Организация бизнеса в Индии

курсовая работа

1.2 Особенности правового положения иностранных субъектов предпринимательской деятельности

Основными организационно-правовыми формами ведения хозяйственной деятельности в Индии являются:

Государственные предприятия;

Компании - публичные и частные;

Товарищества;

Фирмы - в индивидуальной собственности.

Наиболее распространенной формой ведения хозяйственной деятельности являются компании с ограниченной ответственностью.

Коммерческая деятельность, осуществляемая в форме товариществ, регулируется в Индии Законом о товариществах (Partnership Act, 1932).

Бюро по регистрации компаний (Registrar of Companies - ROC, www.mca.gov.in) (далее - Бюро) и Совет по законодательству о компаниях (Company Law Board - CLB, www.clb.nic.in), обе организации работают в составе Департамента по вопросам компаний Министерства финансов и выполняют надзорные функции за соблюдением законодательства Индии о компаниях.

Формы иностранного делового присутствия в Индии

В соответствии с законодательством о компаниях (Закон “О компаниях” (Companies Act, 1956) (далее - Закон) и Закон “О валютном регулировании” (Foreign Exchange Management Act, 1999)) иностранные инвесторы могут начать хозяйственную деятельность в Индии путем создания компании со 100%-м иностранным участием, приобретения существующей индийской компании, или через:

совместное предприятие;

офис по связи;

офис проекта;

филиал-отделение иностранной компании.

В соответствии с вышеуказанными законодательными актами иностранная компания вправе создать в Индии новую компанию, владея до 100% (в зависимости от сектора экономики) ее акций либо создать совместное предприятие с индийским партнером. Для этого требуется предварительное разрешение Резервного банка Индии (Reserve Bank of India, www.rbi.org.in) и Совета по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotional Board, www.finmin.nic.in). Сферы деловой активности определяются соответствующими статьями Устава, а вопросы налогообложения и аудиторского контроля регулируются местным законодательством. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения. Калининград, 2000. - С.72

Иностранные компании. Иностранными компаниями считаются те, которые были созданы вне Индии и осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории страны. Деятельность иностранных компаний и их отделений регулируется указанным выше Законом.

В Индии все зарегистрированные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью, именуются зачастую местными, т.к. регулируются местными законами. Поэтому местное законодательство различает не национальные и иностранные фирмы, а фирмы-резиденты и фирмы-нерезиденты. компания бизнес индийский инвестирование

К зарубежным филиалам иногда относят и такие подразделения, в которых родительской компании не принадлежит ни одной акции (доли). Контроль над подобным подразделением компания осуществляет через заключенные с ним соглашения, например, через контракты на управление этим подразделением. Определяющим является не владение собственностью (части собственности) филиала, а скорее контроль над его деятельностью. Для подобных отношений используют термин "не акционерные формы собственности".

К зарубежным филиалам изредка относят и зарубежные представительства фирм.

Приобретение существующей индийской компании. Иностранный инвестор может приобрести компанию, уже существующую в Индии. Такое приобретение может быть осуществлено путем новых капиталовложений иили путем передачи акций существующей индийской компании иностранному инвестору с передачей прав управления.

Акции индийской компании могут быть приобретены у другого иностранного инвестора при наличии разрешения РБИ.

Законом “О валютном регулировании” предусматривается, что перед покупкой акций индийской компании иностранный инвестор должен получить разрешение РБИ. Подобное разрешение требуется и в случае передачи акций от иностранного инвестора резиденту Индии. При этом и продавец, и покупатель должны обратиться за разрешением.

В дополнение к разрешениям, которые должен получить иностранный инвестор, существующая индийская компания должна соблюсти условия Закона о компаниях, требования Совета по ценным бумагам Индии (Securities and Exchange Board of India, www.sebi.gov.in) (далее - Совет) и условия листингового соглашения с индийской фондовой биржей, если она внесена в листинг на фондовой бирже в Индии.

Офис по связи (Liaison Office). Иностранным компаниям разрешено открывать в Индии свои офисы для осуществления работы, связанной с проведением зарубежных деловых операций родительской компанией.

Такой офис не имеет право получать какие-либо доходы в Индии, а все затраты на его содержание должны покрываться исключительно за счет средств, полученных из-за границы.

Заявление об открытии офиса направляется в РБИ, от которого требуется получить индивидуальное разрешение. Кроме этого, иностранным компаниям, открывающим офис (деловой адрес) в Индии также необходимо выполнить ряд условий Закона “О компаниях”.

Компании, занятые в производстве или продаже военного имущества, телекоммуникационной продукции и в судоходстве (не владеющей судами) разрешается открывать офисы по связи с предварительного разрешения правительства.

Разрешение на открытие офиса по связи обычно выдается на срок 3 года, которой в дальнейшем может быть продлен.

Офис проекта (Project Office). Офис проекта открывается иностранным инвестором для реализации в Индии одобренных правительством крупных проектов или контрактов (строительство промышленных объектов, программы в сфере продовольствия и защиты окружающей среды и т.п.).

Разрешение на открытие проектного офиса необходимо получить от РБИ для каждого проекта.

Офису проекта не разрешается заниматься любой другой хозяйственной деятельностью, приносящей доходы Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2004. - С.188.

Филиал-отделение иностранной компании (Branch Office). Иностранные компании, осуществляющие деятельность в производстве или торговле могут открыть филиал-отделение на территории Индии для следующих целей:

Представлять материнскую компанию или другие иностранные компании для решения различных вопросов в Индии, к примеру, выступать в качестве торговых агентов.

Проводить исследования в сферах деятельности материнской компании, с последующей передачей полученных результатов индийским компаниям.

Осуществлять экспортно-импортные операции.

Осуществлять возможное техническое и финансовое сотрудничество между индийской и иностранной компаниями.

Судоходным иностранным компаниям, авиакомпаниям и банкам разрешено открывать филиалы в Индии на взаимной основе.

Родительская компания может полностью контролировать всю деятельность филиала-отделения.

Филиал-отделение иностранной компании без разрешения компании-учредителя не может самостоятельно привлекать индийских предпринимателей в качестве партнеров.

Форма филиала-отделения используется хозяйственными структурами за рубежом преимущественно в тех случаях, когда прочно обосновавшаяся в одной стране фирма организует свои филиалы в других странах.

В соответствии с данным Законом в Индии существуют следующие основные типы компаний:

частные компании (private company);

публичные компании (public company).

Частная компания

Частная компания имеет следующие особенности:

право передачи акций другим юридическим и физическим лицам запрещено;

число учредителейучастников от 2 до 50 (исключая служащих);

запрещена публикация информации об эмиссии ценных бумаг и долговых обязательств.

участники самостоятельно принимают решения по управлению компанией;

необязательно наличие наблюдательного совета и представительства рабочих и служащих в наблюдательном совете;

значительно смягчены требования в отношении публичной отчетности.

Публичная компания

Такая компания имеет следующие характеристики:

акции обычно свободно продаются/передаются другим юридическим и физическим лицам;

требуется минимум 7 учредителей/участников.

Холдинговые и дочерние компании

Помимо частных и публичных компаний указанный выше Закон регламентирует создание холдинговых, дочерних и благотворительных компаний на территории Индии.

В соответствии с Законом, холдинговая компания должна опубликовать точную информацию о своих филиалах и от нее не требуется подготовка групповых финансовых заявлений.

Согласно Закону компания S может стать дочерней компанией по отношению к компании H в одном из следующих случаев:

- компания H осуществляет контроль над принятием решений советом директоров компании S;

- компания H имеет более половины капитала компании S;

- компания S является дочерней компанией по отношению к другой компании, являющейся дочерней компанией компании H.

Компанию только тогда можно считать дочерней компанией по отношению к холдинговой, если:

состав ее Совета директоров контролируется холдинговой компанией;

больше чем половина ее голосующих прав контролируется холдинговой компанией;

она является филиалом другого филиала холдинговой компании.

Благотворительные компании

Если компания была создана с целью развития искусства, проведения научных исследований, религии, благотворительности или любой другой общественно полезной деятельности она считается благотворительной и регистрируется в соответствии с положениями Закона.

Такие компании не могут заниматься коммерческой деятельностью.

Процедура создания компании

Первый шаг по созданию компании заключается в регистрации ее названия в Бюро на территории штата страны, где компания будет содержать свой зарегистрированный офис.

В соответствии с Законом о компаниях последними словами в названии новой компании должны быть:

- “…Частная ограниченная” (…Private Limited) - в случае частной компании с ограниченными правами, и

- “…Ограниченная” (…Limited) - в случае публичной компании с ограниченными правами Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Внешнеэкономические связи М.: Финансы и статистика, 2003 - С.189.

Регистрация компании

В соответствии с упомянутым выше Законом для регистрации компании необходимо предоставить в Бюро по регистрации следующие документы:

заверенные копии учредительного договора и/или устава компании, а если документы не на английском языке, то и посольством заверенный перевод на английский язык;

полный адрес зарегистрированного офиса компании;

список руководящего состава компании;

полный адрес места деловой активности компании.

Необходимо также заплатить регистрационный сбор. Сумма сбора зависит от размера уставного капитала компании. После рассмотрения представленных документов Бюро в течение 30-ти дней выдает компании Сертификат о регистрации.

После получения Сертификата о регистрации, компания может сразу приступить к началу своей хозяйственной деятельности.

Учредительные документы компании

Учредительными документами компании являются - Учредительный договор (Меморандум) и Устав, которые подлежат обязательной регистрации.

Меморандум. Меморандум определяет структуру компании и ее взаимоотношения с другими компаниями и физическими лицами.

Меморандум включает в себя:

Название компании (с соблюдением описанных выше требований);

Цели и объекты деятельности компании, которые подпадают под две различные категории:

Главные объекты (цели) (обычно не более пяти) и вспомогательные объекты (цели).

Другие цели деятельности

* Сумма зарегистрированного и разрешенного капитала компании.

Устав. Статьи Устава регулируют внутреннее управление в компании. Они определяют рамки полномочий её сотрудников и устанавливают правила взаимоотношений между компанией и её участниками.

В то время как Меморандум определяет объекты и цели, для которых Компания была создана, Устав определяет правила и положения для достижения этих объектов и целей.

Вместе с Договором об учреждении компании, Меморандум и Устав обеспечивают организационную основу компании.

Ведение бухгалтерского учета и финансовые отчеты

Каждая компания должна представлять финансовую отчетность, в которой отражается состояние основного капитала, баланса наличности в виде денег и ценных бумаг, акционерного капитала и т.д. Эти сведения объединяются в следующих документах:

годовой отчет, включающий баланс;

счет прибылей и убытков и примечания к этим счетам;

отчеты правления;

отчеты ревизоров.

Кроме этого, компании обязаны вести книги бухгалтерского учета, в которых фиксируются все совершаемые сделки, все суммы, полученные и израсходованные компанией, все активы и пассивы.

Отчетность должна показывать истинное состояние дел компании на основе поступления данных в соответствии с двусторонней системой учета.

Регистрационные журналы, записи и учетные книги ведутся на постоянной основе в центральном офисе компании. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 2006. - С.177

Бухгалтерские и регистрационные книги хранятся в архиве компании в течение 8 лет.

Годовая финансовая отчетность в виде баланса и счетов прибылей и убытков должна представляться на рассмотрение учредителям и акционерам на каждом ежегодном общем собрании учредителей/акционеров.

Для рассмотрения на каждом ежегодном общем собрании акционеров Совет директоров должен представить:

финансовые отчеты компании, включающие баланс и счет прибылей и убытков (декларацию о доходах);

отчет аудиторской проверки;

отчет о деятельности Совета Директоров.

Отчетный финансовый период, как правило, составляет 12 месяцев, но в отдельных, разрешенных Бюро, случаях может быть меньше 12 месяцев, но не более 18 месяцев.

В соответствие с Законом “О подоходном налоге” финансовый год в Индии установлен с 1-го апреля по 31-е марта.

Закон “О подоходном налоге” также определяет формы балансового отчета и счета прибылей и убытков и от компаний требуется оформить годовую отчетность строго придерживаясь этих форматов.

Справочно:

Следует иметь в виду, что государство происхождения иностранного капитала (например, Россия) имеет ограниченные возможности для получения информации о деятельности компаний, созданных российскими субъектами на территории других стран (например, в Индии), поскольку такие компании находятся под юрисдикцией этих государств.

В этой связи, у российского субъекта, имеющего зарегистрированную компанию за границей, могут возникнуть осложнения при предоставлении своей финансовой отчетности в финансовые и другие органы России, т.к. он обязан исполнять законодательство страны приложения своего капитала.

В частности, законодательство Индии обязывает предпринимателя давать необходимые сведения иностранному государству лишь в случае совершения им уголовных преступлений на территории другой страны.

Переводы же финансовых средств, инвестиционная деятельность, открытие банковских счетов, валютные операции осуществляются в порядке предусмотренном местным законодательством.

Законодательство Индии не относит к преступлениям уклонение от уплаты налогов в зарубежных странах, если зарегистрированная в Индии компания оплатила все налоги в Индии.

Репатриация капитала

Инвестированный в Индии иностранный капитал может быть репатриирован, а также и прибыль по нему, после оплаты полагающихся налогов.

Возврат капиталовложений разрешается, при условии подтверждения, что акции приобретены на основе разрешения РБИ и что инвестиции были одобрены с упоминанием о возможности репатриации.

РБИ разрешает возврат капиталовложений после продажи зарегистрированных на бирже акций по текущей рыночной цене на автоматической основе. Если акции не зарегистрированы, продажная цена должна быть одобрена РБИ до возврата капиталовложений.

Аудит и ревизия

Финансовую проверку деятельности компании проводит аудитор, который обязательно должен являться членом Консультативного Комитета по налогам Индии (National Advisory Committee on Accounting Standards). Однако, в некоторых штатах разрешено использовать в качестве аудиторов членов других организаций.

Финансовые проверки деятельности компаний проводятся каждые 12 месяцев.

Аудитор компании сообщает акционерам о каждом проверенном балансе и счете прибылей и убытков на ежегодном общем собрании учредителей/акционеров.

Каждая компания с валовым доходом более 4 млн. инд. рупий в соответствии с Законом должна проводить аудит своих счетов. Ревизия проводится для обеспечения налоговых служб четкой и конкретной информацией необходимой для расчета налогообложения.

Кроме того, каждая компания с оплачиваемым уставным капиталом, превышающим 2.5 млн. инд. рупий на начало финансового года, или имеющая средние ежегодные доходы от продаж в течение 3-х последних лет выше 20 млн. инд. рупий, должна иметь соответствующую систему внутреннего аудита. Ответственность штатного аудитора - давать разъяснения по эффективности и адекватности такой внутренней системы проверки.

Закон “О компаниях” также предоставляет правительству страны право назначать специальные виды проверок в форме финансовых ревизий и расследований в случаях, если, по его мнению, вопросы компания решает не в соответствии с существующими деловыми принципами или финансовое положение дел в компании ставит под угрозу её платежеспособность.

Ликвидация компании

Согласно Закону “О компаниях”, компания может быть ликвидирована следующими путями:

по решению суда;

по решению учредителей, акционеров или Совета директоров.

Компании могут быть ликвидированы в соответствии с решением суда по многим обстоятельствам, некоторые из которых:

специальное решение компании о своей ликвидации;

неспособность компании оплатить свои долги;

неспособность провести уставное собрание акционеров.

Для компаний, которые ликвидируются по решению суда, правительство назначает официального ликвидатора. Ликвидатор осуществляет процедуру ликвидации компании и хранит все активы компании Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2002 - С.208.

Инициативная ликвидация компании имеет место в том случае, когда продолжительность существования компании, указанная в Меморандуме, истекла или, когда акционерами компании принято решение о её ликвидации.

Прежде, чем компания приступит к процедуре инициативной ликвидации, она, в соответствии с Законом “О компаниях”, должна получить разрешение Правительства на свое закрытие и трудоустройство персонала компании в соответствии с Законом “О промышленных спорах” (Industrial Disputes Act, 1947).

Для полного расчета с сотрудниками компании за границей, необходимо получение предварительного разрешения РБИ. Это разрешение может быть получено только после представления подтверждения об исполнении надлежащих выплат сотрудникам компании.

Билль о компаниях

В последние годы Правительство Индии находится в процессе работы над внесением изменений в положения Закона “О компаниях” в соответствии с современными требованиями. Эти изменения коснутся следующих областей:

Упрощение процедуры создания компании.

Создание фондов защиты инвесторов.

Освобождение частных компаний от необходимости перерегистрации в публичные компании на основе размера их оборота и принятия депозитов.

Пересмотр требований годовой отчетности, раскрывающих элементы финансовой политики компании и подтверждений, что она соответствует существующим стандартам. Введение запрета деятельности компаний, не выполнивших обязательства по оплате фиксированных депозитов путем открытия новых депозитов или предоставление межкорпоративных займов и инвестиций. Пересмотр порядка назначения средств депонентов, акционеров и держателей облигаций в случае их смерти.

Пересмотр порядка передачи акций и долговых обязательств.

Упрощение процедуры ликвидации компаний и назначения ликвидаторов и агентств по взысканию долгов. Фомичев В.И. Международная торговля:. М.: ИНФРА-М, 2006 - С.157-158

Делись добром ;)