукции и пива в 2010 г., в тыс. дал.

На сегодняшний день наибольшую долю в структуре потребления алкоголя в натуральном выражении занимает пиво - 73%. В стоимостном же выражении доля пива в 2010 году составляла около 36% объема российского алкогольного рынка и превысила 480 млрд. рублей, что на 5.5% больше по сравнению с 2009 годом. При этом объем потребления сократился на 6,5%, причем сильнее всего снизилось потребление в городах с населением менее 100 тыс. жителей, а также сельских населенных пунктах, что связано с социальным фактором и переключением потребителей в этих регионах наиболее дешевую продукцию.

Второе место по объему потребления среди слабогоалкогольных категорий занимает вино - его доля в объеме всего потребленного алкоголя в 2010 году составляла 8.5%. Емкость российского рынка тихих вин в 2010 году оценивается в сумму чуть более 155 млрд. руб., рынок игристых вин - около 51 млрд. руб., рынок вермутов - 14 млрд. руб. В объемном выражении суммарное потребление всех категорий вина составило около 120 млн. дал, что почти на порядок меньше, чем пива. Основным фактором, формирующим потребительские предпочтения на отечественном винном рынке, остается цена. При этом в 2010 году доля вин отечественного производства в стоимостном выражении сократилась до 45% из-за возросшей конкуренции с вернувшимися на российский рынок дешевыми молдавскими винами. Снижение продаж отмечено практически во всех категориях вин, за исключением игристых.

Водка в потреблении крепкого алкоголя в натуральном выражении занимает около 95%. Объем рынка водки в 2010 году составил чуть более 200 млн дал. По сравнению с 2009 годом легальный рынок водки сократился по объему на 7%. В денежном же выражении продажи водки оцениваются в 490 млрд руб., что лишь немногим выше значения этого показателя за 2009 год.

По данным аудита розничной торговли, проводимого в российских городах с населением более 100 тыс. жителей, на протяжении нескольких предкризисных лет в стоимостном выражении отмечался рост доли дорогой водки суперпремиального и премиального ценовых сегментов. Субпремиальный ценовой сегмент, где укрепили свои позиции популярные водочные марки «Журавли», «Хортиця», «Белая березка», развивается быстрее остальных, при этом темпы роста его доли в последние годы стремительно увеличивались. В 2010 году доля этого сегмента в стоимостном выражении также выросла, увеличились и натуральные объемы потребления. [19.с.6]

В 2010 году бренди был одной из немногих категорий крепких алкогольных напитков, объем потребления которых увеличился. Продажи категории достигли 72 млрд. рублей, что на 5% больше показателя 2009 года. При этом 70% рынка бренди занимали отечественные марки напитка, 22% - бренди производства Республики Армения, импорт из других стран составлял около 8%.

Крепкий премиальный алкоголь (виски, французский коньяк, текила, джин, ликеры) - сегмент алкогольного рынка, демонстрировавший в России наиболее активный рост среди всех алкогольных напитков в течение пяти предкризисных лет. В 2010 году размер рынка достиг своего максимума в 50 млрд. руб. Тем не менее, это составляет лишь 10% в стоимостном выражении от всего российского рынка крепкого алкоголя. В 2010 году потребление премиальных спиртов сократилось больше всего. Общий объем ввезенного в страну премиального импортного алкоголя по итогам 2010 года оказался практически на четверть ниже объемов импорта 2009 года.

Самая крупная категория крепкого премиального алкоголя в натуральном выражении - виски. В 2010 году наблюдается рост доли виски на российском рынке на 4%, что связано с увеличением продаж более дешевых марок. Лидером рынка виски по-прежнему остается Johnnie Walker. В 2010 году его доля в стоимостном выражении превышала 26%, в прошлом году позиции этой марки немного ослабли. Далее идут White Horse, Chivas Brothers Jameson, Jack Daniels.

Второе место по объему продаж в стоимостном выражении в сегменте премиальных спиртов принадлежит французским коньякам. В 2010 году их составляла 27% рынка. Рынок коньяка в России довольно концентрирован - чуть более 80% рынка занимают пять ключевых марок - Hennessy, Martell, Remy Martin, Courvoisier, Otard.

Рынок импортных ликеров в 2010 году потерял 14% в стоимостном выражении (в рублях) в сравнении с 2009 г. Предпочтение потребителей сместились к ликерам российского производства, более доступным с точки зрения стоимости. Замыкают круг наиболее популярных в России элитных крепких алкогольных напитков - остающиеся «экзотическими» в России текила и джин. В 2010 году рынок текилы сократился на 9% в стоимостном выражении.

Джин является самой небольшой категорией в рассматриваемом сегменте. Этот рынок в 2010 году сохранил свой объем по стоимости. По сути, рынок джинов в России - это рынок двух игроков: Beefeater (около половины рынка в 2010 году), и Gordons (чуть более 40% рынка в 2010 году).

В отношении внешней торговли алкогольной продукции наблюдается существенный спад импорта, что обусловлено законодательными изменениями, вступившими в силу с 1 января 2010 г. и требующими получения дополнительных лицензий на импорт алкогольной продукции. Отложенные до момента получения лицензий поставки были осуществлены импортерами в феврале 2010 г., что вызывало значительный всплеск объемов импорта в этом месяце. В итоге суммарный объем ввоза алкогольной продукции в РФ в январе-феврале 2009 и 2010 г. оказался идентичным и составил 410,2 млн. л. Таким образом, прирост к 2009 году равнялся 27,1%, а к 2008 году -2,5%. [18.с.5]. Динамика импорта алкогольной продукции в Россию представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Общая динамика импорта всей алкогольной продукции за 2008-2010 гг. млн. л.

год

янв

фев

мар

апр

май

июн

июл

авг

сен

окт

ноя

дек

всего

2008

23,8

32,4

30,9

37,2

35,2

31,8

39,8

35,5

38,4

41,9

36,3

37,0

420,2

2009

13,6

20,7

26,8

26,3

23,5

23,3

24,6

26,1

30,7

35,0

36,1

36,1

322,8

2010

6,8

25,1

37,4

35,3

30,9

32,6

31,3

31,6

36,8

41,5

49,5

51,6

410,2

В категории вин объём импорта составил 300,8 млн. литров, прирост 26,6% к 2009 году и к 2008 году -0,5%. Рост игристого вина составил 59,8%, вермутов и ароматизированные вина на 27,9%, тихих вин на 22,2% и плодовых вин 1,3%.

В 2010 году увеличение объёма заграничных поставок наблюдается практически во всех сегментах рынка вина. Так, рост игристого вина составил 59,8%, вермутов - 41,9%, тихих вин - 20,4%. Отрицательный прирост эксперты зафиксировали только в секторе плодовых вин (-6,9%)

Рис.1.6 Динамика импорта вина в Россию, в млн. л

Вслед за импортом вин увеличиваются и объёмы поставок других алкогольных напитков. Так, с января по октябрь иностранные компании ввезли в Россию на 26,9% больше крепких спиртных напитков, чем за аналогичный период 2009 года. Итого крепких спиртных напитков за январь-декабрь текущего года в Россию было ввезено 109,4 млн. л

Портфель импорта КСН формируется следующим образом: Наибольшую долю занимает водка 37,1%, ее рост составил 27,1%, по сравнению с 2009 годом; виски занимает долю 17,5%, их рост по итогам 2010 года составил 42,8%. Рост коньяков и бренди был зафиксирован на уровне 24,8%, их доля 17,2%. Стоит отметить популярность рома, этот напиток вырос даже по сравнению с 2008 годом на 35,9%, а с 2009 на 42,9% до 3,5 млн.л.

Рис.1.7 Динамика импорта КСН в Россию, в млн. л

Импорт алкогольного напитка виски в последнее время набирает популярность в РФ. И по итогам 2010 года этого напитка было импортировано более 19 млн. л., заняв долю импорта КСН 17,5%, тем самым обогнав категорию коньяки и бренди. На российский рынок виски попадают в основном из Великобритании, доля 87,4%, а так же из Ирландии, доля 8,2% и из США с долей 3,4%.

Как видно из таблицы 1.2 среди экспортеров вина лидирующую позицию занимает Италия - 22,9 % экспорта, вторую строчку занимает Франция - 17,3 %, третье место принадлежит Испания - 10,6%.

Таблица 1.2

Доля стран-экспортеров вина на российском рынке за январь-декабрь 2009 и 2010 гг.

Страна

2009 г.

2010 г.

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

1

2

3

4

5

Италия

48,0

20,0

68,8

22,9

Франция

36,8

15,3

51,9

17,3

Испания

21,8

9,1

31,9

10,6

Болгария

33,5

13,9

31,4

10,4

Германия

22,1

9,2

26,3

8,8

Молдова

25,2

10,5

25,2

8,4

Украина

13,0

5,4

14,3

4,8

Чили

11,1

4,6

14,3

4,7

Абхазия

3,7

1,5

5,6

1,8

Литва

2,8

1,2

5,2

1,7

Аргентина

4,9

2,0

4,3

1,4

Сербия

2,7

1,1

4,0

1,3

США

2,4

1,0

2,5

0,8

Венгрия

2,0

0,8

2,2

0,7

ЮАР

1,8

0,8

1,9

0,6

Прочие

8,7

3,6

11,0

3,7

Всего

240,6

100

300,8

100

В импорте крепкого алкоголя географической структуры относительно 12 месяцев 2009 года наибольший прирост показали в основном все страны, например: Испания 208,7%, Пуэрто-Рико 81,4%, Франция 80,0%, отрицательный результат был зафиксирован у Финляндии 39,3% и у Швеции 22,4%. В целом КСН выросли на 26,9%. Объем экспорта КСН по странам экспортерам представлен в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Доля стран-экспортеров КСН на российском рынке в 2009 и 2010 г.г., в млн.л.

Страна

2009

2010

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

Кол-во (млн. л)

Доля (%)

Украина

46,7

54,2

56,3

51,5

Великобритания

12,5

14,5

18,0

16,5

Армения

8,3

9,6

9,8

9,0

Франция

3,3

3,8

5,7

5,2

Молдова

2,8

3,3

3,3

3,1

Ирландия

2,0

2,3

3,1

2,9

Мексика

1,8

2,1

2,3

2,1

Пуэрто-Рико

1,2

1,4

1,8

1,7

Финляндия

2,0

2,3

1,4

1,3

Беларусь

0,6

0,7

1,1

1,0

США

0,9

1,0

1,0

0,9

Швеция

0,8

1,0

0,9

0,8

Италия

0,7

0,8

0,9

0,8

Испания

0,3

0,3

0,7

0,7

Германия

0,4

0,4

0,6

0,5

Прочие

1,9

2,2

2,3

2,1

Всего

86,2

100

109,4

100

Говоря о компаниях- импортерах по итогам января-декабрь 2010 г. лидерами по объемам импорта являются компании Лудинг, International Logistic Systems, Моро, Бакарди Рус и Алианта.

Что касается экспорта, то на внешнем рынке Россия в большей мере представлена крепкими спиртными напитками. Из таблицы 1.4 видно, что большая доля поставок алкогольной продукции приходится на водочные изделия - 27,6 млн. л. Общий объем поставок алкогольной продукции за границу по итогам 2010 года составил 34 млн.л., что на 3,84 млн.л. больше чем в 2009.

Таблица 1.4

Объем поставок алкогольной продукции за границу в 2009-2010 гг.,

в млн.л.

2009

2010

Ликеры

0,39

0,49

Водка

26,3

27,6

Коньяк

0,47

0,25

Спиртовые настойки

2,5

4,9

Прочие

0,5

0,76

Всего

30,16

34,0

В 2009 году предложение российской водки и ликероводочных изделий на внешнем рынке сократилось на 9%. А в 2010 году ситуация изменилась в направлении роста экспорта данной продукции. Экспорт водки и ликероводочных изделий в 2010 году увеличился на 7%.

Так, в 2010 году произошло постепенное восстановление поставок российской водки за рубеж. Рост экспорта водки составил порядка 7,3%.

Наибольший объем экспорта отечественной продукции приходится на страны СНГ. Основными импортерами российской водки являются Латвия, Казахстан, Германия, Армения, США, Великобритания, Азербайджан и Украина.

Рис.1.8 Структура экспорта водки из России по странам

Среди российских поставщиков лидирующие позиции по поставкам водки занимают такие компании, как ЗАО «Веда», ГК « Кристалл», ЗАО «Ливиз», ООО «Оста-Алко», ЗАО «Топаз».

Второе место по объемам поставок российской продукции занимают спиртовые настойки. В 2009 года объем российского экспорта спиртовых настоек увеличился практически в 2 раза, как в натуральном, так и в денежном выражении и составил 4,9 млн. л и 2,9 млн. $ соответственно. Основным поставщиком спиртовых настоек на экспорт является компания ОАО СПИ-РВВК, занимающая 84% рынка.

Что касается ликеров, то в 2010 году их экспорт в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом вырос на 28%, однако по-прежнему останется небольшой долей в структуре российского предложения ликероводочных изделий на внешнем рынке. Основными импортерами российских ликеров являются Армения, Греция и Туркмения.

Делись добром ;)